Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 10:42, курсовая работа
Краткое описание
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Содержание
1.Введение 2.Глава 1. Государственный бюджет в системе финансовых отношений Бюджет как экономическая категория 1.2 Доходы и расходы государственного бюджета Доходы федерального бюджета. 1.3Правовые основы организации бюджетного процесса в РФ История развития бюджетной системы в России 3.Глава 2. Бюджетная политика Российской Федерации 2.1. Основные задачи на новый бюджетный цикл 2013-2015гг 2.2 Основные параметры бюджетной системы и основные характеристики федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов 4. Заключение 5. Список использованной литературы
Динамика поступления доходов
федерального бюджета в 2008 - 2012 годах характеризуется
снижением с 22,5% к ВВП в 2008 году до 18,9% к
ВВП в 2009 году и 18,4% к ВВП в 2010 году, в 2011
- 2012 годах доходы увеличились до 20,8% и
20,9% к ВВП соответственно, однако не достигли
уровня 2008 года (22,5%). За период 2008 - 2012 годов
нефтегазовые доходы снизились на 0,1% к
ВВП и ненефтегазовые доходы - на 1,5% к ВВП.
Уменьшение ненефтегазовых доходов обусловлено,
в основном, изменениями в налоговом
законодательстве (снижение с 1 января
2009 г. федеральной ставки налога на прибыль
организаций с 6,5% до 2,0% и отмена с 1 января
2010 г. единого социального налога).
В 2013 - 2015 годах предполагается
снижение доходов федерального бюджета
с 20,9% ВВП в 2012 году до 18,8% в 2013 году, с дальнейшим
снижением к 2015 году до 18,7% к ВВП. При этом
нефтегазовые доходы снижаются на 2,0% к
ВВП (с 10,5% к ВВП в 2012 году до 8,5% к ВВП в 2015
году) и ненефтегазовые доходы на 0,2% к
ВВП (с 10,4% до 10,2% к ВВП) (таблица 3.3):
Динамика доходов федерального
бюджета
Таблица 3.3
млрд. рублей
Показатель
Отчет
2012 год (закон с учетом
изменений)
Проект
2008 год
2009 год
2010 год
2011 год
2013 год
2014 год
2015 год
Доходы, всего
9 275,9
7 337,8
8 305,4
11 367,7
12 677,0
12 395,4
13 642,2
15 223,7
%% к ВВП
22,5
18,9
18,4
20,8
20,9
18,8
18,6
18,7
в том числе:
Нефтегазовые доходы
4 389,4
2 984,0
3 830,7
5 641,8
6 383,3
5 632,0
6 075,1
6 913,3
%% к ВВП
10,6
7,7
8,5
10,3
10,5
8,5
8,3
8,5
Ненефтегазовые доходы
4 886,5
4 353,8
4 474,7
5 725,9
6 293,7
6 763,4
7 567,1
8 310,4
%% к ВВП
11,9
11,2
9,9
10,5
10,4
10,3
10,3
10,2
Темпы роста (снижения) доходов
к предыдущему году, %
119,2
79,1
113,2
136,9
111,5
97,8
110,1
111,6
в том числе:
Нефтегазовые доходы
151,5
68,0
128,4
147,3
113,1
88,2
107,9
113,8
Ненефтегазовые доходы
100,1
89,1
102,8
128,0
109,9
107,5
111,9
109,8
Доля в общем объеме доходов,
%
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
в том числе:
Нефтегазовые доходы
47,3
40,7
46,1
49,6
50,4
45,4
44,5
45,4
Ненефтегазовые доходы
52,7
59,3
53,9
50,4
49,6
54,6
55,5
54,6
Снижение прогнозируемого поступления
нефтегазовых доходов в процентах к ВВП
в 2013 - 2015 годах по отношению к 2012 году обусловлено
снижением цены на нефть марки "Юралс"
и налогооблагаемых объемов экспорта
нефти и нефтепродуктов, а также более
низкими по сравнению с темпами роста
ВВП темпами роста курса доллара США по
отношению к рублю и налогооблагаемых
объемов добычи нефти.
Снижение ненефтегазовых доходов
федерального бюджета в процентах к ВВП
в 2013 - 2015 годах по отношению к 2012 году
связано, в основном, с прогнозируемым
уменьшением поступлений от взимания
ввозных таможенных пошлин и вывозных
таможенных пошлин на прочие экспортные
товары (за исключением углеводородного
сырья). Уменьшение прогноза указанных
доходных источников федерального бюджета
обусловлено снижением средневзвешенных
ставок ввозных таможенных пошлин и средних
ставок вывозных таможенных пошлин на
прочие экспортные товары в связи с вступлением
Российской Федерации во Всемирную торговую
организацию.
К 2015 году планируется рост
расходов федерального бюджета в номинальном
и в реальном выражении (таблица 3.4):
Динамика расходов федерального
бюджета
Таблица 3.4
Показатель
2012 год (закон с учетом
изменений)
Прогноз
2013 год
2014 год
2015 год
Прирост к предыдущему году
(расходы всего):
млрд. рублей
1 819,5
642,2
714,6
1 214,1
% (в номинальном выражении)
16,7
5,0
5,3
8,6
% (в реальном выражении)
10,1
-0,4
0,3
3,4
Прирост к ФЗ "О федеральном
бюджете на 2012 год и на плановый период
2013 и 2014 годов" (N 371-ФЗ
от 30.11.2011)
млрд. рублей
-343,3
-481,0
% от 371-ФЗ
-2,5
-3,3
В 2013 - 2015 годах планируется
продолжить восстановление использованных
в период кризиса 2008 - 2010 годов средств
Резервного фонда и его пополнение за
счет дополнительных нефтегазовых доходов
(таблица 3.5):
Прогноз объема Резервного
фонда
Таблица 3.5
млрд. рублей
Показатель
2012 год (закон с учетом
изменений)
2013 год
2014 год
2015 год
Объем Резервного фонда на начало
года
811,5
2 657,7
3 301,6
4 439,2
%% к ВВП
1,3
4,0
4,5
5,4
Курсовая разница
-74,6
40,2
148,9
128,5
Пополнение (использование)
средств Резервного фонда
1 920,7
603,7
988,7
722,6
Объем Резервного фонда на конец
года
2 657,7
3 301,6
4 439,2
5 290,3
%% к ВВП
4,4
5,0
6,0
6,5
Средства Фонда национального
благосостояния в 2013 - 2015 годах планируется
использовать в объеме, равном софинансированию
формирования пенсионных накоплений граждан
(таблица 3.6):
Прогноз объема Фонда национального
благосостояния
Таблица 3.6
млрд. рублей
Показатель
2012 год (закон с учетом
изменений)
2013 год
2014 год
2015 год
Объем Фонда национального
благосостояния на начало года
2 794,4
2 613,3
2 635,6
2 722,7
%% к ВВП
4,6
4,0
3,6
3,3
Поступления и курсовая разница
-173,6
32,3
97,1
87,7
Использование средств Фонда
национального благосостояния (софинансирование
пенсионных накоплений)
-7,5
-10,0
-10,0
-10,0
Объем Фонда национального
благосостояния на конец года
2 613,3
2 635,6
2 722,7
2 800,4
%% к ВВП
4,3
4,0
3,7
3,4
Финансирование дефицита федерального
бюджета будет осуществляться преимущественно
за счет государственных заимствований
и средств, поступающих от приватизации
федеральной собственности (таблица 3.7):
Источники финансирования дефицита
федерального бюджета
Таблица
3.7
млрд. рублей
Показатель
2012 год (закон с учетом
изменений)
Прогноз
2013 год
2014 год
2015 год
Всего источников
68,1
991,9
459,7
92,2
Государственные заимствования,
всего
842,1
1 376,3
1248,7
711,4
в том числе:
привлечение
1 519,9
2 063,8
1 908,9
1 688,7
погашение
-677,8
-687,6
-660,2
-977,3
Приватизация
300,0
380,0
475,0
385,0
Иные источники
-1 074,0
-764,4
-1 264,0
-1 004,2
из них:
Резервный фонд
-830,3
-603,7
-988,7
-722,6
исполнение государственных
гарантий
-92,8
-63,0
-230,7
-230,7
Таким образом, в структуре
источников финансирования дефицита федерального
бюджета заемные средства (сальдо по государственным
ценным бумагам, номинированным в рублях)
и средства от приватизации составят в
2011 году 90,3 %, а к 2013 году увеличатся до
99,9 %, средства Фонда национального благосостояния
- 0,3 %, 0,4 %, 0,5 % соответственно. Средства
Резервного фонда в 2011 году будут использованы
полностью.
В результате государственный долг Российской
Федерации увеличится по сравнению с началом
2010 года в 3,45 раза и составит к началу 2014
года 11 170,3 млрд. рублей, или 18 % ВВП, в том
числе внутренний - 8 826,3 млрд. рублей, или
14,2 % ВВП, внешний - 2 344,0 млрд. рублей (75,6
млрд. долларов США), или 3,8 % ВВП.
Таким образом, грамотное применение
инструментов бюджетной политики позволило
сформировать необходимый план действий
на будущий период для осуществления необходимого
финансового обеспечения бюджета РФ.
Заключение
С 1991 года в России сложилась
трехуровневая бюджетная система, которая
состоит из федерального, региональных
и местных бюджетов.
Бюджеты всех уровней являются
самостоятельными и не включаются друг
в друга по доходам и расходам, то есть
бюджеты субъектов РФ не включаются в
федеральный бюджет, а местные бюджеты
не включаются в региональные бюджеты.
За каждым уровнем бюджетной
системы закреплено право самостоятельно
формировать доходную базу и определять
направления расходования средств в соответствии
с Бюджетным Кодексом и налоговым законодательством
РФ.
Именно бюджет, показывая размеры
необходимых государству финансовых ресурсов
и реально имеющихся резервов, определяет
налоговый климат страны, именно бюджет,
фиксируя конкретные направления расходования
средств, процентное соотношение расходов
по отраслям и территориям, является конкретным
выражением экономической политики государства.
Через бюджет происходит перераспределение
национального дохода и внутреннего валового
продукта. Бюджет выступает инструментом
регулирования и стимулирования экономики,
инвестиционной активности, повышения
эффективности производства, именно через
бюджет осуществляется социальная политика.
От бюджетной политики зависит
так же размер и динамика государственного
долга, как внутреннего, так и внешнего.
Прогнозный бюджет до 2013 года повлияет
на внешний долг в пользу его увеличения.
Правительство Российской Федерации
работает над созданием комплекса взаимосвязанных
мер по повышению эффективности всей системы
государственного управления. Эти вопросы
нашли отражение в Программе повышения
эффективности бюджетных расходов на
период до 2012 года, в основу которой положены
программно-целевые принципы деятельности
органов исполнительной власти всех уровней,
включая расширение их самостоятельности
и усиление ответственности за принятые
решения. С 2012 года значительная часть
федерального бюджета должна быть представлена
в виде комплекса долгосрочных государственных
программ.
Что касается внешнего долга,
то Россия не является страной с экстремально
высоким уровнем государственного долга.
Однако, ситуация требует постоянного
контроля. Требуется существенная корректировка
всей политики управления государственным
долгом, предусматривающая ужесточение
процедур публичного финансового менеджмента.
Самой существенной конструктивной мерой
в области государственного долга должно
стать использование заимствований для
государственных капитальных вложений
непосредственно в производство и в социальный
комплекс.