Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 13:51, курсовая работа
Для поддержания конкурентоспособности организации и ее доли рынка сбыта, ей постоянно необходимо производить реконструкцию производственных мощностей, обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производственной деятельности, освоение новых видов деятельности. Для проведения реконструкции старого и покупки нового оборудования организации необходимо вложение денег, которое ей чаще всего недоступно по причине отсутствия свободных денежных средств. Для привлечения необходимых средств организация должна проводить соответствующую инвестиционную политику.
1 Основы инвестиционной деятельности организации………………………1
2 Задачи оценки инвестиционного проекта………………………………………10
3 Методы оценки эффективности инвестиций………………………………….17
4 Варианты оценки инвестиционной привлекательности……………….30
4 Варианты оценки инвестиционной привлекательности организаций
Оценка инвестиционной
привлекательности организации
зачастую необходима коммерческим и
международным банковским и финансовым
организациям, занимающимся кредитным
и институциональным финансиров
Во-первых, для потенциального кредитного инвестора (банка) и потенциального институционального инвестора (акционер, партнер в совместном предприятии) понятие «инвестиционная привлекательность» имеет совершенно различный смысл. Если для банка основным приоритетом в рассмотрении привлекательности баланса организации является ее платежеспособность (так как банк заинтересован в своевременном возврате основной суммы денег и выплаты процентов и не участвует в прибыли от реализации проекта), то для институционального инвестора акценты смещаются в сторону эффективности хозяйственной деятельности реципиента (прибыль на совокупные активы).
Во-вторых, имеет особое значение предполагаемая сумма инвестирования. Для капитальных вложений существуют как чистая текущая стоимость (NPV), так и внутренняя норма рентабельности (IRR). В этой связи особое значение имеет позиция инвестора по рассмотрению инвестиционной привлекательности организации. Если задача рассмотрения состоит в том, чтобы оценить привлекательность различных организаций на предмет размещения фиксированной величины инвестиций, то основным показателем будет чистая текущая стоимость. Если речь идет о диверсифицированных вложениях с возможностью варьирования суммы финансирования, то приоритет отдается показателю внутренней нормы рентабельности.
В-третьих, необходимо четко различать понятия абсолютной и относительной инвестиционной привлекательности организаций. Понятие «абсолютная привлекательность» относится к рассмотрению конкретного, четко специфицированного инвестиционного проекта.
Понятие «относительная инвестиционная привлекательность» всегда предполагает базу сравнения, и это может быть:
Поэтому при
оценке инвестиционной привлекательности
организации предварительно необходимо
четко специфицировать
а) что является базой оценки:
другие организации (ограниченный перечень);
заданные потенциальным инвестором целевые показатели окупаемости инвестиций (срок окупаемости, простая норма прибыли, чистая текущая стоимость, внутренняя норма рентабельности);
среднеотраслевая отдача на инвестированный капитал;
б) производится ли оценка инвестиционной привлекательности организации для конкретного инвестиционного проекта или этот момент не определен;
в) производится ли оценка инвестиционной привлекательности организации для фиксированных сумм инвестиций или этот момент не определен;
г) производится ли оценка привлекательности для кредитного финансирования или институционального финансирования;
д) накладываются ли инвестором ограничения по срокам окупаемости инвестиций, минимальной отдаче на инвестируемый капитал, ликвидности капитальных вложений и/или предельным суммам финансирования;
е) каков качественный характер финансирования (НИОКР, инновации, модернизация, поддерживающие инвестиции);
ж) каково дополнительное обеспечение (залог, минимальный остаток на счете, аккредитив и пр.).
Без четкого прояснения данных моментов оценка инвестиционной привлекательности организации теряет смысл.
С учетом сказанного выше существует огромное количество версий оценки инвестиционной привлекательности организаций в зависимости от спецификации требований заказчика:
а) характеру инвестиций. Это должны быть инвестиции в расширение производства (инновации) с целью создания новых рабочих мест;
б) предельному сроку окупаемости (8 лет). Кредитный период не должен превышать 8 лет;
в) минимальной отдаче на инвестиции. Рентабельность инвестиций (с учетом включения процента по привлечению в расходы) должна составлять не менее 20% годовых;
г) процент по кредиту составляет 30% годовых. Метод погашения кредита - straight-line (проценты выплачиваются ежеквартально, начиная с i-ого квартала, сумма основного долга погашается единовременно в конце срока финансирования).
Информационной базой выполнения оценки служат данные финансовой и оперативной отчетности организации.
При сравнении с последующим ранжированием ряда организаций по степени их инвестиционной привлекательности в силу ограниченности информации подход неизбежно будет носить упрощенный характер. Основным упрощением является простая экстраполяция существующих тенденций хозяйственной деятельности. Скажем, если на текущий момент отдача на совокупный капитал равна 30%, то предполагается, что по дополнительным вложениям (инвестициям) уровень отдачи будет таким же.
Оценку инвестиционной
привлекательности
1-й этап. Анализ ограничений идет в контексте выбора «соответствует - не соответствует». При соответствии организации из списка заданным ограничениям они включаются в «узкий список», при несоответствии - исключаются из дальнейшего рассмотрения.
Ограничение 1. Абсолютная окупаемость инвестиций при заданном проценте по привлечению средств.
Абсолютная окупаемость инвестиций по конкретным инвестиционным проектам считается по показателям чистой текущей стоимости (NPV) и внутренней нормы рентабельности (IRR). Необходимо дать приближенную оценку абсолютной окупаемости инвестиций в конкретные организации при общем условии. Например, процент (дисконт) равен 30%, срок кредитования равен 8 годам. Абсолютная окупаемость подразумевает положительное значение NPV и IRR.
Для предварительной оценки абсолютной окупаемости инвестиций производится следующая процедура:
Ограничение 2. Минимальная рентабельность инвестиций.
В некоторых случаях инвестор может задать целевой уровень окупаемости. В этом случае необходимо произвести дополнительную итерацию, подсчитав IRR за заданный инвестором период окупаемости (целевой уровень окупаемости может быть задан инвестором за определенный период). Например, в нашем случае инвестором могут быть заданы требования окупаемости инвестиций за первые два года на уровне не менее 44% чистого дохода (20% в год) и 60% за весь срок кредитования (8 лет). В этом случае считается IRR за заданный период и сравнивается с целевым показателем. Расчет производится по формуле сложного процента. Например, в нашем случае IRR за два года будет равняться 1,12-1 = 0,21 (т. е. 21% за два года), что меньше целевого уровня (40%). Следовательно, организацию необходимо вычеркнуть из «узкого списка».
Ограничение 3. Характер инвестиций и срок кредитования.
Для определения этого ограничения используется набор приемов и методических подходов, которые позволяют максимально объективно оценить изменяющиеся условия и определить характер и уровень конкурентной борьбы в отрасли. Алгоритм его проведения состоит из двух этапов и включает оценку уровня интенсивности конкуренции и стадии развития.
На интенсивность конкуренции влияют такие факторы, как угроза входа в отрасль новых производителей и со стороны продуктов-заменителей, внутриотраслевая конкуренция, давление на производителя покупателей, а также поставщиков сырья и материалов, макросреда и государственная политика. Оценка их влияния на общий уровень интенсивности конкуренции в отрасли проводится на основе балльно-экспертной шкалы.
Для оценки уровня конкуренции в отрасли удобнее применять инвестиционную матрицу, разработанную американским экономистом М. Портером, в которой выделяются три вида типовых стратегий повышения конкурентоспособности:
Таблица 8.42
Матрица инвестиционной привлекательности М.Портера
Целевой рынок сбыта |
Стратегическое преимущество | |
Низкие издержки |
Дифференциация продукта | |
Широкий |
1. Стратегия лидерства в снижении издержек |
2. Стратегия дифференциации продукта |
Узкий |
Стратегия фокусирования | |
3. с акцентом на снижение издержек |
4. с акцентом на дифференциацию продукта |
Стратегия лидерства в снижении издержек ориентирует организацию на обширный рынок и производство большого количества товаров, минимизацию издержек и дает возможность реализовывать товар по относительно низким ценам. Эта стратегия привлекает потребителей, ориентирующихся на низкие цены.
Стратегия дифференциации проду
Стратегия фокусирования исполь
При анализе
внешней среды большое значение
придается прогнозированию
Предположим, речь идет об инвестициях в организацию, находящуюся на рубеже стадий «зрелость» и «старение». В этом случае можно сделать вывод, что с условием предельных ограничений по сроку кредитования организация все-таки попадает в «узкий список». Для сравнения, если бы существовало, наоборот, нижнее ограничение по срокам освоения инвестиций (например, 10 лет), то предприятие в «узкий список» включать было бы нецелесообразно.
Информация о работе Анализ эффективности капитальных и финансовых вложений