Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 04:45, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия валютной системы, историю её формирования, а так же изучить валютную политику России в 2012 – 2014 года.
Задачи курсовой работы.
проанализировать понятие национальной валютной системы;
выявить её элементы;
ознакомиться с валютным курсом;
показать развитие валютной системы в России;
а так же рассмотреть законодательную базу валютной системы.
Введение 3
1. Понятие валютной системы страны 5
1.1. Сущность и структура валютной системы 5
1.2 Понятие валютного курса и его виды 9
2. Законодательная основа и развитие валютной системы РФ 17
2.1. История формирования современной валютной системы РФ 17
2.2. Законодательная основа валютной системы РФ 24
2.3. Политика валютного курса 39
3. Перспективы валютной системы 43
Заключение 47
Список литературы 49
1) в отношении юридического лица
- наименование, идентификационный
номер налогоплательщика, место
государственной регистрации, его
юридический и почтовый адреса,
содержание нарушения с
2) в отношении физического лица
- фамилию, имя, отчество, данные о
документе, удостоверяющем личность,
адрес места жительства, содержание
нарушения с указанием
Уполномоченные банки и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении юридическим лицом - резидентом требований статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к этому лицу, соответствующую ведомость банковского контроля по состоянию на дату выявления нарушения.
Уполномоченные банки, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и профессиональные участники рынка ценных бумаг передают информацию в соответствии с частями 9 и 9.1 данной статьи в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.
Органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных Федеральным законом N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.
Уполномоченные банки и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов имеющиеся в их распоряжении копии следующих документов, заверенные надлежащим образом:
1) документы, удостоверяющие личность физического лица;
2) документ о государственной
регистрации физического лица
в качестве индивидуального
3) документ о государственной регистрации юридического лица - резидента;
4) документы (проекты документов),
являющиеся основанием для
5) документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
6) документы, оформляемые и выдаваемые
кредитными организациями, включая
ведомости банковского
7) паспорт сделки;
8) таможенные декларации.
Запрос таможенного или налогового органа о представлении копий указанных в части 13 данной статьи документов должен включать информацию о содержании предполагаемого нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации или актов органов валютного регулирования с указанием соответствующего нормативного правового акта и известных соответственно таможенному или налоговому органу сведений, достаточных для идентификации конкретной валютной операции (предполагаемого нарушения), а также информации, необходимой для идентификации резидента, и срока исполнения запроса, который не может составлять менее семи рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, передает уполномоченным банкам и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как агентам валютного контроля по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями информацию о соответствии (несоответствии) сведений в представленных резидентами в уполномоченный банк или государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» таможенных декларациях на товары, ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из Российской Федерации, сведениям о совершении таможенных операций в отношении товаров, имеющимся в распоряжении таможенных органов. Срок исполнения запроса федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, не может составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Обмен информацией, предусмотренный 4 частью, осуществляется в электронном виде в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, передает уполномоченным банкам и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как агентам валютного контроля по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов информацию, подтверждающую уведомление (неуведомление) налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации. Срок исполнения запроса федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не может составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Обмен информацией, предусмотренный 4 частью, осуществляется в электронном виде в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
При осуществлении обмена информацией в электронном виде в соответствии с Федеральным законом N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»органы и агенты валютного контроля обеспечивают защиту информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:
1) знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;
2) обжаловать решения и действия
(бездействие) органов и агентов
валютного контроля и их
3) на возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.
Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:
1) представлять органам и
2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Резиденты обязаны обеспечить получение на свои счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на счета, открытые в банках за пределами Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», по внешнеторговым контрактам, для которых данным Федеральным законом предусматривается оформление паспорта сделки, валюты Российской Федерации в доле, определяемой Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, по которым осуществляются расчеты в соответствии с 4 частью, а также перечень иностранных государств, с резидентами которых заключаются указанные контракты.
Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.3. Политика валютного курса
В 2013 году Банк России продолжил осуществление курсовой политики в рамках режима управляемого плавающего валютного курса, сохранив механизм реализации курсовой политики неизменным по сравнению с 2012 годом. В качестве операционного ориентира курсовой политики Банк России использовал рублевую стоимость бивалютной корзины (0,55 доллара США и 0,45 евро), не устанавливая при этом какие-либо фиксированные ограничения на уровень валютного курса. Диапазон допустимых значений стоимости бивалютной корзины задавался плавающим операционным интервалом шириной 7 рублей. Механизм реализации курсовой политики предполагал возможность осуществления покупок или продаж иностранной валюты при нахождении стоимости бивалютной корзины в операционном интервале, причем внутри него выделялся «нейтральный» диапазон, в котором валютные интервенции не совершались. Корректировка границ операционного интервала осуществлялась автоматически при достижении установленной величины накопленным объемом операций Банка России, в расчет которого не включалась величина целевых покупок и продаж иностранной валюты.
Динамика номинального курса рубля в январе-сентябре 2013 года была сопоставима с динамикой курсов валют большинства стран с формирующимися рынками. В I квартале 2013 года изменения курса национальной валюты были незначительными, а его волатильность оставалась умеренной. Во II квартале наблюдалось ослабление рубля к основным мировым валютам, однако в целом баланс спроса и предложения на внутреннем валютном рынке по-прежнему достигался при сравнительно невысоком масштабе присутствия Банка России на рынке. В III квартале продолжалось ослабление национальной валюты, что обусловило увеличение объемов интервенций Банка России, однако в конце рассматриваемого пери- ода произошло некоторое укрепление рубля. За январь-сентябрь 2013 года объем нетто- продажи Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке составил 17,6 млрд. долларов США. В результате в период с начала 2013 года по 1 октября 2013 года границы операционного интервала корректировались 13 раз – до уровня 32,30 и 39,30 рубля для нижней и верхней границ соответственно. На 1 октября 2013 года стоимость бивалютной корзины составила 37,47 рубля, увеличившись на 8,3% по сравнению с началом года. Номинальный эффективный курс рубля к валютам стран – основных торговых партнеров России снизился в сентябре 2013 года по отношению к декабрю 2012 года на 4,7%. Реальный эффективный курс рубля за тот же период снизился, по оценке, на 1,9%. В рамках мер по дальнейшему повышению гибкости курсообразования Банк Рос- сии с 9 сентября 2013 года снизил величину накопленных интервенций, приводящих к сдвигу операционного интервала на 5 коп., с 450 до 400 млн. долларов США и с 7 октября 2013 года осуществил симметричное расширение до 3,1 рубля «нейтрального» диапазона, в котором не совершаются валютные интервенции, направленные на сдерживание колебаний валютного курса. Также в целях увеличения чувствительности границ операционного интервала к объему совершенных валютных интервенций с 21 октября 2013 года Банк России сократил объем целевых интервенций до 60 млн. долларов США. Кроме того, с 1 октября 2013 года была осуществлена корректировка механизма курсовой политики, предполагающая, что в дополнение к валютным интервенциям, направленным на сглаживание колебаний курса рубля, Банк России может проводить операции по покупке (продаже) иностранной валюты, связанные с пополнением (расходованием) средств суверенных фондов Федеральным казначейством.
Политика валютного курса Банк России в 2014 году продолжит проводить курсовую политику, не препятствуя формированию тенденций в динамике курса рубля, обусловленных действием фундаментальных макроэкономических факторов, не устанавливая каких-либо фиксированных ограничений на уровень курса национальной валюты. При этом в течение данного периода Банк России будет осуществлять постепенное повышение гибкости курсообразования, в том числе путем сокращения объемов интервенций Банка России, направленных на сглаживание колебаний обменного курса рубля, а также увеличения чувствительности границ операционного интервала к объему совершенных Банком России интервенций, тем самым создавая условия для адаптации участников рынка к колебаниям валютного курса, вызванным внешними шоками.
В 2014 году будет завершена работа по созданию условий для перехода к режиму плавающего валютного курса, который предполагает отказ от использования операционных ориентиров курсовой политики, связанных с уровнем валютного курса, что позволит Банку России сконцентрироваться на управлении рыночными процентными ставками для достижения цели по инфляции. Банк России продолжит проводить операции на внутреннем валютном рынке, связанные с пополнением или расходованием средств суверенных фондов и позволяющие транслировать спрос или предложение иностранной валюты со стороны Федерального казначейства на внутренний валютный рынок. Также Банк России сохранит за собой право проводить валютные интервенции в рамках решения задач по регулированию уровня ликвидности банковского сектора.
Подобная практика не противоречит концепции режима плавающего валютного курса и успешно применяется развитыми странами, имеющими суверенные фонды. Кроме того, данный режим не исключает возможности проведения точечных операций на валютном рынке в целях поддержания финансовой стабильности в случае шоковых событий. В условиях повышения гибкости курсообразования обменный курс рубля будет формироваться под влиянием преимущественно рыночных факторов, в том числе трансграничных потоков капитала, подверженных резким и труднопредсказуемым колебаниям вслед за изменением настроений участников финансовых рынков. Следствием этого станет рост неопределенности динамики курса рубля в среднесрочной перспективе, что обусловит необходимость дальнейшего развития рынка производных финансовых инструментов для управления курсовым риском экономическими агентами как в реальном, так и в финансовом секторе.
3. Перспективы валютной системы
В 2013 и 2014 годах Банк России продолжит осуществлять курсовую политику, не препятствуя формированию тенденций в динамике курса рубля, обусловленных действием фундаментальных макроэкономических факторов, и не устанавливая каких-либо фиксированных ограничений на уровень курса национальной валюты. При этом в течение данного периода Банк России будет осуществлять повышение гибкости курсообразования постепенно, смягчая процесс адаптации участников рынка к колебаниям валютного курса, вызванным внешними шоками.