Валютные ограничения в системе валютного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Валютные ограничения предусматривают определенные меры по регулированию валютных операций резидентов и нерезидентов страны, осуществлению ими платежей, инвестиций, порядка перевода национальной и иностранной валюты за границу, порядка репатриации прибыли.
Валютное регулирование выступает как комплекс мер (законодательных, административных, экономических и организационных), как часть валютной политики страны, направленной на установление порядка проведения операций с валютными ценностями и включения страны в мировой валютный рынок.
Целью данной курсовой работы является изучение валютных ограничений в системе валютного регулирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1.Система валютного регулирования в России…………………………..5
1.1. Валютная политика государства и методы её осуществления…………….5
1.2. Валютное регулирование - основные функции, задачи и принципы….10
1.3. Органы валютного регулирования………………………………………...13
Глава 2. Характеристика и причины применения валютных ограничений..18
2.1. Сущность и формы валютных ограничений…………………………...18
2.2. Цели и задачи валютных ограничений……………………………………21
2.3. Принципы валютных ограничений………………………………………..24
2.4.Причины применения валютных ограничений……………………………26
Заключение……………………………………………………………………….31
Библиографический список……………………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

Ivanova_M_TD-410 (2).docx

— 62.71 Кб (Скачать файл)

Ревальвация - повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным счетным валютным единицам, ранее и к золоту. В условиях действия Бреттон-Вудских соглашений ревальвация означала официально объявленное повышение золотого содержания национальной денежной единицы и соответствующее повышение ее валютного курса по отношению к доллару США. Ревальвация проводится странами при хронически активном сальдо платежного баланса.

Валютные ограничения  - совокупность мероприятий и нормативных правил государства, установленных в законодательном или административном порядке, направленных на ограничение операций с валютой, золотом и другими валютными ценностями. Валютные ограничения по текущим операциям платежного баланса не распространяются на свободно конвертируемые валюты, к которым МВФ относит доллар США, японскую иену, английский фунт стерлингов. Валютные ограничения закрепляются валютным законодательством, которое служит для постановлений и директив по конкретным вопросам [15].

Валютные ограничения  являются составной частью валютного  контроля, который включает также  мероприятия государства по надзору, регистрации, статистическому учету  указанных операций.

 

 

    1. Валютное   регулирование - основные функции, задачи и принципы

 

Валютное   регулирование  - это комплекс законодательных, административных, экономических мер в сфере валютных отношений, предпринимаемых государством на национальном и международном уровне для управления движением валютных ценностей внутри страны и в процессе внешней экономической деятельности [4, c. 56]. 

Валютное  правовое  регулирование  осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном.  

 Нормативно-правовое регулирование  состоит в создании (разработке и утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой.

Индивидуально-правовое  регулирование  - это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение  валютных  правоотношений.

Правовые нормы определяют порядок совершения валютных операций, выполняют две основные функции - регулирующую и контрольную.

Регулирующая функция  валютного  законодательства сводится в первую очередь, к определению объема прав и обязанностей лиц, участвующих в совершении  валютных  операций, под которыми понимаются:

    • операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на  валютные  ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
    • ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации  валютных  ценностей;
    • осуществление международных денежных переводов [1].

Основной же целью  валютного  контроля является обеспечение соблюдения  валютного  законодательства при осуществлении валютных операций.

Важнейшая   задача   валютного   регулирования  и  валютного  контроля — противодействие утечке капитала за границу, создающей угрозу экономической безопасности страны.

Утечка капитала происходит прежде всего в таких формах, как  не возврат в Россию валютной выручки от экспорта и сделки по фиктивным импортным контрактам.

В России существует значительное число ограничений на валютные операции, направленных на предотвращение утечки капитала и мобилизацию валютных ресурсов. Операции резидентов в иностранной  валюте контролируются Банком России и Правительством Российской Федерации  – органами валютного контроля.

Основные принципы валютного  регулирования закреплены в Федеральном  законе от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (действующая редакция от 01.09.2013) «О валютном регулировании и валютном контроле».

Указанный закон устанавливает  правовые основы и принципы валютного  регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и  обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования  и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования  и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными  бумагами, права и обязанности  органов валютного контроля и  агентов валютного контроля.

Основными принципами валютного  регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

    • приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
    • исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
    • единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
    • единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
    • обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций [1].

Резидентами в Российской Федерации считаются физические лица, постоянно проживающие в России, юридические – созданные в соответствии с российским законодательством и имеющие на ее территории постоянное местонахождение, а также различные официальные представительства и филиалы этих лиц за рубежом.

К нерезидентам в Российской Федерации относятся юридические и физические лица, имеющие место нахождения или жительства за пределами России и созданные по принципам законодательства иностранных государств. Находящиеся в России иностранные представители и представительства также считаются нерезидентами [3, c. 18].

 

 

 

    1. Органы валютного регулирования

 

Органами  валютного   регулирования  в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Для реализации функций, предусмотренных  федеральным законом, Центральный  банк Российской Федерации и Правительство  Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов  валютного   регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов [1].

Если порядок осуществления  валютных  операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами  валютного   регулирования  в соответствии с настоящим федеральным законом,  валютные  операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы  валютного   регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим федеральным законом.

Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления, а также готовит  и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации  федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых настоящим федеральным  законом, без ограничений.

Рассмотрим объекты и  субъекты валютных правоотношений.

Существуют следующие  объекты валютных правоотношений:

1. валюта Российской Федерации:

    • денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
    • средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

2. иностранная валюта:

    • денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
    • средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

3. внутренние ценные бумаги:

    • эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;
    • иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;

4. внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим федеральным законом к внутренним ценным бумагам;

5. валютные ценности — иностранная валюта и внешние ценные бумаги [5, c. 123-126].

Субъекты валютных правоотношений:

1) резиденты:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением  граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном  государстве в соответствии с  законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие  в Российской Федерации на основании  вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без  гражданства;

в) юридические лица, созданные  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

г) находящиеся за пределами  территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения  резидентов, указанных в подпункте  «в» настоящего пункта;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные  представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации  при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные  образования, которые выступают  в отношениях, регулируемых настоящим  федеральным законом и принятыми  в соответствии с ним иными  федеральными законами и другими  нормативными правовыми актами;

2) нерезиденты:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с  подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части;

б) юридические лица, созданные  в соответствии с законодательством  иностранных государств и имеющие  местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в  соответствии с законодательством  иностранных государств и имеющие  местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств;

д) межгосударственные и  межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства  в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные  подразделения нерезидентов, указанных  в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;

ж) иные лица, не указанные  в пункте 6 настоящей части [5, c. 127-132].

Валютные операции:

    • приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
    • приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
    • приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
    • ввоз на таможенную территорию Таможенного Союза и вывоз с таможенной территории Таможенного Союза валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
    • перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;
    • перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации [7, c. 112].

Информация о работе Валютные ограничения в системе валютного регулирования