Валютная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 09:55, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения поставленных целей в работе ставятся следующие задачи, определяющие внутреннюю структуру работы:
1) исследование состояния современного валютного рынка России и
рассмотрение перспектив его развития;
2) рассмотреть проблемы формирования и развития валютной системы РФ;
3) рассмотреть взаимосвязи валютных курсов, процентных ставок по вкладам и уровня цен в разных валютах как база для проведения анализа
эффективности валютных операций;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3-4
1. ПОНЯТИЕ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ.................................................5
1.1. Сущность валютной системы, её задачи и роль...............................5-8
1.2. Элементы валютной системы, валюта и валютный курс..............8-13
1.3. Валютное регулирование и валютный контроль………..............13-15
2.ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………..16
2.1. Проблемы формирования и развития валютной системы РФ..16-21
2.2. Валютная политика России в 2012-2014……………..………......21-25
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ………………………........26-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…................................................................................................30-31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ФИНАНСЫ.docx

— 95.73 Кб (Скачать файл)

    6.Снижается устойчивость финансового рынка. 
   России необходима система контроля для ограничения «бегства» капитала и направление средств, полученных от операций с сырьем, в сектор с высокой добавочной стоимостью, а также, чтобы предоставить правительству определенную денежную автономию, необходимую для проведения политики быстрого роста. Существующая экономическая литература подтверждает необходимость контроля за капиталом в условиях, когда рыночные институты слабы, как в России.

Контроль за капиталом  может использоваться для достижения или получения автономии определенного  вида денежной политики и политики обменного курса. Управление валютным курсом может быть жизненно необходимо стране, нуждающейся в перестройке  большинства сегментов экономики. Колеблющийся реальный валютный курс делает не ясным возможности обеспечения  прибыли и сводит к нулю попытки  инвестирования. Стабилизация номинального обменного курса могла бы привести к завышению реального обменного курса, который всегда оказывается деструктивным. Попытка сбалансировать фиксированный валютный курс посредством небольшой инфляции ради опосредованного контроля над реальным курсом обычно приводит к тому, что денежная политика начинает негативно влиять на производственный сектор и превращает банковский сектор в огромное казино. Единственным решением проблемы в таком случае будет влияние на реальный обменный курс рубля через постоянную девальвацию номинального обменного курса. Но для этого необходима полная защищенность от спекуляций на финансовых рынках. При отсутствии всесторонней системы контроля за капиталом страна может оказаться перед выбором: или смириться с невозможностью такого воздействия, или опереться на административно установленный обменный курс, то есть не конвертируемость. Введение контроля за капиталом  помогло бы избежать возвращения к административной экономике. 

Фундамент нормативной базы валютного регулирования создали  закон «О валютном регулировании  и валютном контроле», а также  принятые в его формирование многочисленные подзаконные акты. Система органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля: образована Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю и её территориальные органы - 12 региональных центров и 3 отделения.

Проблема утечки капитала из государства является сейчас во многом назначающей в дальнейшее развитие нашей нестабильной экономики. Иметь в своем распоряжении определенный ряд общих и основных черт с  иностранными и развитыми аналогами, российский феномен оттока большого количества капитала отличается очень  высоким своеобразием, как по мотивам  утечек, так и по каналам вывоза ресурсов и макроэкономическим последствиям. Оно прямо косвенно выливается из специфики первоначального и  основного накопления капитала путем  долгого теневого перераспределения  доходов и извлекания из него спекулятивных  прибылей на рынке финансовых инструментов, также и стремления хозяйствующих  субъектов восстановить уровень доходов в обстановке спада производства и в тяжелых условиях ведения бизнеса [28, С 43-47].

Итак, можно сказать, что валютная система России страдает основном из-за утечки капитала из страны. Чтобы ее предотвратить нужно, найти методы решения этой проблемы, впоследствии которой валютная система могла бы нормализоваться.

 

 

2.2 Мероприятия по решению проблем формирования и развития валютной системы России 

Важнейшей задачей валютного  контроля при современных условиях описывается как ограничение  огромных масштабов утечки основного  капитала из нашей страны при одновременном  поддержании предложения иностранной  валюты стран на внутреннем валютном рынке. По единому мнению Банка России, масштабы и скорость в нарастании оттока капитала подобны созданию реальной угрозы экономической безопасности страны. Если за прошлые годы утечка капитала из России ежегодно составляла около 20-25 млрд. долларов и хоть как-то могла возмещаться притоком иностранных инвестиций и кредитных ресурсов, то на данный момент в условиях сокращения у иностранных инвестиций ситуация другая. Отток капитала снимает в наше время около половины экспортной выручки и почти в три раза увеличивает платежи государства нашей страны по внешнему долгу. При нехватке валютных средств, нужных для обслуживания внешних обязательств и для оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала может ухудшить состояние у платежного баланса и свести на нет усилия денежных властей по укреплению рубля. 
       Для удержания оттока капитала из экономики нужно разработать стратегию и тактику действий, сделать утечку капитала экономически невыгодным. Прежде всего, необходимо снабдить социально-экономическую и политическую стабильность в России и защиту прав собственности. В России полезно употреблять мировой опыт совмещения уголовно-правовых норм, устремленных на сдержанно "бегства" капитала, с методами административного и финансового наблюдения за валютными операциями, переводами и инвестициями за границей. Необходимо осилить трудности, связанные с тем, что каждое перемещение денежного капитала отдаляет его от незаконного источника происхождения, а несколько операций на зарубежных финансовых рынках затрудняет выявление этого источника. К тому же за границей более 1 млн. компаний без активов и пассивов зарабатывают незаконно деньги.

Экономисты предполагают, что для удержания оттока основного капитала и стимулирования его возвращения должен быть правовой режим гарантий по страхованию коммерческих и политических рисков, непредсказуемых действий страны. Стратегия, способствующая препятствию утечке капитала и стимулированию хотя бы частичной его возвращению, призывает проведению особых мер воздействия на данный процесс. В их числе: неуклонное следование сформированной единой цепочки российских субъектов экспортной сделки, приведение к единообразию форм отчетности. Значительное место в этой сфере относится к наблюдению за валютно-финансовыми условиями внешнеэкономических сделок в целях сужения питательной среды утечки капитала.

Так же важно наблюдение за авансовыми платежами по российскому  экспорту, которые нередко так  используются как определенная форма  утечки капитала, если после перевода следующей оплаты за границу импортер аннулирует фиктивный контракт как  несостоявшийся.

Необходимое наблюдение за бартерными контрактами, так как  российский экспорт по товарообменным сделкам по стоимости в несколько  раз превосходит встречные поставки из-за границы, а договорные цены отклоняются  от среднемировых. Разница уходит за рубеж в пользу бизнесменов. Требуются меры для сдерживания утечки капитала в области, зарегистрированные за границей совместные предприятия.

Выделяя важную роль банков и различных финансово-кредитных  учреждений в механизме оттока капитала, целесообразно приписать им в  обязанность вещать о подозрительных денежных переводах за границу знающим  органам, в частности, созданному на базе МВД Межведомственному центру по противодействию отмыванию доходов.

В целях частичного возвращения  капитала с мировым опытом разумно  предпринимать экономическую амнистию, не распространяя ее на незаконные деньги, которые связаны с уголовными преступлениями.

Так же следует ускорить формирование в России более эффективной  структурой управления экономикой в  условиях ограничения коррумпированного  аппарата и теневого перераспределения  доходов в пользу бизнесменов, которые  переводят их за границу. Исследуя оценки экономистов, в России в среднем  теневой капитал составляет 45% от ВВП. [12,C. 156]

Подписание Россией одной  из конвенций о борьбе с наркобизнесом, и вступление в Интерпол – это  первые шаги в борьбе с утечкой.  
Чтобы снизить возможность махинаций с передвижением валюты за границу, надо усовершенствовать правила для открытия счетов в банках за пределами России. Сотрудничество с ними в целях обнаружения российских владельцев с крупными банковскими счетами и их возможном возвращении.

В России система наблюдения нужна для ограничения утечки основного капитала и направление  определенных средств, полученных от валютных операций по сырью, в сектор с очень  высокой добавочной стоимостью, а  также, чтобы предоставить право  Правительству России на некоторую  индивидуальную свободу действий, необходимую  для проведения политики быстрого роста.

 Наблюдение за основным капиталом может употребляться для достижения при получении абсолютной автономии определенного вида денежной политики и обменного курса. Регулирование над валютным курсом может быть жизненно необходимо государству, нуждающемуся в преобразованию большинства секторов экономики. Колеблющийся реальный валютный курс делает не ясным потенциалы обеспечения для прибыли и сводит к нулю попытки инвестирования. Упрочнение номинального обменного курса могло бы повергнуть к завышению реального обменного курса, который всегда оказывается разрушенной. Попытка укрепить валютный курс посредством низкой инфляции ради опосредованного наблюдения над реальным курсом часто приводит к тому, что денежная политика сразу начинает отрицательно влиять на производственный сектор и превращает банковский сектор в огромную игру. Единым постановлением данной проблемы в таком случае будет влияние на реальный обменный курс рубля через постоянную девальвацию номинального обменного курса. Но для этого, безусловно, нужна полная защищенность от спекуляций на финансовых рынках. При отсутствии важной всесторонней системы наблюдения за капиталом государство может оказаться перед выбором: либо смириться с неосуществимостью такого воздействия, либо опереться на административно определенный обменный курс. Введение надзора за капиталом помогло бы избежать возврата к административной экономике.

Утечка капитала является бесспорным основанием для введения наблюдения за капиталом, и это тем  более справедливо, если имеется  обстоятельное и важное подозрение, что высокая часть банковского  сообщества не подчиняется закону.

Проблема в России содержит, скорее, не привлечение иностранного капитала, а утечки российского капитала из страны.

Цели, в которые нужно  вводить ограничения потоков  капитала:

• Удержание внутренних сбережений.

•Сохранность внутренней базы налогообложения;

•Сохранность денежной автономии;

• Установка в правильном порядке шагов по достижению к  экономической либерализации; 
•Ограничение изменности потоков капитала, а так же понижение колебания в обменном курсе, и уменьшение частоты и силы спекулятивных актов [26, С. 25-26]. 
     Можно сделать вывод, исходя из выше сказанного, что появится возможность для правительства России обезопасить свой денежный и экономический суверенитет для стремления к положительному росту, вдобавок восстановить и укрепить финансовые институты в России, так как это необходимо, потому что рынки будут эффективными только в тех случаях, когда их деятельность будет обеспечиваться соответствующими институтами. Россия должна найти способы уменьшить утечку капитала и частично возвратить его в страну в целях воссоздания национальной экономики. Обязательным условием эффективного противодействия оттоку капитала, его возврату заключается в усилении экономической и политической стабилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В 2012-2014 ГГ.  

 

Международные финансовые институты  и экономические организации  прогнозируют продолжение роста  мировой экономики в 2012 году и  в перспективе до 2014 года. Темпы  роста производства товаров и  услуг в мире в 2012 году, по прогнозу МВФ, как и в 2011 году, составили 4,0% ЦБ РФ «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов». Тем не менее, неустойчивый характер восстановления экономики США и нестабильное состояние государственных финансов ряда зарубежных стран создают риски менее благоприятного развития экономических тенденций в мире в среднесрочной перспективе. Не исключается возможность существенного снижения деловой активности в странах - торговых партнерах России и нарастания рисков для зарубежных финансовых систем. В 2012 году замедление инфляции в большинстве стран - торговых партнеров России, что объясняется ожидаемым уменьшением вклада изменения цен на товары энергетической и продовольственной групп. В результате снизятся внешние риски ускорения роста цен в России. В 2012 году не произошло существенного изменения уровня процентных ставок за рубежом по сравнению с 2011 годом. Ухудшение ситуации на мировых финансовых рынках может повлиять на отток капитала из страны, однако продолжение восстановительных процессов в российской экономике, улучшение инвестиционного климата будут способствовать улучшению ситуации с притоком капитала.

Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной  политики в 2012 - 2014 годах, один из которых  соответствует прогнозу Правительства  Российской Федерации. В основу сценариев  положена различная динамика цен  на нефть.

В рамках первого варианта Банк России предполагал снижение в 2012 году среднегодовой цены на российскую нефть сорта "Юралс" на мировом рынке до 75 долларов США за баррель.

В этих условиях в 2012 году реальные располагаемые  денежные доходы населения увеличились на 3,9%, инвестиции в основной капитал - на 4,2%. Прирост ВВП на уровне 3,3%.[21]

В основе второго варианта рассматривается  прогноз Правительства Российской Федерации, положенный в основу для  разработки параметров федерального бюджета  на 2012 - 2014 годы. Предполагалось, что в 2012 году цена на российскую нефть может составить 100 долларов США за баррель.

В рамках третьего варианта Банк России предполагалось повышение в 2012 году цены на нефть сорта "Юралс" до 125 долларов США за баррель.

В 2013 - 2014 годах увеличение объема ВВП  в зависимости от варианта прогноза ожидается в диапазоне 3,5 - 4,8%.

В январе-феврале 2012 года благоприятная конъюнктура мировых товарных рынков полностью компенсировала негативное воздействие чистого оттока капитала частного сектора на курсовую динамику – относительно высокие цены на нефть, сложившиеся на мировом рынке, способствовали постепенному укреплению рубля. В марте-апреле рублевая стоимость бивалютной корзины колебалась в горизонтальном коридоре, после чего последовало резкое ослабление национальной валюты. В конце мая волатильность рублевой стоимости бивалютной корзины значительно возросла.

Основной задачей курсовой политики на 2012 год и период 2013 - 2014 годов  является последовательное сокращение прямого вмешательства Банка  России в курсообразование и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса.

Банк России продолжит политику, направленную на повышение гибкости курса рубля, что позволит подготовить  участников рынка к переходу к  плавающему курсу, облегчая процесс  их адаптации к значительным колебаниям валютного курса, вызванным внешними шоками.

В настоящее время обменный курс рубль/доллар в России является достаточно гибким и устойчивым, что и является во многом заслугой монетарной политики Центрального банка. В стабильности курса содействует как раз  и растущий объем и золотовалютных резервов страны, и возврат доверия  у населения к рублю, сопутствующих  притоком в частных рублевых вкладах.

Информация о работе Валютная система РФ