Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 04:45, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия валютной системы, историю её формирования, а так же изучить валютную политику России в 2012 – 2014 года.
Задачи курсовой работы.
проанализировать понятие национальной валютной системы;
выявить её элементы;
ознакомиться с валютным курсом;
показать развитие валютной системы в России;
а так же рассмотреть законодательную базу валютной системы.
Введение 3
1. Понятие валютной системы страны 5
1.1. Сущность и структура валютной системы 5
1.2 Понятие валютного курса и его виды 9
2. Законодательная основа и развитие валютной системы РФ 17
2.1. История формирования современной валютной системы РФ 17
2.2. Законодательная основа валютной системы РФ 24
2.3. Политика валютного курса 39
3. Перспективы валютной системы 43
Заключение 47
Список литературы 49
После перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России предполагает отказаться от использования операционных ориентиров курсовой политики, связанных с уровнями валютного курса. В то же время даже после перехода к указанному режиму Банк России допускает возможность проведения интервенций на внутреннем валютном рынке, объемы которых будут определяться с учетом конъюнктуры денежного рынка.
Повышение гибкости курсообразования приведет к увеличению значимости для формирования ситуации на внутреннем валютном рынке рыночных факторов, в том числе трансграничных потоков капитала. Капитальные потоки могут быть подвержены резким колебаниям вслед за изменением настроений участников российского и мировых финансовых рынков и с трудом поддаются прогнозированию. Следствием этого, а также результатом отказа от использования курсовых операционных ориентиров станет рост неопределенности динамики курса рубля в среднесрочной перспективе. В данных условиях возрастет значение управления курсовым риском экономическими агентами, как в реальном, так и в финансовом секторе6
С 2015 года Центробанк планирует отменить валютный коридор. Это предусматривает проект основных направлений денежно-кредитной политики на 2013–2015 годы. А свои усилия ЦБ сконцентрирует на борьбе с инфляцией. Если цена на нефть будет оставаться на нынешних уровнях, с рублем ничего особенного не случится, как говорят финансовые аналитики: при сохранении цен на нефть около $100 за 1 баррель рубль останется на текущих уровнях 31–32 рубля за доллар.
Что мешает России предложить свою национальную валюту в качестве резервной? Продвижение рубля в число резервных валют способствовало бы не только повышению инвестиционной привлекательности и международного престижа страны. Оно могло бы способствовать и притоку серьезных денежных средств, и росту экономического влияния РФ.
Бесспорно, выдвижение той или иной валюты на место резервной является трудным и долговременным процессом. Здесь необходимо немало стараний и расходов со стороны государства. Именно на государственном уровне определяются валюты, входящие в число резервных, сила влияния на мировой финансовой арене обуславливает положение национальной валюты государства.
Таким образом, для продвижения рубля в качестве резервной валюты в резервные активы других государств необходимо осуществить целый комплекс мероприятий. Основные направления такой работы хорошо освоены Федеральной резервной системой США и Европейским центральным банком. В любом случае банковские институты страны должны иметь определенные рычаги влияния на мировой валютный рынок. Поскольку мировой валютный рынок — это один из важнейших сегментов глобальной экономики с оборотом около 2 триллионов долларов в сутки, в мире идет ожесточенная борьба за право оказывать определяющее воздействие на развитие этого рынка. При этом доминирование на мировом валютном рынке по существу означает мировое господство7.
Как можно продвинуть сегодня российский рубль на мировые финансовые рынки, учитывая реально существующие конкурентные преимущества России, такие как накопленные стабилизационные фонды и золотовалютные резервы?
Некоторые экономисты, имея в виду перспективу выдвижения российского рубля в число мировых резервных валют, представляют полезным проработать вопрос об эмиссии Министерством финансов РФ и/или Банком России номинированных в рублях государственных ценных бумаг (облигаций или векселей) сроком не менее чем на 10 лет. Такие финансовые инструменты, как они полагают, можно было бы разместить в центральных банках крупных азиатских и европейских государств, заранее проработав проблему размещения в ходе переговорного процесса. При этом надежным обеспечением (залогом) таких бумаг могли бы стать накопленные Россией золотовалютные резервы и средства стабилизационных фондов.
Выдвижение российского рубля на роль одной из мировых резервных валют позволило бы России, осуществляя независимую экономическую политику, частично перекладывать на другие страны бремя исправления своих экономических ошибок. Выдвижение рубля на роль резервной валюты существенно облегчило бы процесс развития в России мировых финансовых центров, и позволило бы государству получать серьезные доходы от работы этих центров. Наконец, российский рубль стал бы полностью конвертируемой мировой валютой, а это минимизировало бы курсовые риски российских компаний и уменьшило бы их транзакционные расходы на конвертирование валют.
Необходимо отметить, что, единую валюту нельзя создать волевым решением, она должна базироваться на длительном периоде экономической интеграции и общей экономической политике. Эксперты отмечают, что, по крайней мере, в ближайшее десятилетие, ни в одном регионе не будет создана сильная единая валюта, способная конкурировать с долларом и евро. Речь идет о таких региональных валютах, которые вводились бы вместо национальных валют и полностью выполняли бы их функции во внутреннем и внешнем товарообороте.
Сегодня страны БРИКС идут по пути создания региональной валюты. Тем не менее, идея открытия Банка развития до сих пор не реализована. В марте 2013 на V саммите лидеров стран БРИКС в ЮАР президенты государств пока не приняли решение о создании Банка развития, так как остается много вопросов - размер капитала Банка развития, способы управления этим институтом и т. д., но по-прежнему считают данную идею перспективной8.
Тем не менее, созданные региональные валюты в рамках стран БРИКС будут иметь ограниченную сферу применения, внутренние расчеты, так или иначе, будут осуществляться все же привычными национальными валютами. Следовательно, региональные валюты не смогут противостоять доллару или евро за пределами своего обращения. Однако стоит отметить, что внутри валютной группировки такие валюты будут способствовать вытеснению иностранных валют.
Заключение
Валютная система - это совокупность экономических соглашений, связанных с функционированием валюты и форм их организации. Национальная валютная система – часть денежной системы страны, в рамках которой формируются и используются валютные ресурсы, осуществляется международный платежный оборот. В её состав входят: национальная валютная единица, режим валютного курса, условия обратимости валюты, система валютного рынка и рынка золота, порядок международных расчетов в стране, состав и система управления золотовалютными резервами страны, статус национальных учреждений, регулирующих валютные отношения страны. Одним из важнейших элементов валютной системы является валютный курс, который формируется под действием большого числа макро- и микроэкономических факторов внутренней и внешней сфер экономики.
Валютное регулирование в широком смысле – это регламентация государством основных принципов организации национальной валютной системы и механизмов её функционирования. Сущность валютного регулирования заключается в создании такой системы воздействия на конвертируемость национальной валюты, валютного курса, внутреннего валютного рынка и платежного баланса, которая отвечала бы стратегическим задачам развития национальной экономики и отражала потребности текущего момента. Валютное регулирование осуществляется посредством валютного контроля. Валютный контроль – система мер по обеспечению, исполнению законов, норм и правил проведения валютных операций, установленных государством. Для осуществления валютного контроля внешнеэкономической деятельности создается специальный механизм, который включает специальные инструменты осуществления контроля, формы, методы и инструменты его проведения.
В настоящее время главная задача валютного регулирования и валютного контроля состоит в том, чтобы ограничить масштабы утечки капитала из страны при одновременном поддержании предложения валюты на внутреннем валютном рынке. Проблема оттока капитала из страны является сейчас во многом определяющей для дальнейшего развития нашей экономики. Имея ряд общих черт с зарубежными аналогами, российский феномен бегства капитала отличается большим своеобразием как по мотивам оттока, так и по каналам вывоза ресурсов и макроэкономическим последствиям. При дефиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала из страны может стать основным фактором ухудшения состояния платежного баланса, поскольку «бегство» капитала имеет ряд отрицательных последствий для экономики страны: сокращается предложение валюты и уменьшается в целом денежная масса; сокращаются валютные резервы: сокращаются инвестиционные ресурсы и создается искусственный спрос на зарубежные кредиты; уменьшается налогооблагаемая база; не инвестируется прибыль, полученная от «сбежавшего» за границу капитала; снижается устойчивость финансового рынка.
Подводя итог, по главе второй, в валютной системе вообще и валютной системе России в частности, следует отметить следующее: либерализация рынка, в том числе валютного, должна проводиться в условиях достигнутой макроэкономической стабильности, крепкого валютно-финансового положения страны, здоровой и эффективно функционирующей банковской системы. В этом случае проводимые реформы достигают своих целей, становятся стимулом для развития внешнеэкономической деятельности и интеграции национальной экономики в систему мирового хозяйства. Нынешняя же ситуация на валютном рынке далека от требуемой для дальнейшего продолжения процесса либерализации, когда нет экономической стабильности, эффективного контроля со стороны Центрального Банка за деятельностью коммерческих банков на валютном рынке. При доминировании интересов спекулятивного характера, либерализация ведет лишь к нарастанию спекулятивных операций и нестабильности валютного курса.
Список литературы
2 Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений. Круглов В.В. М., 2008. С. 12.
3 Фролова Экономическая теория: конспект лекций Т.А Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
4 Матвеевой Т.Ю. «Макроэкономика: Курс лекций для экономистов», 2001 год
5 ЦБ РФ «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов»
6 ЦБ РФ «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов».
7 ЦБ РФ «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов».
8 ЦБ РФ «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов».