Банковское законодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 18:11, реферат

Краткое описание

Непосредственно к понятию "банковское законодательство" можно отнести большое множество высших законодательных и подзаконных актов разного уровня: от законов до коротеньких сообщений местных управлений ЦБ.
Все эти документы можно разделить на четыре основные группы:

Вложенные файлы: 1 файл

отчет.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Банковское  законодательство.

Непосредственно к понятию "банковское законодательство" можно отнести большое множество  высших законодательных и подзаконных  актов разного уровня: от законов  до коротеньких сообщений местных  управлений ЦБ.

Все эти документы можно разделить на четыре основные группы:

  • группа специального банковского законодательства,
  • группа смешанного законодательства,
  • группа налогового законодательства,
  • группа отчетного законодательства.

Рассмотрим  каждую из них.

Специальное законодательство.

Группа специального банковского законодательства зиждется (как, впрочем, и остальные группы) на двух "основных" законах: Законе РФ "О Центральном Банке РФ (Банке России)" и Законе РФ "О банках и банковской деятельности". Оба они выходили и изменялись почти одновременно, что лишний раз подчеркивает их общую фундаментальность. Эти документы охватывают всю сферу деятельности, допустимую для банков, описывают общую структуру создания, функционирования, регулирования и реформирования денежно-кредитной системы России. Управляет, направляет и контролирует текущее состояние этого процесса Центральный банк Российской Федерации.

Уполномоченный  государством в ранге министерства, этот банк (непосредственно, либо через  свои представительства на местах), в целях осуществления своих функций регулирования и контроля, выпускает собственные подзаконные акты: письма, телеграммы, разъяснения и прочее.

Система законодательных  актов специального банковского  направления создается исключительно  Центральным банком России и регламентирует осуществление кредитными учреждениями только банковских операций.

Смешанное законодательство.

Кроме прямых банковских операций кредитные учреждения имеют  право осуществлять деятельность, совершая и иные сделки (описанные в той  же главе).

Эта область  коммерческой деятельности банков регламентируется еще большим количеством законов и подзаконных актов. Это - группа смешанного законодательства.

Она характерна тем, что сделки, осуществляемые в  пределах документов этой группы, могут  совершать не только банки, но и иные организации. Часть этой деятельности осуществляется свободно, часть же - при наличии соответствующей лицензии (например, лизинговая деятельность осуществляется по лицензии Министерства экономики РФ).

Законодательные акты этой группы выпускаются многими министерствами и ведомствами государства, в том числе и Центральным Банком, поэтому они относятся к смешанному законодательству.

 

Налоговое законодательство.

Налоговое законодательство стоит особняком от всего остального. Само понятие "налог" противоречит коммерческой деятельности, стремлению добывать, умножать капитал, растить свое дело. К сожалению, в условиях существования государства, других способов обеспечить общенациональные интересы всех граждан, кроме как с помощью уплаты налогов, не существует.

Согласно Закону РФ "Об основах налоговой системы  в РФ" круг плательщиков, объекты  и ставки налогообложения описываются  в соответствующих законодательных  актах. Это значит, что налог на имущество платится по Закону РФ "О  налоге на имущество предприятий", налоги в дорожные фонды - по Закону РФ "О дорожных фондах в РФ" и т.д. И все эти налоги платятся банками согласно упомянутым документам. Варьируются лишь ставки и базы налогообложения.

Лишь порядок  уплаты налога на прибыль банками  существенно отличается от подобных действий обыкновенных "небанковских" предприятий.

Дело в том, что банковские операции настолько  специфичны, что определять их себестоимость  только лишь на основании документов, регламентирующих деятельность предприятий, невозможно.

Отчетное законодательство.

Эта группа состоит  из документов, регламентирующих сроки, порядок и формы отчетности кредитных  учреждений перед Центральным Банком РФ, иными государственными органами и заинтересованными лицами.

В силу специфичности  банковской деятельности, отчетность о ней существенно отличается от отчетности обыкновенных предприятий. Банки дают о себе информации больше, чаще и шире, нежели любое другое коммерческое предприятие. Одних только инструкций и приказов ЦБ РФ об отчетности коммерческих банков более сотни, а общее количество документов приближается к тремстам.

Эффективность действия и уровень доступности  понимания материала многих нормативных  документов обратно пропорциональны  объему текста самого документа и  количеству разъяснений, дополнений и  исправлений его.

Коммерческие  банки контролируются и вглубь и  вширь. Ведется постоянная оценка их уставного и резервного фондов, резервов на покрытие кредитных и фондовых рисков, проверяются и перепроверяются  кассовые обороты, купля-продажа валюты и торговля ценными бумагами.

 

Банковские  операции.

Основные операции.

Все возможные  банковские операции делятся, в конечном итоге, на основные и на производные. Под основными принято понимать три вида операций, без которых, собственно говоря, банк уже и не банк.

Это:

- прием депозитов,

- выдача кредитов,

- расчеты и  платежи.

 На этих  же операциях основываются и  все производные операции. Простые  примеры: аккредитив - платеж по  условию, пластиковая карта - кредитование  и платеж.

Естественно, что  есть перечень основополагающих законодательных и подзаконных актов, которые касаются всех без исключения банковских операций. Вот они:

- Гражданский  Кодекс;

- Закон РФ "О  Центральном Банке РФ (Банке России)";

- Закон РФ "О  банках и банковской деятельности";

- Инструкция N1 от 30.01.96г. ЦБ РФ.

Гражданский Кодекс, в силу своего всеобъемлющего правового  охвата, имеет отношение к определенным операциям соответствующими главами.

Перечень документов, предписывающих проведение депозитных операций не так уж и велик. Вероятно, это является следствием того, что разнообразие депозитных операций ограничивается сроками, процентными ставками и условиями изъятия (пополнения) срочного вклада. Остальные условия по вкладным операциям либо усложняют их до состояния производных, либо укладываются в нижеперечисленные документы, описывающие правила работы с вкладами субъектов экономических отношений:

- Гражданский  Кодекс - глава 44;

- письмо Госбанка  СССР N338 от 22.01.91г.

Гораздо более  обширно банковское законодательство затрагивает активные операции. Из более чем полутора тысяч документов, касающихся банковской деятельности в целом, на настоящий момент к кредитованию относятся около двухсот.

Вот некоторые  из них: Гражданский Кодекс - глава 42 (в основном параграфы 1 и 2), инструкция Госбанка СССР N27 от 26.11.84г. "По кассовому исполнению государственного бюджета СССР", письмо N130А от 20.12.94г. "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам", многочисленные письма и телеграммы по отношениям, возникающим между Центробанком, коммерческими банками, сельхоз-, агро- и прочими производителями, районами Крайнего Севера, фермерами, малыми предприятиями и т.п. Кроме того, ЦБ РФ периодически выпускал телеграммы по изменению процентной ставки рефинансирования, кредитных отношений с коммерческими банками и прочая, прочая, прочая.

Долгое время  все расчетные (и производно-расчетные) операции регламентировались одним-единственным основным документом - "Правилами  безналичных расчетов в народном хозяйстве" (письмо Госбанка СССР N2 от 30.09.97г.), у которого потом приняло эстафету "Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации" (письмо ЦБ РФ N14 от 09.07.92г.). В этих документах довольно подробно и просто изложены основные технологические принципы, виды документов и способы ведения расчетно-платежных операций. Последний документ, кроме того, имел своей целью регламентировать "...общие подходы к организации расчетов и единый документооборот в банках". Уже то, что каждое из этих положений просуществовало до пяти лет, свидетельствует о том, что качество их было выше общего уровня документов того времени.

Производные операции.

Согласно вышесказанному, а также учитывая мнение ряда авторитетных экономико-аналитических изданий, с  большой долей вероятности можно  заявить, что в текущих операциях банков превалируют следующие производные операции:

- покупка-продажа  валюты и операции на валютном  рынке,

- факторинг;

- услуги хранения  ценностей;

- аккредитивные  операции;

- гарантийные  операции;

- эмиссия и  обслуживание пластиковых карт;

- консультационные услуги (VIP-услуги);

- доверительные  операции;

- покупка-продажа  ценных бумаг (и их производных);

- лизинг.

В данной части  разберем первые шесть операций, остальные  четыре относятся к общей деятельности, причем последние три вида деятельности осуществляются только лишь на основании соответствующих лицензий. Банк же имеет право заниматься такими сделками по уже упоминавшемуся Закону РФ "О банках и банковской деятельности".

Операции с  валютой сами по себе не являются прерогативой кредитных учреждений. Как уже упоминалось выше, валютное законодательство является специальным, т.е. представляет собой отдельную гроздь законодательных и нормативных актов.

Основным здесь  является Закон РФ от 09.10.92г. "О  валютном регулировании и валютном контроле". Этот Закон знаменателен тем, что текст его никогда не изменялся. Хотя в его развитие и выпускались инструкции, письма, разъяснения - сам Закон и по сей день остается самым прочным строением законодательной поры того времени. Документами, являющимися следствием упомянутого Закона являются:

- инструкция  ЦБ РФ N7 от 29.06.92 "О порядке обязательной  продажи...валютной выручки". Эта  инструкция тоже одна из самых  древних - она успела сыграть  предназначенную ей роль;

- инструкция  ЦБ РФ N11 от 20.01.93 "О порядке реализации гражданам товаров (работ, услуг) за иностранную валюту на территории Российской Федерации";

-  инструкция  ЦБ РФ N16 от 16.07.93 "О порядке открытия  и ведения уполномоченными банками  счетов нерезидентов в валюте  Российской Федерации";

- инструкция  ЦБ РФ N 19 от 12.10.93 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров";

- инструкция  ЦБ РФ N27 от 27.02.95 "О порядке организации  работы обменных пунктов на  территории Российской Федерации, совершения и учета валютно-обменных операций уполномоченными банками";

- инструкция  ЦБ РФ N 30 от 26.07.95 "О порядке  осуществления валютного контроля  за обоснованностью платежей  в иностранной валюте за импортируемые  товары";

- инструкция  ЦБ РФ N41 от 22.05.96 "Об установлении лимитов открытой валютной позиции и контроле за их соблюдением уполномоченными банками Российской Федерации";

- инструкция N45 от 26.07.96 "Об специальных счетах  в валюте Российской Федерации  типа "С" и положения о  порядке инвестирования средств нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг";

- инструкция  ЦБ РФ от 06.12.96 N 52) "О порядке  ведения бухгалтерского учета  операций с драгоценными металлами  в кредитных организациях".

Все вышеупомянутые инструкции выпускались с целью  упорядочить работу с валютой на территории Российской Федерации, а затем и стабилизировать экономическое состояние России в целом, а также найти соответствующую замену валюте, как средству накопления, сбережения и обращения в частности.

Факторинг, т.е. переуступка права требования в связи с финансированием, ранее описывался в письме Госбанка СССР N252 от 12.12.89г. Но, с тех пор, как вышла Инструкция N14 по безналичным расчетам, факторинг практически был лишен права на самостоятельное существование. Лишь с выходом второй части Гражданского Кодекса РФ (глава 43) этот вид банковской деятельности вновь приобрел право на жизнь.

Услуга хранения ценностей в сейфовых ячейках  банка, вероятно, одна из древнейших. Так  как одна из функций денег - это  средство сбережения, то попытаться сохранить их как можно лучше - вполне естественное стремление любого человека. Ну, а регламентация этой процедуры настолько проста, что не требует никаких дополнительных - к основным документам - инструкций ЦБ РФ.

Аккредитивные операции являются очень рентабельным и эффективным инструментом банковской деятельности. Являясь, по существу, нейтральным посредником между поставщиком и плательщиком, банк получает доход практически на пустом месте, гарантируя лишь своей незаинтересованностью сделку сторонних партнеров. Разумеется, только лишь в случае выставления покрытого аккредитива (за счет средств покупателя).

Регулирование аккредитивных операций  осуществляется все той же инструкцией N14 от 09.07.92г., а также параграфом 3 главы 46 части II Гражданского Кодекса РФ. Доля скепсиса, присутствующая здесь, имеет право на существование после сравнения объемов части 5 упомянутой инструкции и "Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов", вступивших в силу в 1994 году и являющихся основой для подобных операций во всем остальном деловом мире.

Информация о работе Банковское законодательство