Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 18:11, реферат
Непосредственно к понятию "банковское законодательство" можно отнести большое множество высших законодательных и подзаконных актов разного уровня: от законов до коротеньких сообщений местных управлений ЦБ.
Все эти документы можно разделить на четыре основные группы:
Гарантийное законодательство еще более слабо представлено в основных законодательных актах банковской сферы деятельности. Но, если учесть, что существует понятие "обычаи делового оборота", то можно применять "Унифицированные правила по договорным гарантиям" (в редакции 1978 года), являющиеся, кстати, приложением к инструкции Внешторгбанка аж с 1985 года.
Работа банков и расчетных учреждений на рынке пластиковых карт различного назначения ведется в России относительно давно - по сравнению с общим возрастом развития свободного рынка в стране, и совсем недавно - по сравнению с возрастом самих карт. Вероятно, именно последний фактор играет существенную роль в отсутствии на данный момент какого-нибудь существенного регулирования этого вида деятельности. Весь процесс эмиссии, распространения, авторизации, расчетов и т.п. так или иначе описывается в нормативных (технологических, административных) документах операторов той или иной карточной системы. Центробанк же, в частности, приложил здесь руку телеграммой о введении счетов для учета остатков по "карточным" счетам.
Консультационные услуги не представляют из себя ничего выдающегося в сфере банковской деятельности хотя бы от того, что вообще консультации может предоставлять кто угодно. Хотя, безусловно, проконсультировать, дать информацию, просто помочь клиенту банка быстрее всего может никто иной, как сам банкир. Сказать, что консультационные услуги как-то регламентируются вообще нельзя. Единственное упоминание о них, вероятно, можно найти в нормативных актах налогового характера.
Следующий рассматриваемый раздел - доверительные операции - является операцией, с одной стороны, уже достаточно распространенной, а, с другой стороны, применяющейся еще с опаской. Из нижестоящих законодательных актов в настоящий момент известны лишь Указ Президента РФ "О доверительной собственности (трасте)" от 24.12.93г., частично урезанный вышедшим после него Гражданским Кодексом РФ, да проект инструкции ЦБ РФ по учету доверительных операций. Но этому проекту уже около 3.5 лет, есть его новая редакция в духе времени, но нет никаких надежд, что в скором времени она станет полноценной инструкцией.
Следующий вид деятельности банков - операции на фондовом рынке - обладает огромной массой качеств, как положительных, так и отрицательных. Причем юридическое влияние рынка ценных бумаг и кредитных учреждений друг на друга практически одинаково. Рынок ЦБ в России развивался и развивается в основном благодаря именно банковским учреждениям. Используя свою "многопрофильную" лицензию банк с самого начала формирования этого рынка и до начала лицензирования, а следовательно разделения ролей, выполнял все функции на всех технологических этапах процесса купли-продажи бумаг: покупатель, продавец, агент, брокер, первичный дилер, гарант, депозитарий, реестродержатель, расчетный орган. Влияние их (банков) на рынок настолько велико, что руководство ЦБ имеет возможность шантажировать Федеральную комиссию по ценным бумагам уходом банков с торговых площадок.
Вполне естественно, что рынок этот уже зарегулирован настолько плотно, что упомянуть даже самые главные документы нет никакой возможности. Укажем хотя бы направления законотворческой деятельности различных государственных органов в этом плане:
- корпоративные ценные бумаги;
- государственные ценные бумаги;
- валютные ценные бумаги;
- производные ценных бумаг (фьючерсы, опционы, индексы и т.п.);
- биржи и торговые площадки;
- инвестиционные институты;
- лицензирование
деятельности и аттестация
- деятельность нерезидентов на российском фондовом рынке.
Лизинг является одной из самых тесных форм сотрудничества банков и производства, после прямого кредитования. К сожалению, в пору стагнации экономики, когда инвестиции практически бесприбыльны. Но, несмотря на это, Правительство РФ, некоторые министерства время от времени стараются привлечь капиталовложения в этой сфере деятельности, издавая протекционистские нормативные акты. И за 3 последних года их (этих документов) набралось около двух десятков. Вот только Центральный банк РФ в этом нормотворчестве не участвует.
Общая деятельность.
И в заключение
данного исследования нельзя не коснуться
создания, внутренней текущей работы,
проблем и ответственности
Создание, развитие, реорганизация, ликвидация.
Как уже упоминалось выше, в последнее время различные департаменты Центрального банка выпустили довольно большое количество инструкций, приказ, писем и т.д., хорошо разработанных и продуманных, касающихся непосредственной деятельности кредитного учреждения. В частности, была выпущена инструкция N49 от 27.09.96г. "О порядке регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности". Именно в ней подробнейшим образом, с приложением образцов документов, с разъяснениями: куда что посылать, даны указания по созданию, развитию, реорганизации и т.п. кредитного учреждения. Ликвидация же кредитного учреждения происходит согласно Гражданскому Кодексу РФ (статья 61 главы 4).
Операционная работа в банке.
Операционная работа в банке описана также подробнейшим образом, но очень старым документом - инструкцией еще Госбанка СССР N7 от 30.09.87г. "Правила ведения бухгалтерского учета и отчетности в учреждениях банков СССР".
Инструкция
по работе с наличностью до недавних
пор тоже не отличалась свежестью (N23
от 10.12.87г.), но она была отменена в
связи с выходом новой
Банковская тайна. Конфликтные отношения.
Проблема отношений "банк-клиент" всегда волновала хорошего банкира. Т.е. такого, который предполагал, что клиент останется у него после первой операции для второй, третьей и т.д. И если отношения "банк-клиент" еще как-то решались, то постепенно, по мере становления аппарата государственного надзора (административного и налогового), в эти отношения стали вклиниваться параллели "банк-госорган" и "клиент-госорган", что значительно усложнило процесс общения кредитного учреждения и клиента. В связи с этим, несмотря на многочисленные письма и приказы (Минфина, а особенно Госналогслужбы), банки начали вырабатывать свою линию поведения в случае конфликтных ситуаций, например при необходимости выдачи сведений различным контролирующим органам. В целях недопущения избыточного распространения информации о клиенте следует применять статью 26 Закона РФ "О банках..." (последняя редакцияЗакона) "Банковская тайна". В ней четко, а главное исчерпывающе описано, кто, при каких обстоятельствах и какую информацию может получать. Более того, вышедшая примерно в тоже время II часть Гражданского Кодекса РФ подтвердила это право клиента и банка на сохранение информации (статья 857 главы 45).
К сожалению, иногда
встречаются конфликтные
Функции коммерческих банков их организационная и управленческая структура
В механизме функционирования кредитной системы огромная роль принадлежит коммерческим банкам. Они аккумулируют основную долю кредитных ресурсов, предоставляют клиентам полный комплекс финансового обслуживания, включая выдачу ссуд, прием депозитов, расчеты, покупку-продажу и хранение ценных бумаг, иностранной валюты и т.д. По способу формирования уставного капитала банки подразделяются на акционерные, государственные, частные, кооперативные, смешанные. Во всех странах преобладают акционерные банки.
Коммерческий банк — это
предприятие, организующее движение ссудного
капитала с целью получения прибыли.
Сущность коммерческого банка
♦
аккумуляция и мобилизация
♦ посредничество в кредите;
♦ создание кредитных денег;
♦ проведение расчетов и платежей в хозяйстве;
♦
организация выпуска и
♦ оказание консультационных услуг.
Аккумуляция и мобилизация денежного капитала. Это одна из старейших функций банков. Мобилизуемые банком свободные денежные средства предприятий и населения, с одной стороны, приносят их владельцам доходы в виде процента, а с другой — создают базу для проведения ссудных операций. Именно с помощью банков происходит сосредоточение денежных средств и превращение их в капитал.
Посредничество в кредите является другой важной функцией коммерческих банков. Прямым кредитным отношениям между владельцами свободных денежных средств и заемщиками препятствует несовпадение объема капитала, предлагаемого в ссуду, с потребностью в нем. Не совпадает и срок высвобождения этого капитала со сроком, на который он требуется заемщику. Непосредственные кредитные связи между владельцами капитала и заемщиками затрудняет также риск неплатежеспособности заемщика. Коммерческие банки, выполняя роль финансового посредника, устраняют эти затруднения. Банковские кредиты направляются в различные сектора экономики, обеспечивают расширение производства. Ссуды предоставляются и потребителям на приобретение товаров длительного пользования, домов, их ремонт и т.д., способствуя тем самым росту уровня их жизни, решению социальных проблем. Заемщиком коммерческих банков выступает и правительство, поскольку государственные расходы нередко не покрываются доходами.
Создание кредитных денег. Особая функция банков — создание кредитных денег в виде банковских депозитов, которые используются с помощью чеков, карточек, электронных переводов. Коммерческие банки образуют депозиты, во-первых, принимая наличные деньги от своих клиентов. При этом общее количество денег в обращении не увеличивается, происходит лишь замена одного вида кредитных денег (банкнот) другим (депозитами).
Во-вторых, банк создает депозиты на основе выдачи банковских ссуд, приобретения у клиентов ценных бумаг, иностранной валюты и золота. При этом происходит увеличение объема денежной массы в обращении. Когда клиент снимает наличные деньги со счета в банке, общая денежная масса остается неизменной: деньги просто переходят из безналичной формы в наличную. Списание денег с депозитного счета (при погашении ссуд, продаже банком своим клиентам ценных бумаг, валюты, золота) ведет к сокращению денежной массы. В промышленно развитых странах коммерческие банки являются главным эмитентом денег. Поэтому центральные банки регулируют процесс денежной эмиссии прежде всего путем воздействия на масштабы и характер операций коммерческих банков.
Проведение расчетов и платежей в хозяйстве. Основная часть расчетов между предприятиями осуществляется безналичным путем. Банки — посредники в платежах. Они осуществляют платежи по поручению клиентов, принимают деньги на счета и ведут учет всех денежных поступлений и выдач.
Эффективное функционирование платежной системы в странах с развитой банковской структурой требует совершенствования технологии расчетных операций. В этих странах создаются различные расчетные системы. Например, так называемые клиринговые системы крупных коммерческих банков с широкой сетью их филиалов и отделений. Они позволяют банкам производить клиринговый зачет значительной части платежей в стране. Другой пример — жиросистемы, образованные банками — участниками расчетов, включая центральные банки. Централизация платежей в банках способствует уменьшению издержек обращения, а для ускорения и повышения надежности операций внедряются электронные системы расчетов.
Организация выпуска и размещения ценных бумаг. Через эту функцию реализуется важная роль банков в организации первичного и вторичного рынков ценных бумаг. Осуществляя для своих клиентов выпуск и размещение акций и облигаций, коммерческие банки имеют возможность направлять капитал для производственных целей, для финансирования государственных расходов. Рынок ценных бумаг дополняет систему кредита и взаимодействует с ней. Например, банки предоставляют посредникам рынка ценных бумаг ссуды для подписки на ценные бумаги новых выпусков, а те продают ценные бумаги банкам для перепродажи. Если компания — учредитель, на имя которой зарегистрированы ценные бумаги, сама продает их, то банк может обеспечивать подписчиков на выпущенные ценные бумаги. С этой целью банк создает консорциум по размещению ценных бумаг. Выпущенные крупными компаниями обязательства на большие суммы банки размещают среди своих клиентов, а не путем свободной продажи на фондовой бирже.
Оказание консультационных услуг. Консультационные услуги коммерческих банков заключаются в консультировании клиентов по таким вопросам, как повышение их кредитоспособности, получение лизинговых и инновационных кредитов, применение новых форм расчетов, использование пластиковых карточек, составление отчетности и др. За последние годы расширяются информационные услуги, связанные со сбором и предоставлением информации о кредитоспособности клиентов коммерческого банка, о рынке банковских услуг, процентных ставках по активным и пассивным операциям и т.д.
Организационная структура коммерческого банка определяется его Уставом, в котором содержатся положения об органах управления банком, их полномочиях, ответственности и взаимосвязи при осуществлении основных банковских операций.