Бюджетный федерализм. Основные направления развития в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 21:58, реферат

Краткое описание

В настоящее время практически невозможно представить ни одного документа федерального, регионального и муниципального уровней, связанного с социально-экономическим развитием, без упоминания или ссылки на тему межбюджетных отношений.

Все более очевидно, что проблемы межбюджетных отношений имеют как политическую, так и экономическую составляющие, а вот на вопрос, какая из них является превалирующей, ответить не всегда просто.

Отсутствие четкого понимания сути и значения термина межбюджетные отношения все чаще приводит к его некорректному употреблению в случаях, далеко отстоящих от реальных причин той или иной проблемы региона или муниципального образования.

Содержание

Введение 3

1. Бюджетный федерализм. Основные направления развития в РФ 5

1.1 Понятие бюджетного федерализма 5

1.2 Принципы бюджетного федерализма 7

1.3 Законодательная основа бюджетного федерализма в Российской Федерации 8

2.Бюджетный федерализм в Российской Федерации в настоящее время и его основные направления развития 9

1.Бюджетный федерализм в Российской Федерации в настоящее время 9
2.Основные проблемы бюджетного федерализма в России в настоящее время 16
2.3 Развитие бюджетного федерализма 24

Заключение 28

Список используемой литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по ФиК.docx

— 52.29 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                                                             3

1. Бюджетный федерализм. Основные направления  развития в РФ      5

     1.1 Понятие бюджетного  федерализма                                                 5

     1.2 Принципы бюджетного  федерализма                                             7

     1.3 Законодательная  основа бюджетного  федерализма в  Российской Федерации                                                                                                            8

2.Бюджетный федерализм в Российской Федерации в настоящее время и его основные направления развития                                                              9

    1. Бюджетный федерализм в Российской Федерации в настоящее время                                                                                                            9
    2. Основные проблемы бюджетного федерализма в России в настоящее время                                                                                       16

     2.3  Развитие бюджетного федерализма                                                    24

Заключение                                                                                                          28

Список  используемой литературы                                                                  30 

 

      Введение 

     Осуществление политических и экономических преобразований в России потребовало формирования качественно новой бюджетной  системы, адекватной федеративному  устройству государства, разработки принципиально  иной модели межбюджетных отношений. Для  этого был отпущен исключительно  короткий исторический промежуток времени. Во многом стихийно сложившаяся модель межбюджетных отношений не позволяла  государственным органам власти и органам местного самоуправления в полной мере реализовывать свои функции. Бюджетные проблемы стали  основной причиной конфликтов между  федеральным центром и субъектами Федерации, между региональными  и территориальными органами власти. Положение усугублялось нарастанием  кризисных явлений во всех сферах экономики, включая бюджетную сферу. Это потребовало на протяжении всего  пореформенного периода вносить  изменения в порядок организации  и механизм реализации межбюджетных отношений. Однако они носили бессистемный характер и не давали желаемого результата.

     Разработанная и одобренная постановлением Правительства  РФ от 30 июля 1998 г. «Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах», определившая основные направления бюджетной  политики, внесла определенные позитивные сдвиги в бюджетный процесс, но всех проблем не решила. Процесс реформирования межбюджетных отношений остается незавершенным, острота проблемы не снижается, а  напротив, возрастает. Не случайно одной  из основных задач департамента межбюджетных отношений, образованного в качестве структурного подразделения Министерства финансов Российской Федерации в  феврале 2003 г., является подготовка предложений  по совершенствованию бюджетной  системы Российской Федерации, развитию принципов бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами Российской Федерации и целях наиболее полного учета интересов и возможностей федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

     В настоящее время практически  невозможно представить ни одного документа  федерального, регионального и муниципального уровней, связанного с социально-экономическим  развитием, без упоминания или ссылки на тему межбюджетных отношений.

     Все более очевидно, что проблемы межбюджетных отношений имеют как политическую, так и экономическую составляющие, а вот на вопрос, какая из них  является превалирующей, ответить не всегда просто.

     Отсутствие  четкого понимания сути и значения термина межбюджетные отношения  все чаще приводит к его некорректному  употреблению в случаях, далеко отстоящих  от реальных причин той или иной проблемы региона или муниципального образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Бюджетный федерализм. Основные направления развития в РФ 

     1.1 Понятие бюджетного федерализма 

     Термин  «федерализм» этимологически происходит от лат. «foedus» - «союз, договор». Федерализм – неоднозначное понятие и может рассматриваться с разных точек зрения. В самом широком смысле под федерализмом понимается организационная структура чего-либо, основанная на принципах федерации, т.е. объединения каких-либо субъектов, сохраняющих определенную самостоятельность. С политико-правовой точки зрения, федерализм – это система государственного устройства на федеративных началах.

     Федеративное  государство в политико-административном отношении не представляет собой  единого целого – это союзное  государство, создаваемое из ряда государственных  образований. В федеративном (объединенном) государстве административно-территориальные образования, входящие в состав государства, обладают определенной самостоятельностью в рамках распределенных между центром и административно-территориальными образованиями полномочиями. Для него характерно бюджетное устройство, состоящее из трех уровней – государственный федеральный бюджет, бюджеты административно-территориальных образований, местные бюджеты.

     Бюджетное устройство Российской Федерации определяется ее государственным федеративным устройством  и закреплено Конституцией Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Конституции  РФ (1993г.) “Российская Федерация  – Россия – есть демократическое  федеративное правовое государство  с республиканской формой правления”.

     Российская  Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации. Субъекты РФ имеют свои бюджеты, которые представляют в совокупности бюджетную систему РФ.

     Отношения между органами власти и, соответственно, бюджетами разного уровня называются межбюджетными отношениями. Реализуются  межбюджетные отношения через систему  бюджетного устройства страны.

     Бюджетное устройство – это основанная на правовых нормах организация системы взаимосвязей не только между звеньями бюджетной системы, но и между участниками бюджетного процесса. Бюджетная система Российской Федерации представляет собой целостную совокупность бюджетов всех уровней, основанную на принципах построения бюджетной системы федеративного государства.

  • первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты, местные внебюджетные фонды;

     Понятие бюджетного федерализма впервые  ввели американские специалисты, понимая  под ним автономное функционирование бюджетов отдельных уровней власти, бюджетные взаимоотношения, основанные на четко сформулированных нормах.

     Финансово-бюджетный  федерализм — это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов и, в частности, в бюджетной сфере. Финансово-бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств. 

 

      1.2 Принципы бюджетного федерализма 

     Основные  составляющие бюджетного федерализма  базируются на ряде важных принципов. Для построения системы бюджетного федерализма необходимо наличие  не менее трех уровней бюджетной  системы. Помимо федерального, регионального  и местного уровней могут быть два и более уровней местных  бюджетов. Чрезвычайно важно сочетание  интересов бюджетов всех уровней. Объективную  основу этого дает то, что конечная цель органов власти любого уровня должна сводиться к интересам  населения. Весьма существенны такие  факторы, как равноправие субъектов  Федерации в их налогово-бюджетных  взаимоотношениях с федеральным  центром и законодательное разграничение  бюджетной ответственности между  федеральными и региональными органами власти и управления. Очень значим принцип высокой степени самостоятельности  бюджетов, при этом необходимо активное участие субъектов федерации  в формировании и реализации бюджетно-налоговой  политики государства, включая межбюджетные отношения. Наконец, чрезвычайно важен  принцип единства бюджетной системы.

     Многообразие  принципов бюджетного федерализма  может быть сведено к пяти ключевым:

     1) законодательное разграничение  полномочий по расходам между  органами власти всех уровней  управления;

     2) обеспечение соответствующих органов  власти необходимыми финансовыми  ресурсами для выполнения ими  возложенных на них функций;

     3) обеспечение вертикального и  горизонтального выравнивания доходов  всех звеньев бюджетной системы;

     4) наличие единых для каждого  звена бюджетной системы формализованных  прозрачных и всем понятных  методов регулирования бюджетов;

     5) самостоятельность и равноправие каждого бюджета, входящего в бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельности бюджетного процесса, в том числе определении направлений использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органам власти и т.д. 

     1.3 Законодательная основа бюджетного федерализма в Российской Федерации 

     Бюджетный федерализм, с правовой точки зрения, - это разграничение полномочий между  центральными органами государственной  власти Российской Федерации в области  бюджета.

     Основными законодательными актами федерального уровня, регламентирующими основы правовых бюджетных отношений и бюджетного федерализма в частности, являются:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Бюджетный кодекс Российской Федерации;
  • Налоговый кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 4 июля 2003 г. №95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации»
  • Ежегодные федеральные законы о федеральном бюджете
 
 
 
 
  1. Бюджетный федерализм в Российской Федерации в настоящее время и его основные направления развития
 
    1.   Бюджетный федерализм в Российской Федерации в настоящее время
 

     Российская  Федерация в настоящее время  отличается достаточно высоким уровнем  централизации - она может передать полномочия на нижестоящий уровень, а может - забрать их обратно. Последствием муниципальной и административной реформ, проводимых сейчас в России, явилось изменение и резкое возрастание  роли федерального центра. Ярким примером служат Федеральный закон от 6 октября  2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

     Единственным  способом превратить Россию в подлинную  федерацию является конституционное  урегулирование отношений между  центром и регионами. И, прежде всего, это должно касаться бюджетных полномочий, через объем которых и определяется подлинная самостоятельность и  субъектов федерации, и местного самоуправления.

Информация о работе Бюджетный федерализм. Основные направления развития в РФ