Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 19:02, контрольная работа
В данной работе рассматривается бюджетный процесс РФ.
В условиях перехода к рынку бюджет является не только единственным плановым документом, утверждаемым в качестве закона, но и основой, вокруг которой организуется система финансового хозяйства в целом, финансовое планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики государства.
Актуальность исследования финансовой системы России объясняется еще и тем, что именно посредством нее государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций
Рис. 4 Структура консолидированного бюджета области
Остановимся на некоторых из них более подробно.
Принцип единства означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней.
Принцип полноты требует отражения в бюджете всех доходов и расходов, точного обоснования дополнительного привлечения средств, г
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлении из источников финансирования его дефицита.
Принцип гласности предполагает прозрачность бюджета, что означает соблюдение следующих требований:
Правительство России исходит из того, что сохранение и укрепление единого государства возможно только на основе самостоятельности федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, участия всех территорий в финансировании расходов федерального правительства через применение единых подходов к формированию доходной части федерального бюджета.
Однако анализ бюджетной работы свидетельствует о том, что принцип самостоятельности не получает достаточного практического подтверждения.
Следующую регламентацию принципа самостоятельности предлагает ст. 31 Бюджетного кодекса. Предусматривается:
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что они выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.6
Обобщая содержание принципов построения бюджетной системы, можно сказать, что их реализация должна определяться необходимостью выполнения общегосударственных экономических и социальных программ, а также перераспределением финансовых ресурсов для выравнивания развития регионов.
Бюджетный процесс – регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и местных бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов и юридических лиц.
Участниками бюджетного
Бюджетный процесс включает четыре стадии бюджетной деятельности:
Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.
При составлении проекта бюджета ставятся следующие цели:
Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В Бюджетном послании Президента РФ определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год.
Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Составление бюджета основывается на:
В ходе составления бюджета происходит длительный обмен сведениями, предложениями, оценками между главой государства, министерством финансов, министрами и иными главами государственных ведомств.
Прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период.
Перспективный финансовый план-документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Перспективный финансовый план законодательно не утверждается.
Основой для составления проекта бюджета является баланс финансовых ресурсов, который представляет собой баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории.
В процессе составления бюджета каждому главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств и бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг в зависимости от цели функционирования распорядителя Федеральный исполнительной власти разрабатывает и утверждает нормативы финансовых затрат на единицу предоставляемых или муниципальных услуг. Одновременно составляются план развития государственного и муниципального сектора экономики и целевые долгосрочные программы.
В случае не включения отдельных видов пособий, пенсий, компенсаций, дотаций и иных трансфертов населению в проект бюджета, составляющий проект данного бюджета, обязан одновременно представить проекты изменений и дополнений правовых актов, являющихся основанием для получения соответствующих трансфертов населением.
В проекте закона о бюджете должны содержаться: общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета, прогнозируемые доходы по группам, подгруппам, статьям, нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, общий объем капитальных и текущих расходов, расходы и доходы целевых бюджетных фондов, объемы финансовой помощи бюджетам других уровней. В проекте должны быть установлены лимиты предоставления инвестиционных налоговых кредитов, на срок превышающий очередной финансовый год, так же должны быть определены источники финансирования дефицита бюджета, верхний предел долга на 1 января, предел государственных внешних заимствований РФ.
Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются: объем ВВП на очередной финансовый год и темп роста ВВП в очередном году, уровень инфляции.
Составление проекта бюджета осуществляется не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
Первый этап – разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год. На его основании Министерство финансов РФ осуществляет разработку основных характеристик федерального бюджета и распределение расходов бюджета и проектировок основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу.
Одновременно Правительством РФ рассматриваются предложения об увеличении (сохранении) минимального размера оплаты труда и государственных пенсий, о порядке индексации заработной платы и пенсий. Принятые Правительством РФ основные характеристики федерального бюджета могут быть представлены в виде информации палатам Федерального Собрания по их запросам.
Министерство финансов РФ в двухнедельный срок со дня принятия основных характеристик бюджета направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета, уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ.7
Второй этап – распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере. Одновременно уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень федеральных целевых программ.
Согласование всех вопросов федеральными органами исполнительной власти завершаются не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году.
С 15 июля по 15 августа Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития РФ, проект федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов.
Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект закона о федеральном бюджете не позднее 15 августа текущего года, до 24 часов.
Совет государственной Думы или Председатель государственной Думы принимает решение о рассмотрении проекта бюджета или возвращает в правительство РФ. Проект федерального закона о бюджете направляется Советом Государственной Думы в течение 3 дней в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, в счетную палату РФ на заключение.
Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о бюджете в 4 чтениях.
Государственная Дума рассматривает проект бюджета в первом чтении в течение 30 дней со дня его внесения. В первом чтении обсуждается его концепция и прогноз социально-экномического развития РФ, основные направления политики, дефицит бюджета. В случае отклонения в первом чтении передают законопроект в согласительную комиссию, состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства РФ или возвращают в правительство РФ или ставит вопрос о доверии Правительству РФ. Доработка проекта в правительстве РФ длится в течение 20 дней при первом отклонении.
При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам классификации в пределах общего объема расходов, утвержденного в первом чтении.
Государственная Дума рассматривает во втором чтении законопроект в течение 15 дней со дня принятия его в первом чтении. Если Дума не поддерживает предложения Комитета по бюджету, она может рассматривать альтернативные варианты сбалансированного распределения расходов бюджета. Если Дума отклоняет во втором чтении проект федерального закона о бюджете на очередной финансовый год, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.