Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 07:55, курсовая работа
Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов.
Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
3
1.Понятие, принципы, этапы бюджетного процесса…………………………..
4
2. Участники бюджетного процесса и их полномочия………………………..
6
3. Подготовка, рассмотрение и утверждение федерального бюджета. Исполнение бюджета, составление отчёта об его исполнении и его утверждение. Проблемы…………………………………………………………………...
8
Анализ федерального бюджета на 2010 год……………………………………
17
Анализ доходной части федерального бюджета……………………….
17
Анализ структуры расходов федерального бюджета…………………..
19
Анализ сбалансированности федерального бюджета………………….
20
Список литературы………………………………………………………………
23
Четвертой завершающей стадией бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого внебюджетного фонда в отдельности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных учреждений.
В отличие от действующего бюджетного законодательства, Бюджетный Кодекс Российской Федерации закрепил положение о том, что ежегодно не позднее 1 июля текущего года Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу и Счетную палату Российской Федерации отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Счетная палата Российской Федерации проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое направляется в Государственную Думу. Государственная Дума рассматривает представленный Правительством отчет в течении 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты Российской Федерации. При рассмотрении отчета Дума заслушивает доклады об исполнении федерального бюджета руководителей Федерального казначейства и министра финансов, а также доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства и заключение Председателя Счетной палаты РФ. Наряду с указанными лицами на заседании Государственной Думы могут выступить либо представить доклады с анализом рассмотренных в течении года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ. По итогам рассмотрение отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений:
-об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.
Анализ федерального бюджета на 2010 год
Бюджетным кодексом РФ состав доходов федерального бюджета установлен как совокупность собственных налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений. В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ. К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы (в том числе в соответствии с законодательством РФ таможенные платежи и государственная пошлина), перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ. Пропорции распределения налогов в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год.
К неналоговым доходам Б.с.Ф. относятся: доходы от использования или продажи имущества, находящегося в собственности субъекта Федерации (дивиденды по акциям; арендная плата за сданное в аренду имущество; проценты, полученные от размещения временно свободных денежных средств в банках; поступления от продажи акций, находящихся в собственности субъекта Федерации; доходы от реализации бесхозяйного и конфискованного имущества и т.д.); доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов гос. власти субъектов Федерации; средства, получаемые в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (сборы, взимаемые ГИБДД, штрафные санкции; суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступления, и т.п.).
К неналоговым доходам федерального бюджета кроме общего перечня неналоговых доходов также относятся:
– прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральными законами;
– доходы от внешнеэкономической деятельности.
В доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. В доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными законом (решением) о бюджете.
Все налоги можно подразделить на две основные категории: прямые и косвенные. В общем случае к прямым налогам принято относить такие налоги, которые выплачиваются налогоплательщиком со своих доходов или имущества в виде прямых платежей в бюджет. К ним относятся налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество и другие.
Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, которые взимаются путем включения налога в цену товара (тариф на услуги). К их числу относятся налог с оборота, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины. Особенностью косвенных налогов является то, что с их помощью налоговое бременя перекладывается с производителей товаров или услуг на их потребителей. Однако, на практике такой результат достигается не всегда.
В федеральном бюджете преобладают косвенные налоги (70%).
Нефтегазовые доходы. В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ. Эта статья в общем объеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. Ненефтегазовые доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов. Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 6 950 010 032,5 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 3 194 681 720,0 тыс. рублей;
Наименование |
% |
Сумма |
В С Е Г О |
100 |
8 846 973 525,7 |
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ |
12,3 |
1 087 435 934,5 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |
7,7 |
678 351 441,4 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
8,2 |
726 844 703,7 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА |
15,4 |
1 366 079 809,4 |
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО |
1,2 |
103 041 907,9 |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ |
0,1 |
12 310 715,9 |
ОБРАЗОВАНИЕ |
4,4 |
386 356 314,2 |
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |
1,2 |
107 340 168,1 |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ |
3,7 |
325 059 408,5 |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
3,7 |
328 751 096,0 |
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ |
42,1 |
3 725 402 026,1 |
Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты – 42,1%. Это свидетельствует о финансировании бюджетов субъектов РФ.
Вторым разделом, является национальная экономика – 15,4%. К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации.
Третье место - доля которого составляет 12,3% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Далее национальная безопасность и национальная оборона - 8,2% и 7,7% соответственно.
Следующим разделом, удельный вес которого снижается в общем объеме расходов, является образование 4,4 %.
Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает не значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета – 3,7% .
Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РФ.
Важнейшая задача - обеспечить его прозрачность для всех членов общества. Необходимо добиться, чтобы федеральный бюджет стал средством стабилизации государственных финансов. Он должен превратиться в надежную опору и гаранта для всех определенных законом получателей средств.
Дефицит федерального бюджета в сумме 2 936 910 907,6 тыс. рублей.
Источники финансирования дефицита федерального
бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов
Наименование |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА |
2 936 910 907,6 |
1 934 113 566,8 |
1 611 353 397,8 |
ИСТОЧНИКИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА |
2 507 330 610,0 |
1 419 717 127,4 |
1 036 508 018,8 |
Разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение |
568 382 355,7 |
748 597 978,0 |
236 514 368,3 |
Изменение остатков средств
на счетах по учету средств федерального
бюджета в течение |
2 245 870 113,4 |
762 400 000,0 |
812 900 000,0 |
в том числе: |
|||
изменение остатков средств Резервного фонда |
1 860 103 725,1 |
0,0 |
0,0 |
изменение остатков средств
Фонда национального благососто |
385 766 388,3 |
762 400 000,0 |
812 900 000,0 |
Иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета |
-306 921 859,1 |
-91 280 850,6 |
-12 906 349,5 |
ИСТОЧНИКИ ВНЕШНЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА |
429 580 297,6 |
514 396 439,4 |
574 845 379,0 |
Разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение |
552 509 670,1 |
612 134 737,1 |
680 139 992,5 |
Разница между
полученными и погашенными |
- 54 628 361,0 |
- 46 722 023,2 |
- 45 061 254,9 |
Иные источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета |
- 68 301 011,5 |
- 51 016 274,5 |
- 60 233 358,6 |
Список литературы:
Информация о работе Бюджетный процесс в Российской Федерации. Сущность и проблемы