Бюджетная политика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

1.Введение
2.Глава 1. Государственный бюджет в системе финансовых отношений
Бюджет как экономическая категория
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета
Доходы федерального бюджета.
1.3Правовые основы организации бюджетного процесса в РФ
История развития бюджетной системы в России
3.Глава 2. Бюджетная политика Российской Федерации
2.1. Основные задачи на новый бюджетный цикл 2013-2015гг
2.2 Основные параметры бюджетной системы и основные характеристики федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов
4. Заключение
5. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 87.27 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1.Введение

2.Глава 1. Государственный бюджет в системе финансовых отношений

    1. Бюджет как экономическая категория

1.2 Доходы и расходы  государственного бюджета 
Доходы федерального бюджета.

1.3Правовые  основы организации бюджетного  процесса в РФ

    1.  История развития бюджетной системы в России

3.Глава 2. Бюджетная политика Российской Федерации  
        2.1. Основные задачи на новый бюджетный цикл 2013-2015гг

2.2 Основные параметры  бюджетной системы и основные  характеристики федерального бюджета  на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов 
4. Заключение

 5. Список использованной литературы

 

Введение

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Возможность обслуживания Россией своего внешнего долга является ключевой проблемой как в текущем году, так и в среднесрочной перспективе. Объем платежей, связанных с погашением основного долга и процентов, воздействует на общее экономическое развитие страны, в том числе и на финансовую стабильность, состояние деловой активности, уровень жизни населения. Отношение к проблеме внешнего долга, в частности к необходимости и возможности его обслуживания в полном объеме, исполнительной и законодательной власти, а также непосредственных участников рынка - неоднозначное. Разнятся также и прогнозы, касающиеся последствий решений относительно обслуживания долга в полном объеме, неполного его обслуживания либо об отказе от выполнения договоренностей по внешним платежам. При этом очевидно, что каждый из перечисленных сценариев содержит одновременно позитивные и негативные моменты, способные существенным образом повлиять на развитие национальной экономики в среднесрочной перспективе.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени, и как будет решаться проблема внешнего долга.

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса и анализ особенностей и этапов управления внешним долгом, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.

Основными задачами настоящей курсовой работы являются: 
· раскрытие содержания государственного бюджета как экономической категории, его функций;

· рассмотрение основных этапов и определение стратегии управления внешним долгом РФ;

· определение целей и задач бюджетной стратегии на среднесрочную и дальнесрочную перспективу и рассмотрение основных параметров федерального бюджета.

 

 

Глава 1. Государственный бюджет в системе финансовых отношений

 

1.1. Бюджет как  экономическая категория 

Общее понятие государственного бюджета приведено в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. «Бюджет форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Однако в Бюджетном кодексе дано слишком общее понятие, характеризующее лишь одну его сторону как «Форму образования и расходования денежных средств…» 
Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда при помощи налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий, организаций и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (правового) установления государственного бюджета он рассматривается как финансовый план государства.

Главное назначение государственного бюджета с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.

Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода. Государственный бюджет страны основная форма планирования образования и использования централизованного фонда денежных средств в целях расширения производства, удовлетворения потребностей народа и укрепления обороноспособности государства.

Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением ¾ с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.

Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях.

С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Контрольная функция бюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства «сигнализировать» о том, как поступают в доход бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства, являются:

1) перераспределение национального  дохода и ВВП, которое влияет  на государственное регулирование  и стимулирование экономики, финансовое  обеспечение социальной политики;

2) контроль за образованием и использованием фонда денежных средств. 
В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание на концептуальную значимость бюджета в жизни страны, необходимость овладения тончайшим механизмом формирования и исполнения бюджетных параметров в рамках научно обоснованной бюджетной политики.

 
1.2 Доходы и  расходы государственного бюджета 
Доходы федерального бюджета.

 

В соответствие с бюджетным кодексом РФ, доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. 
Все доходы государства от способа из извлечения могут быть объединены в 2 группы: 
- налоги и другие обязательные платежи;

- прочие доходы.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся: 
1) федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год; 
2) таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи; 
3) государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

1) доходы от использования  имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

2) доходы от продажи  имущества, находящегося в государственной собственности, – в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;

3) часть прибыли унитарных  предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, – в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;

4) прибыль Банка России  – по нормативам, установленным  федеральными законами;

5) доходы от внешнеэкономической  деятельности;

6) доходы от реализации  государственных запасов и резервов.  
 
Расходы федерального бюджета. Под расходами бюджета понимаются денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы госбюджета – это экономические отношения, связанные с распределением и использованием централизованных денежных фондов государства по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Расходы бюджета тесно связаны с функциями государства. У каждого государства есть 4 первоочередные функции: экономическая, социальная, управления, военная. Поэтому и в расходах бюджета основное место занимают 4 группы : экономического назначения (на финансирование НХ), расходы на социально-культурные мероприятия – финансирование отраслей, обслуживающих население, в основном, путем предоставления бесплатных услуг (здравоохранение, образование, расходы на предоставление социальной помощи отдельным слоям и категориям населения; расходы на управление – связаны с финансированием органов исполнительной и законодательной власти, осуществляющих управление страной. В условиях государственного кредита есть и расходы на обслуживание государственного долга; военные расходы.

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

- обеспечение деятельности  Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской  Федерации, Счетной палаты Российской  Федерации, Центральной избирательной  комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной  власти и их территориальных  органов;

- функционирование федеральной  судебной системы;

- осуществление международной  деятельности в общефедеральных  интересах (финансовое обеспечение  реализации межгосударственных  соглашений и соглашений с  международными финансовыми организациями, международного культурного, научного  и информационного сотрудничества  федеральных органов исполнительной  власти, взносы Российской Федерации  в международные организации, другие  расходы в области международного  сотрудничества);

- национальная оборона  и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных  отраслей промышленности;

- фундаментальные исследования  и содействие научно-техническому  прогрессу;

- и т. д.

Министерство финансов предлагает следующие данные по доходам и расходам.

По сравнению с предыдущим бюджетным циклом в 2011 году доходы по отношению к ВВП увеличены на 2,1 процентного пункта, в 2012 году - на 2 процентных пункта, расходы по отношению к ВВП увеличены на 1,7 и 2,1 процентного пункта соответственно. При этом дефицит федерального бюджета в 2011 году снижен на 0,4 процентного пункта, в 2012 году увеличен на 0,1 процентного пункта.

Объем расходов федерального бюджета в 2013 году по сравнению с 2010 годом в номинальном выражении увеличится на 1 942,8 млрд. рублей, или на 19 %, при тенденции к сокращению их доли в ВВП с 22,7 % в 2010 году до 19,7 % в 2013 году. В реальном выражении общий объем расходов по сравнению с предыдущим периодом снизится в 2011 году на 2,7 % в 2012 году на 1,4 %, в 2013 году вырастет на 2,3 %.

 

1.3. Правовые основы организации бюджетного процесса в РФ

 

Основа бюджетно-правового статуса государства и его территориальных подразделений – право на самостоятельный бюджет, из чего вытекает широкий круг бюджетных полномочий, через использование которых и осуществляется это право.

  На каждом уровне власти бюджетная  компетенция имеет свои особенности. Содержание компетенции органов  власти Российской Федерации  обусловлено  ее суверенитетом. Бюджетные  права РФ обеспечивают создание  финансовой базы, без которой  не возможно осуществление государственного  суверенитета и компетенции РФ. Обладая такими правами, федеральные  органы власти формируют федеральный  бюджет, необходимый для функционирования  государства, для выполнения им  своих внутренних и внешних  функций. Через бюджетные права в РФ проводится единая социально-экономическая и бюджетно-финансовая политика.

Информация о работе Бюджетная политика Российской Федерации