Бюджетный процесс как форма управления бюджетной системой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 14:13, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время много внимания уделяется вопросам, связанным с финансовым устройством государства, внебюджетными фондами, государственным долгом, бюджетным дефицитом, межбюджетными отношениями. Особое внимание уделяется государственному бюджету, так как он представляет собой главный финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Поэтому разработка его показателей важна для всех уровней власти на всех этапах прохождения расчетов.
В ходе мобилизации в бюджет средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3

1.Бюджетный процесс как форма управления бюджетной системой……………...4

2.Анализ эффективности бюджетного процесса в России………………………...10

Заключение…………………………………………………………………………….22

Список литературы……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

готовая контрольная финансы БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС.docx

— 52.40 Кб (Скачать файл)

Исполнение бюджета – это этап бюджетного процесса, который начинается с момента утверждения закона о бюджете законодательным (представительным) органом власти и продолжается в течение финансового года. Его содержание заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета соответствующего уровня – федерального, регионального или местного. Можно выделить две стороны этого процесса: исполнение бюджета по доходам и исполнение по расходам.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

    • перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
    • распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
    • возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
    • учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета. Исполнение бюджетов по расходам предусматривает:

  • составление и утверждение бюджетной росписи;
  • утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
  • утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
  • принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
  • подтверждение исполнения денежных обязательств.

По расходам бюджет исполняется специальными субъектами — участниками бюджетных правоотношений, называемыми главным распорядителем бюджетных средств, распорядителями бюджетных средств, получателями бюджетных средств.

Для того чтобы в процессе исполнения бюджета обеспечить правильное и экономически обоснованное распределение средств, составляется детальный оперативный план поступления доходов и осуществления расходов по отдельным статьям бюджетной классификации и периодам времени, называемый бюджетной росписью.

Бюджетная роспись – это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией. Она является основой для исполнения бюджетов всех уровней.

Бюджетная роспись составляется главными распорядителями бюджетных средств по подведомственным распорядителям и получателям на основе утвержденного бюджета. Она формируется в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов и имеет поквартальную разбивку. В течение 10 дней со дня утверждения закона о бюджете роспись должна быть представлена в орган исполнительной власти, который отвечает за составление бюджета (на федеральном уровне это Министерство финансов). На основании росписей, подготовленных главными распорядителями бюджетных средств, Министерство финансов формирует сводную бюджетную роспись. Она должна быть составлена и утверждена министром финансов в течение 15 дней со дня принятия закона о федеральном бюджете. Затем сводная бюджетная роспись передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное Собрание и Счетную палату.

Работа по исполнению бюджетов всех уровней, т. е. бюджетный (финансовый) год, завершается в Российской Федерации 31 декабря. Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности об исполнении бюджета осуществляются уполномоченным исполнительным органом.

В установленном порядке уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и контрольный орган, а также в Федеральное казначейство.

Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом. Муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в Государственный комитет по статистике.

Организация бюджетного  учёта и отчётности.

В процессе исполнения бюджета все доходы, расходы, дефицит бюджета, а также все операции регистрируются в бюджетном учёте, организуемом финансовыми органами. Бюджетный учёт ведётся на основе плана счетов бюджетного учёта в обособленных регистрах учёта.

Финансовые органы осуществляют также бюджетную отчётность. Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Финансовые органы готовят отчёты об исполнении соответствующего бюджета на основании отчётов главных распорядителей бюджетных средств и бюджетополучателей. 

В установленном порядке финансовые органы представляют квартальные, годовые отчеты об исполнении бюджета в представительные исполнительные органы власти, а также в Федеральное казначейство. Муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в Государственный комитет по статистике.

При рассмотрении отчёта об исполнении бюджета в исполнительном органе субъекта РФ или местного самоуправления может назначаться внутренний аудит отчёта об исполнении бюджета, осуществляемый органами Министерства финансов РФ.

До начала рассмотрения отчёта в представительном органе власти проводится внешний аудит исполнения бюджета, который осуществляется соответствующими контрольно-счётными органами.

 

Реформирование бюджетного процесса.

В последние годы происходит реформирование бюджетного процесса.

Несовершенство бюджетного процесса выразилось:

  • В затянутости и громоздкости процедуры рассмотрения проекта бюджета представительными органами власти;
  • Нечёткости разграничения полномочий в бюджетном процессе между исполнительными и представительными органами власти;
  • Отсутствие системы оценки финансового результата деятельности органов власти разных уровней;
  • Ограниченности полномочий, следовательно, ответственности администраторов бюджетных средств при формировании и исполнении бюджета;
  • Отсутствие чётких формулировок целей и конечных результатов использования бюджетных средств;
  • Главный недостаток- отсутствие механизма обеспечения результативности использования бюджетных средств.

Всё это ограничивало возможности и стимулы повышения эффективности управления общественными финансами.

Главная задача реформирования бюджетного процесса - создание условий  и предпосылок для максимально эффективного управления общественными финансами в соответствии с приоритетами  государственной политики.

Одна из задач этой реформы заключается в переходе от управления бюджетными ресурсами на управление результатами путём повышения ответственности  и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса.

Расходные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности РФ, субъекта РФ, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления средства соответствующего бюджета.

Реестр расходных обязательств – свод указанных законов, нормативных правовых актов и договоров или отдельных положений, который должны вести органы исполнительной власти каждого уровня. При формировании бюджета расходные обязательства разделяются на действующие и принимаемые.

Бюджет действующих обязательств – это объём ассигнований, необходимый для исполнения в планируемом периоде расходных обязательств РФ (субъекта РФ, муниципального образования), обусловленных действующими нормативными правовыми актами.

К действующим обязательствам относятся:

    • трансферты населению, установленные нормативными правовыми актами РФ;
    • обязательства по предоставлению (оплате) государственных услуг в соответствии с законодательством РФ;
    • обязательства, вытекающие из долгосрочных бюджетных, целевых программ, а также адресной инвестиционной программы РФ;
    • погашение или обслуживание государственного (муниципального) долга в соответствии с условиями привлечения средств;
    • обязательства, вытекающие из международных договоров в планируемый период;
    • межбюджетные трансферты.

 

 

Заключение

 

Финансово-бюджетная политика государства осуществляется в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию, т. е. в ходе бюджетного процесса.

Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году. Бюджетный год в России длится с 1 января по 31 декабря.

Реформирование бюджетного процесса предусматривает переход преимущественно к программно- целевым методам бюджетного планирования. Это позволит обеспечить прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими результатами их использования в соответствии с приоритетами государственной политики. На современном этапе должны быть внедрены новые методы планирования и исполнения бюджета, т.е. метод бюджетирования, ориентированный на результат – планирование, исполнение бюджета всех уровней и контроль результатов, полученных от использования бюджетных средств, на основе сопоставления целевых программ. Цель бюджетирования, ориентированный на результат, - повышение эффективности использования бюджетных средств. Выделенные ресурсы должны реально соотноситься с ожидаемыми результатами, в противном случае ответственность размывается.

Главная задача реформирования бюджетного процесса - создание условий  и предпосылок для максимально эффективного управления общественными финансами в соответствии с приоритетами  государственной политики.

 

 

 

 

 

Список литературы.

    1. Бюджетный кодекс РФ
    2. Конституция РФ. 2013 г.
    3. Послание Президента РФ федеральному собранию
    4. “Финансы”: учебник / под ред. В.В. Ковалёва.- М.: ТК Велби, Проспект, 2010.- 634 стр.
    5. “Бюджетная система России”: учебник/ под ред. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2012.- 703 стр.
    6. “Международные финансы”: учебник / под. общей редакцией И. Н. Жук.- Мн.: БГЭУ, 2011.- 149 стр.
    7. В.И. Тресков “От годового бюджета к трёхлетнему” / Финансы №1 2010 г.
    8. Л. Е. Тишкина, А.В.Фрыгин “Формирование и исполнение местных бюджетов в новых условиях”/ Финансы №1 2010 г.
    9. Финансы № 10 2013 г.
    10. М. Решетников “О переходе к управлению, ориентируемому на результат, на региональном уровне” / Вопросы экономики № 3 2012 г. стр. 152 – 157.

 

 


Информация о работе Бюджетный процесс как форма управления бюджетной системой