Валютная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 09:55, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения поставленных целей в работе ставятся следующие задачи, определяющие внутреннюю структуру работы:
1) исследование состояния современного валютного рынка России и
рассмотрение перспектив его развития;
2) рассмотреть проблемы формирования и развития валютной системы РФ;
3) рассмотреть взаимосвязи валютных курсов, процентных ставок по вкладам и уровня цен в разных валютах как база для проведения анализа
эффективности валютных операций;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3-4
1. ПОНЯТИЕ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ.................................................5
1.1. Сущность валютной системы, её задачи и роль...............................5-8
1.2. Элементы валютной системы, валюта и валютный курс..............8-13
1.3. Валютное регулирование и валютный контроль………..............13-15
2.ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………..16
2.1. Проблемы формирования и развития валютной системы РФ..16-21
2.2. Валютная политика России в 2012-2014……………..………......21-25
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ………………………........26-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…................................................................................................30-31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ФИНАНСЫ.docx

— 95.73 Кб (Скачать файл)

Элементом валютной системы  является валютный паритет – соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в законодательном порядке. При монометаллизме - золотом или серебряном - базой валютного курса является монетный паритет - соотношение денежных единиц разных стран по их металлическому содержанию. Он совпадал с понятием валютного паритета.

Режим валютного курса  является также элементом валютной системы. Различают фиксированные валютные курсы, колеблющиеся в узких рамках, плавающие курсы, изменяющиеся в зависимости от рыночного спроса и предложения валюты, а также их разновидности.[12, C. 34-36]

Регулирование международной  валютной ликвидности как элемента валютной системы сводится  к обеспеченности международных расчетов необходимыми платежными средствами. Международная валютная ликвидность (МВЛ) – способность страны (или группы стран) обеспечивать своевременное погашение своих международных обязательств приемлемыми для кредитора платежными средствами. В аспекте национальной экономики страны МВЛ употребляется как показатель её платежеспособности. МВЛ включает четыре основных компонента: официальные золотые и валютные резервы страны, счета в СДР и ЭКЮ, которые с 1999 г. заменены на евро, резервная позиция в МВФ (право страны-члена на автоматическое получение безусловного кредита в пределах 25% её квоты).

Элементом валютной системы  является наличие или отсутствие валютных ограничений, то есть введенных в законодательном или административном порядке ограничения операций с национальной и иностранной валютой, золотом и другими валютными ценностями. Различают ограничения платежей по текущим операциям платежного баланса и по финансовым операциям (то есть операциям, связанным с движением капиталов и кредитов), по операциям резидентов и нерезидентов. На межгосударственном уровне осуществляется регулирование валютных ограничений по текущим операциям.

Что касается следующего элемента валютной системы - международных кредитных средств обращения, то регламентация правил их использования осуществляется в соответствии с унифицированными международными нормами. В их числе Женевские конвенции (вексельная и чековая). Регламентация международных расчетов осуществляется на уровне национальной и мировой валютной систем в соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов и инкассо. Режим валютного рынка и рынка золота является объектом национального и международного регулирования. На валютном рынке осуществляется широкий круг операций, связанных с внешнеторговыми расчетами, миграцией капитала, туризмом, а также со страхованием валютных рисков и проведением интервенционных мероприятий.

Национальное валютное законодательство регулирует операции в национальной и иностранной валюте (право владения, ввоза и вывоза, куплю-продажу). Межгосударственное валютное регулирование осуществляет МВФ (1944 г.), а в Европейской валютной системе Европейский фонд валютного сотрудничества (1973- 1993 гг.), который в 1994 г. заменен Европейским валютным институтом. Перечисленные национальные и межгосударственные институты стремятся разработать и поддерживать режим безопасного, бескризисного развития международных валютно-кредитных и финансовых отношений.[17,C. 39-40]

Одним из важнейших элементов  любой валютной системы является валютный курс, который показывает цену валюты одной страны, выраженную в валюте другой.

Существует три режима установления валютных курсов:

  • на основе золотых паритетов - определенному соотношению, устанавливаемому в законодательном порядке (или золотом стандарте);

При золотом монометаллизме валютный курс опирался на золотой  паритет -

соотношение валют по их официальному золотому содержанию - и  стихийно

колебался вокруг него в  пределах золотых точек.

  • система фиксированных курсов валют;

При данном режиме центральный  банк устанавливает курс национальной валюты на определенном уровне по отношению к валюте какой-либо страны, к которой привязана валюта данной страны, к "валютной корзине" или к международной денежной единице. Особенность данного курса состоит в том, что он остается неизменным в течение более или менее продолжительного времени, то есть не зависит от изменения спроса и предложения на валюту.

  • система плавающих курсов валют, колеблющихся в зависимости от

спроса и предложения;

При таком режиме валютный курс относительно свободно меняется под влиянием спроса и предложения на валюту. Однако такой режим не исключает проведение центральным банком тех или иных мероприятий, направленных на регулирование валютного курса.

Валютные курсы формируются  под действием большого числа  макро- и микроэкономических факторов как внутренней, так и внешней сфер экономики.

Таким образом, формирование валютного курса - сложный многофакторный процесс, обусловленный взаимосвязью национальной и мировой экономики и политики.

 

 

1.3.  Валютное регулирование и валютный контроль

 

Валютное регулирование - деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными  операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению  использования иностранной валюты.

Валютный контроль – контроль со стороны государства за порядком приобретения юридическими и физическими  лицами иностранной валюты и проведения валютных операций, за перемещением валюты через таможенную границу.

Валютное регулирование  формируется и во многом определяется валютной политикой государства. Валютная политика - совокупность государственных мер в области внешнеэкономических связей, направленных на достижение стратегических задач и текущих целей страны, поддержание внутреннего и внешнего равновесия.

При этом валютная политика всегда определяется валютно-экономическим положением страны и её местом в системе мирового хозяйства.[19, C. 33]

Валютное регулирование  может быть:

1. Прямым и косвенным. Прямое валютное регулирование – совокупность законодательных и административных действий власти, определяющие порядок проведения операций с валютными ценностями. Косвенное валютное регулирование - совокупность экономических методов воздействия на участников внешнеэкономических связей путем создания у них экономической заинтересованности в осуществлении определенных валютных операций. Преобладание того или иного метода валютного регулирования определяет его характер;

  2. Либеральным или ограниченным.  Либеральное валютное регулирование

направленно на текущую конъюнктуру  валютного рынка, оно не затрагивает

структурных основ валютной системы и валютного курса. Ограничительное  валютное регулирование целенаправленно воздействуют на формирование валютного курса и платежного баланса. Его законодательной формой выступают валютные ограничения, то есть законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентирование операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.

Валютное регулирование  осуществляется государством посредством  использования определенных инструментов, которые представляют собой конкретные организационные и экономические меры, с помощью которых государство воздействует на соотношение спроса и предложения на иностранную валюту внутри страны и на состояние её платежного баланса. Валютное регулирование осуществляется посредством валютного контроля. Валютный контроль – система мер по обеспечению, исполнению законов, норм и правил проведения валютных операций, установленных государством. По сути, валютный контроль обеспечивает эффективность валютного регулирования, поэтому является его составной частью.

Взаимодействие и взаимосвязи  инструментов и методов валютного  регулирования и валютного контроля представлено в приложении 1, схема 1. Для осуществления валютного контроля внешнеэкономической деятельности создается специальный механизм, который включает специальные инструменты осуществления контроля, формы, методы и инструменты его проведения. В России этот механизм имеет следующую структуру (приложение 1). [25,C. 33-36]

Создание действенного финансово-правового  механизма валютного контроля является необходимым условием обеспечения  государственных экономических  интересов. Механизм валютного контроля за экспортными и импортными операциями позволяет также осуществлять их учет и выявлять нарушения валютного  законодательства, допущенные в процессе исполнения внешнеэкономических сделок. Вместе с тем финансово-правовой механизм валютного контроля не должен ущемлять права подконтрольных субъектов. 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
2.1 Проблемы формирования и развития  валютной системы Российской Федерации

 
        В зависимости от высоких показателей экономического роста в России большое увеличение золотовалютных резервов, в сфере финансово-правового регулирования валютной системы имеется ряд очевидных проблем, вызывающий научный анализ и принятия соответствующих решений. 
В настоящее время на фоне международного финансового кризиса, а также нестабильности курса доллара все более понятной становится надобность отказа от обращения доллара США как мировой резервной денежно-оборотной единицы. Превращение рубля в одну из ведущих мировых валют стало возможным благодаря следующим обстоятельствам. С одной стороны, этот процесс поддерживается американским экономическим кризисом, перераспределяющимся в значительной степени на финансовые oбязaтeльcтва. С другой стороны, все больше вкладчиков готовы анализировать новые варианты вклада денег в промышленное развитие России, причем даже в те отрасли, ранее считавшиеся зонами рискованного капиталовложения.

Расширение свободы экономических  действий и представление права  выхода во внешний рынок в основном любому хозяйствующему субъекту, охватывая  всех физических лиц, занимающихся с  предпринимательской деятельностью  при отсутствии образования у  юридического лица, повергли к возникновению  новых для российской экономики  и законодательства проблем. К этим, собственно, проблемам относятся  массовая утечка из России заграницу  валютных средств и нестабильность валютного курса [15, С. 215-219].

В нынешней ситуации действия на валютном рынке далеки от требуемых,         чтобы продолжить процесс либерализации, оно описывается неустойчивым равновесием на рынке, что показывается в незаметных колебаниях по курсу доллара, которые обрели циклический нрав. Цикличность колебаний заключается в том, что в первые же дни каждого месяца курс доллара испытывает прирост, а в предшествующие дни курс доллара снижается. 
Явление динамики в российском валютном рынке наблюдалось и в прежнее время, цикличность курса доллара обусловлена тремя моментами:  
       Во-первых, тем, что величина золотовалютного резерва у Банка России остается недостаточным, чтобы сгладить резкие скачки курса доллара.  
       Во-вторых, узость у внутреннего финансового рынка в рублевых инструментах. Значимой чертой финансового рынка России после периода тяжелого кризиса показывается то, что в подавляющую и определенную часть расчетов коммерческие банки реализовывают не между собой, а через Банк России, естественно значительно возросла роль у корреспондентских счетов коммерческих банков. В последние дни тогда, когда же реализуется большая часть расчетов, связанных и с налоговыми платежами и погашением кредитов, как самими банками, так и их клиентами, возрастает потребность у банков в качественных рублевых инструментах рынка. Большой дефицит заставляет российские банки продавать валюту, а в Банк России - предоставляет финансовую помощь для банков в виде краткосрочных кредитов для полного обеспечения беспрерывности платежей. Понижение потребности в рублях в начале каждого месяца ведет к созданию временного избытка рублевых средств у коммерческих банков. На присвоенные свои средства банки приобретают валюту для того, чтобы в дальнейшем периоде наступлении срока погашения полученных от Банка России кредитов подать валютные активы. Данная операция дает большую выгоду банкам, так как валюта реализуется по более высокому курсу.

       В-третьих, выросшими объемами операций на валютном и фондовом рынке после очередного расширения валютного рынка и введения единственной торговой сессии, в итоге чего увеличилась нагрузка на Банк России по сглаживанию колебаний курса на валютном рынке. Связи с расширением свободы экономических действий исчезла разница между курсом доллара на единой торговой сессии, а также и на дневной. После возросли масштабы оттока капитала между двумя торговыми сессиями, и вновь Банк России оказался быть вынужденным либо проводить интервенции, как на общей, так и на дневной торговой сессии, либо смириться с очередными колебаниями курса. 
      Другая серьезная проблема - это экспорт капитала из России, который исчисляется в миллионах и миллиардах долларов. Возврат из заграницы незаконно вывезенных из России валютных либо финансовых средств в современных экономических и политических условиях закрепляют за собой первоочередную, главную государственную задачу. Особенная значительность в решение проблемы заключается в том, что масштабы по утечки капитала, повышающиеся из каждого года в год, служили одной из причин дестабилизации в экономике. Экспорт и не возвращенность валютных средств приняли грозящие размеры, как ввиду совершении внешнеэкономических сделок, так и на внутреннем валютном рынке, связанным с конвертацией рублей и обналичиванием, а также с экспортом валюты физическими лицами, отмыванием большинства средств, полученных в результате незаконной деятельности. 
       Экспертные оценки по размерам вывезенных и незаконно не возвращенных в Россию средств довольно сильно противоречивы. Так, как по данным Министерства экономики в России, за весь период реформ из страны вывезено около 210-230 миллиардов долларов США. 40-50 миллиардов из них заработаны в результате незаконных экспортных и импортных, бартерных и валютно-финансовых операций. А также легализации доходов от незаконных и уголовных видов бизнеса примерно около 165 миллиардов долларов вывезено без нарушения законодательства [29, С.26].

«Бегство» капитала имеет  ряд отрицательных последствий  для экономики страны: 
1. Сокращается предложение валюты и уменьшается в целом денежная масса (денежный агрегат М2). Рубли поступают на валютный рынок, конвертируются и вывозятся, или вообще не поступают в страну, если в результате ценовых манипуляций скрывается валютная выручка или совершается нелегальный вывоз экономических активов. Сокращается объем предложения валюты, валютное поле резко сужается и курс рубля становится неустойчивым. 
2. Сокращаются валютные резервы, что косвенно бьет по курсу рубля. Если хотя бы часть «сбежавшего» капитала осталась в стране, валютные резервы могли бы быть в 3-4 раза больше, чем в настоящее время. 
3. Сокращаются инвестиционные ресурсы, создается искусственный спрос на зарубежные кредиты. 
4. Уменьшается налогооблагаемая база. При государственном регулировании вывоза капитала сделки регистрируются, а потому уплачиваются налоги. 
5. В страну не инвестируется прибыль, полученная от «сбежавшего» за границу капитала.

Информация о работе Валютная система РФ