Бюджетный процесс как форма управления бюджетной системой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 14:13, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время много внимания уделяется вопросам, связанным с финансовым устройством государства, внебюджетными фондами, государственным долгом, бюджетным дефицитом, межбюджетными отношениями. Особое внимание уделяется государственному бюджету, так как он представляет собой главный финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Поэтому разработка его показателей важна для всех уровней власти на всех этапах прохождения расчетов.
В ходе мобилизации в бюджет средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3

1.Бюджетный процесс как форма управления бюджетной системой……………...4

2.Анализ эффективности бюджетного процесса в России………………………...10

Заключение…………………………………………………………………………….22

Список литературы……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

готовая контрольная финансы БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС.docx

— 52.40 Кб (Скачать файл)

Со сводным финансовым планированием тесно связано бюджетное планирование. В отличие от сводного финансового планирования, осуществляемого, как правило, на более длительный период, бюджетное планирование является адресным и рассчитано на бюджетный период, т.е. не более чем на год.

 Одной  из задач бюджетной реформы  является переход к среднесрочному  бюджетному планированию. Так бюджет  на очередной финансовый год  является составной частью трёхлетнего  финансового документа, что, с одной  стороны, обеспечивает преемственность  государственной политики и предсказуемость  распределения бюджетных ассигнований  и, с другой стороны, позволяет  вносить по чёткой и прозрачной  процедуре ежегодные корректировки  в соответствии с целями государственной  политики и условиями их достижения.

Реформирование бюджетного процесса предусматривает переход преимущественно к программно- целевым методам бюджетного планирования. Это позволит обеспечить прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими результатами их использования в соответствии с приоритетами государственной политики. В отличие от преобладающего в настоящее время сметного планирования программно-целевое бюджетное планирование исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых результатов деятельности получателей бюджетных средств с одновременным мониторингом и контролем за достижением намеченных целей.

В настоящее время программно-целевое бюджетное планирование на федеральном уровне осуществляется в форме федеральных целевых программ, а также федеральной Инвестиционной программы.

На современном этапе должны быть внедрены новые методы планирования и исполнения бюджета, т.е. метод бюджетирования, ориентированный на результат – планирование, исполнение бюджета всех уровней и контроль результатов, полученных от использования бюджетных средств, на основе сопоставления целевых программ. В современных условиях в бюджетном финансировании, ориентируемом на результатах, для достижения более высоких параметров следует больше внимания уделять разработке и повышению качества подготовки целевых программ, их обоснованию, постоянно отслеживать ход выполнения программ, усилить санкции за их невыполнение.

Цель бюджетирования, ориентированный на результат- повышение эффективности использования бюджетных средств. Выделенные ресурсы должны реально соотноситься с ожидаемыми результатами, в противном случае ответственность размывается. Для создания эффективной системы необходим комплексной мониторинг использованных ресурсов и достигнутых результатов в рамках всего бюджетного цикла.

Рассмотрение и утверждение  проекта бюджета РФ.

На основании прогноза социально-экономического развития страны, сводного баланса финансовых ресурсов определяются основные направления бюджетной политики на очередной финансовый год, составляющие суть Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ (оно направляется не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году). С Бюджетного послания и начинается непосредственная работа над составлением проекта бюджета. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

В проекте закона о бюджете должны содержаться:

  • основные характеристики бюджета (общий объем доходов и расходов бюджета, дефицит бюджета);
  • расходы бюджета (общий объем капитальных и 
    текущих расходов бюджета; расходы и доходы целевых бюджетных 
    фондов; объемы финансовой помощи бюджетам других уровней);
  • распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств;
  • источники финансирования дефицита бюджета за счет государственных или муниципальных внутренних заимствований;
  • верхний предел государственного или муниципального долга по 
    состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым 
    годом; предел предоставления государственных или муниципальных 
    гарантий третьим лицам, на привлечение заимствований.

Проекты федеральных целевых программ, намечаемых к финансированию за счёт средств федерального бюджета, должны быть представлены в Госдуму одновременно с проектом федерального бюджета. Центральный банк РФ представляет в Госдуму проект основных направлений денежно-кредитной политики на планируемый год, предварительно согласованный с Президентом РФ и Правительством РФ. Выработка и согласование федерального бюджета на очередной финансовый год завершается не позднее 15 июля года, предшествующего планируемому году.

Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 26 августа текущего года. По всем финансовым вопросам и для работы с бюджетом в частности органы представительной власти разных уровней образуют специальные комитеты и комиссии. В Государственной Думе создан Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам. После рассмотрения в комитетах проект бюджета с замечаниями и предложениями депутатов  выносится на обсуждение Госдумы, которая обсуждает его в трёх чтениях.

Первое чтение длится до 20 сентября. На нём  депутаты обсуждают концепцию федерального бюджета и прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований РФ, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

  • доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ;
  • распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами субъектов РФ;
  • дефицит или профицит  федерального бюджета; общий объем расходов.

В случае отклонения проекта федерального закона о бюджете в первом чтении Государственная Дума может либо передать законопроект в согласительную комиссию, состоящую из представителей Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, либо вернуть его в Правительство РФ на доработку, либо поставить вопрос о доверии Правительству РФ. В случае передачи проекта федерального бюджета в согласительную комиссию она разрабатывает согласованный вариант основных характеристик федерального бюджета на следующий год и представляет проект закона на рассмотрение Государственной Думы повторно в первом чтении.

По итогам рассмотрения в первом чтении проекта закона о федеральном бюджете принимается постановление Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о Федеральном бюджете.

Госдума рассматривает во втором чтении закон о бюджете в течение 15 дней со дня принятия его в первом чтении.

При рассмотрении Государственной Думой проекта закона о федеральном бюджете во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема федерального бюджета и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

Именно во втором чтении Дума направляет в органы исполнительной и представительной власти субъектов Федерации сведения о распределении доходов от федеральных налогов и сборов между бюджетами РФ, утвержденном при первом чтении, а также о размере Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределении его средств, утвержденных во втором чтении. Если бюджет отклоняется во втором чтении, он передается в согласительную комиссию.

Государственная Дума до 15 ноября рассматривает проект закона о бюджете в третьем чтении в течение 25 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета. Расходы на финансирование федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программе на планируемый год. Утверждается программа государственных внешних заимствований РФ и предоставление государственных кредитов РФ иностранным государствам.

Принятый Государственной думой проект федерального закона о федеральном бюджете до 5 декабря передаётся на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня представления его Государственной Думой; при этом закон голосуется в целом. Одобренный Советом Федерации закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для его подписания и обнародования. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации он посылается в согласительную комиссию.

Секретные статьи федерального бюджета рассматриваются на закрытом заседании палат Федерального Собрания. Порядок расходования средств специальных секретных программ устанавливается Президентом РФ.

В случае отклонения Президентом РФ закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, указанный закон передается в согласительную комиссию. В этом случае в согласительную комиссию включается представитель Президента РФ.

Если федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год не вступает в силу до начала года (в случае непринятия Думой проекта о федеральном бюджете на очередной финансовый год до 1 декабря текущего года, а также в случае невступления в силу закона по другим причинам до 1 января очередного года) дума может принять закон о финансировании расходов из федерального бюджета в первом квартале очередного финансового года.

В Бюджетном кодексе РФ также урегулированы случаи внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете. В случае изменения финансирования по сравнению с Утвержденным федеральным бюджетом более чем на 10% . На территории каждого субъекта Федерации и муниципальное образования порядок и условия рассмотрения и утверждения бюджета устанавливаются представительными органами власти, которые принимают самостоятельные положения о бюджетном процессе на соответствующей территории. Тем не менее каждый из этих актов должен соответствовать общим принципам бюджетного процесса и правилам составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета.

Анализ казначейской системы  исполнения бюджета.

Исполнение бюджета - это действия по мобилизации и использованию бюджетных средств. Порядок исполнения бюджета устанавливает Правительство РФ по согласованию с органами власти субъекта РФ и органами самоуправления. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной и представительной власти осуществляют корректировку бюджетных назначений с учетом макроэкономических факторов, динамики цен и поступлений доходов в федеральный бюджет, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета.

В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Сущность казначейского исполнения бюджетов раскрывается в основном через присущие особенности:

    • Функционирование единого счёта соответствующего бюджета;
    • Осуществление операций по распределению поступлений в бюджетную систему РФ по её уровням через органы Федерального казначейства на счёте соответствующих бюджетов;
    • Применение системы лицевых счетов, отражающих движение бюджетных средств на счетах бюджетных организаций, открытых в кредитных учреждениях;
    • Доведение финансирования непосредственно до конечных бюджетополучателей;
    • Повышение оперативности и качества предварительного и текущего контроля над расходованием бюджетных средств;
    • Широкое внедрение автоматизационных систем в расчётах и обеспечения информационных потоков;
    • Обязательность осуществления и учёта кассовых операций органами Федерального казначейства.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы, который предусматривает зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета. Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Центральном банке Российской Федерации с учетом положений статей 156 и 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством через указанные счета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов, представляемой им финансовым органам.

Информация о работе Бюджетный процесс как форма управления бюджетной системой