Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 14:44, курсовая работа
Проблема справедливого и рационального распределения ограниченных ресурсов государства всегда являлась актуальной темой для исследований. Экономическая наука еще с момента своего зарождения уделяла значительное внимание тематике финансов государства. Наиболее важные шаги в понимании и переосмыслении теории финансов государства были сделаны в XVIII в. такими известными исследователями, как Уильям Петти, Адам Смит, Иоганн Юсти, Ф. Кенэ. Труды И. Юсти «Системы государственных финансов» (1766) и А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) можно по праву назвать фундаментом современной теории государственных финансов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...3
1. БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ………………………………….5
1.1 Экономические основы бюджетного планирования и
программирования…………………………………………………...5
1.2 Бюджетное планирование, как составная часть финансового
планирования, методы бюджетного планирования………………..7
1.3 Задачи и принципы бюджетного планирования………………10
1.4 Методы регулирования и сбалансирования бюджетов……….12
2. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА………16
3.БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС…………………………………………..24
3.1 Составление, рассмотрение и утверждение бюджета………....24
3.2 Порядок исполнения бюджета……………………………….....28
3.3 Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности………...31
4. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РАЗВИТЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ
СТРАНАХ……………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….41
Субъектам РФ и территориальным государственным внебюджетным фондам, а также местным бюджетам предоставлено право выбора составлять и утверждать проект соответствующего бюджета сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период). При этом выбор одного из вариантов горизонта планирования должен быть оформлен законом субъекта РФ (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, за исключением закона (решения) о бюджете.
На федеральном уровне непосредственным составлением проекта бюджета занимается Минфин России, на региональном и местном уровнях – финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Составление проекта бюджета основывается на:
1) бюджетном послании Президента РФ;
2) прогнозе социально-
3) основных направлениях бюджетной и налоговой политики.
Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В своем Бюджетном послании Президент РФ определяет приоритеты и основные направления бюджетной и налоговой политики Российской Федерации на очередной финансовый год.
Бюджетное послание Президента РФ – прямое руководство к действию как для исполнительных, так и для законодательных органов государственной власти РФ.
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального района (городского округа) разрабатывается на период не менее трех лет. Для поселений установлен период – очередной финансовый год либо очередной финансовый год и плановый период.
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается Минэкономразвития России и представляется Правительству РФ.
Определяющую роль в процессе подготовки проекта бюджета играет прогнозирование доходов бюджета и планирование бюджетных ассигнований.
Доходы бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития территории с учетом действующего законодательства РФ, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
Порядок и сроки составления проектов бюджетов бюджетной системы РФ регламентированы положениями БК.
Правительство РФ, высшие исполнительные
органы государственной власти субъектов
РФ, местные администрации
В законе (решении) о бюджете
должны содержаться основные характеристики
бюджета, к которым относятся
общий объем доходов бюджета,
общий объем расходов, дефицит (профицит)
бюджета, а также нормативы
Законом (решением) о бюджете устанавливаются:
- перечень главных
- перечень главных
- распределение бюджетных
ассигнований по разделам, подразделам,
целевым статьям и видам
- общий объем бюджетных
ассигнований, направляемых на исполнение
публичных нормативных
- объем межбюджетных
- общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период на первый год планового периода;
- источники финансирования
дефицита бюджета на очередной
финансовый год (очередной
- верхний предел
- иные показатели бюджета (ст. 184.1 БК).
В случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период проект закона (решения) о бюджете утверждается путем изменения параметров планового периода утвержденного бюджета и добавления к ним параметров второго года планового периода проекта бюджета.[2]
3.2 Порядок исполнения бюджета
Исполнение бюджета –
следующая стадия бюджетного процесса
после его утверждения. Из всех стадий
бюджетного процесса исполнение бюджета
представляет собой наиболее трудоемкий
процесс и связано с
Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.
В настоящее время в Российской Федерации действует казначейская система исполнения бюджета, пришедшая взамен действовавшей в России с 1918 по 1992 гг. банковской системы кассового исполнения бюджета. На самом деле, система казначейств уже существовала в России вплоть до 1917 г., но была упразднена. Поэтому образование в Российской Федерации единой централизованной системы органов Казначейства России ознаменовало второе рождение казначейской системы исполнения бюджета.
В 1992 г. Указом Президента РФ от 08.12.1992 № 1556 «О Федеральном казначействе» в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств была создана единая централизованная система органов Казначейства России с подчинением ее Министру финансов РФ. Это означало передачу централизованной системе органов Казначейства России всех функций по исполнению и контролю за исполнением федерального бюджета явилось обеспечение устойчивости финансовой системы.
Казначейская система исполнения бюджета отличается от банковской прежде всего тем, что в ее основе лежит принцип единства кассы. Этот принцип означает, что казначейство на едином счете контролирует все денежные потоки, возникающие в процессе исполнения бюджета, как по доходам, так и по расходам бюджета. Вместо множества разрозненных счетов распорядителей бюджетных средств вводится единый счет Казначейства России, на котором отражаются все поступления в федеральный бюджет и все платежи, осуществляемые из федерального бюджета.
Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:
- зачисление на единый
счет бюджета доходов от
- возврат излишне уплаченных
или излишне взысканных сумм,
а также сумм процентов за
несвоевременное осуществление
такого возврата и процентов,
начисленных на излишне
- зачет излишне уплаченных
и излишне взысканных сумм
в соответствии с
- уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы РФ;
- перечисление Казначейством
России средств, необходимых
Последовательное описание этапов и процедур исполнения бюджета по доходам и расходам предусматривает право финансовых органов на установление порядка исполнения соответствующего бюджета в рамках установленных БК требований.
Исполнение бюджета по расходам предусматривает:
- принятие бюджетных
- подтверждение денежных обязательств;
- санкционирование оплаты денежных обязательств;
- подтверждение исполнения денежных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Получатель бюджетных
средств подтверждает обязанность
оплатить за счет средств бюджета
денежные обязательства в соответствии
с платежными и иными документами,
необходимыми для санкционирования
их оплаты, а в случаях, связанных
с выполнением оперативно-
Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года также прекращают свое действие 31 декабря.
До последнего рабочего дня
текущего финансового года включительно
орган, осуществляющий кассовое обслуживание
исполнения бюджета, обязан оплатить санкционированные
к оплате в установленном порядке
бюджетные обязательства в
3.3 Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности
Составление и утверждение отчетности об исполнении бюджета является завершающей стадией бюджетного процесса. В 2007 г. в состав БК введен новый раздел VIII.1 «Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности», который содержит единую методологию и порядок составления, проверки и утверждения бюджетной отчетности.
После внесения изменений
в бюджетное законодательство правоотношения,
возникающие при ведении
Единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Минфином России.
Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию РФ.
Бюджетная отчетность включает:
Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Баланс исполнения бюджета содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета.
Отчет о финансовых результатах деятельности содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам классификации операций сектора государственного управления.
Отчет о движении денежных средств отражает операции по счетам бюджетов по кодам классификации операций сектора государственного управления.
Пояснительная записка содержит
анализ исполнения бюджета и бюджетной
отчетности, а также сведения о
выполнении государственного (муниципального)
задания и (или) иных результатах
использования бюджетных