Бюджетный процесс в Российской Федерации. Сущность и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 07:55, курсовая работа

Краткое описание

Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов.
Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
3
1.Понятие, принципы, этапы бюджетного процесса…………………………..
4
2. Участники бюджетного процесса и их полномочия………………………..
6
3. Подготовка, рассмотрение и утверждение федерального бюджета. Исполнение бюджета, составление отчёта об его исполнении и его утверждение. Проблемы…………………………………………………………………...


8
Анализ федерального бюджета на 2010 год……………………………………
17
Анализ доходной части федерального бюджета……………………….
17
Анализ структуры расходов федерального бюджета…………………..
19
Анализ сбалансированности федерального бюджета………………….
20
Список литературы………………………………………………………………
23

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ФИНАНСЫ.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям

классификации доходов  бюджета Российской Федерации;

нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Также в проекте закона о бюджете должны быть установлены расходы бюджета по следующим показателям:

расходы бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации

расходов бюджетов Российской Федерации;

общий объем капитальных  и текущих расходов бюджета;

расходы и доходы целевых бюджетных фондов;

объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной  системы Российской Федерации, предоставляемой в форме дотаций и субвенций, в разрезе бюджетов, получающих указанную финансовую помощь;

распределение бюджетных  ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов соответствующего бюджета;

иные показатели определенные Бюджетным Кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления о бюджетном устройстве и бюджетном процессе.

В составе расходов на бюджетные инвестиции в проекте  закона о бюджете должны быть установлены лимиты предоставления инвестиционных налоговых кредитов на срок, превышающий пределы очередного финансового года. По соответствующим разделам расходов бюджета устанавливаются лимиты предоставления бюджетных кредитов на срок, превышающий пределы очередного финансового года. В проекте закона о бюджете должны быть определены следующие характеристики государственного или муниципального долга,  государственных или муниципальных заимствований:

-источники финансирования дефицита бюджета за счет государственных или муниципальных внутренних заимствований;

-верхний предел государственного или муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом;

-предел предоставления государственных или муниципальных гарантий третьим лицам на привлечение заимствований.

В проекте федерального закона о федеральном бюджете  должны быть также определены:

-верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом;

-предел государственных внешних заимствований Российской Федерации;

-объем и перечень государственных внешних заимствований Российской Федерации по показателям источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

-пределы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам и их юридическим лицам, а также международным организациям;

-предел предоставления государственных гарантий третьим лицам на привлечение внешних заимствований.

В целях составления  проекта бюджета на очередной  финансовый год должны быть подготовлены следующие документы и материалы:

-прогноз социально-экономического развития;

-основные направления бюджетной и налоговой политики;

-прогноз свободного финансового баланса;

-прогноз консолидированного бюджета;

-адресная инвестиционная программа;

-план развития государственного или муниципального сектора экономики;

-структура государственного или муниципального долга и программа внутренних и внешних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета;

-программа предоставления государственных или муниципальных гарантий;

-оценка потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот;

-оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год;

-другие документы и материалы.

Исходными макроэкономическими  показателями для составления проекта бюджета являются:

-объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год и темп роста валового внутреннего продукта в очередном финансовом году;

-уровень инфляции.

Второй стадией бюджетного процесса является рассмотрение и утверждение бюджета. Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов:

-о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах;

-о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

-о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год до 1 августа.

Проект федерального закона о федеральном бюджете  в течении трех дней направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение.

Государственная Дума рассматривает  проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях. Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 15 августа текущего года. Одновременно указанный законопроект представляется Президенту Российской Федерации.

Для обеспечения необходимой  степени конфиденциальности рассмотрения отдельных разделов и подразделов расходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета Государственная Дума утверждает персональный состав рабочих групп, члены которых несут ответственность за сохранение государственной тайны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В первом чтении проект рассматривается  в течении 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете Государственная Дума может:

-передать указанный проект в согласительную комиссию, включающую представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ;

-вернуть указанный законопроект в Правительство Российской Федерации на доработку на срок до 10 дней;

-поставить вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.

Предметом рассмотрения первого чтения закона о бюджете  является:

-концепция и прогноз социально - экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год;

-основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;

- основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

-проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

-доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям

-классификации доходов бюджетов Российской Федерации;

-распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации;

-дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита федерального бюджета;

-общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.

Государственная Дума рассматривает  законопроект во втором чтении в течении 15 дней со дня его принятия в первом чтении. Во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Субъекты права законодательной инициативы направляют в Комитет по бюджету поправки по расходам федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, в соответствии с указанными поправками Комитет по бюджету разрабатывает и вносит на рассмотрение Государственной Думы проект постановления Государственной Думы о принятии во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и о распределении расходов федерального бюджета на очередной финансовый год по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Если Государственная  Дума при рассмотрении во втором чтении указанного законопроекта не поддерживает предложения Комитета по бюджету, она может рассмотреть альтернативные варианты сбалансированного распределения расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Если Государственная Дума отклоняет во втором чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.

При рассмотрении Государственной  Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации, а также расходы по иным программам.

В третьем чтении законопроект рассматривается в течении 15 дней со дня принятия его во втором чтении.  В течении 10 дней Комитет по бюджету проводит экспертизу представленных поправок, готовит сводные таблицы поправок по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и главным распорядителем средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, рассматриваемым в третьем чтении, и направляет указанные таблицы в соответствующие профильные комитеты. Дальнейшему рассмотрению подлежат исключительно поправки, прошедшие экспертизу в комитете по бюджету и Правительстве Российской Федерации. Рассмотрение поправок по предмету третьего чтения параллельно проводится в Комитете по бюджету и соответствующем профильном комитете. При этом голосование поправок проводится Комитетом по бюджету и соответствующим профильным комитетом раздельно. Решение считается принятым, если результаты голосования указанных комитетов совпадают.

Государственная Дума рассматривает в четвертом чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течении 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в третьем чтении. При рассмотрении в четвертом чтении указанный законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается. Федеральный закон должен быть принят Государственной Думой до 1 декабря текущего года.

Принятый федеральный  закон о федеральном бюджете  в течении пяти дней со дня принятия передается на обязательное рассмотрение в Совет Федерации, которое длится до 14 дней. В случае отклонения федерального закона о федеральном бюджете Советом Федерации закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. Согласительная комиссия в течении 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный закон о бюджете на очередной финансовый год. Этот закон рассматривается в одном чтении. А затем снова передается на рассмотрение в Совет Федерации. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы.

В течении пяти дней со дня одобрения Советом Федерации федеральный закон направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. В случае отклонения Президентом закона о бюджете указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента Российской Федерации.

Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета. В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Бюджеты исполняются  по доходам и расходам. В частности, Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступающих из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства. Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета. Данные Главной книги казначейства являются основой формирования отчетов об исполнении федерального бюджета. Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.

Информация о работе Бюджетный процесс в Российской Федерации. Сущность и проблемы