Валютный курс. Методы регулирования валютных курсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 10:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение валютного курса и методов его регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
определение сущности валютного курса и рассмотрение основных видов валютных курсов и методов их регулирования;
выявление динамики валютных курсов в РФ;
изучение валютного законодательства России;
выявление проблем и перспектив развития валютной политики РФ;

Содержание

Введение 3
I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ВАЛЮТНОГО КУРСА 5
1.1 Понятие и виды валютного курса 5
1.2 Факторы, влияющие на величину валютного курса 9
1.3 Методы регулирования валютного курса 12
II.АНАЛИЗ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
2.1 Динамика валютного курса РФ 17
2.2 Анализ методов регулирования валютного курса. 22
2.3 Законодательные основы и органы валютного регулирования РФ 25
II. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29
Заключение 34

Вложенные файлы: 1 файл

Валютный курс.docx

— 251.52 Кб (Скачать файл)

Национальный  доход и валютный курс

Национальный доход не является независимой составляющей, которая может изменяться сама по себе. Однако в целом те факторы, которые заставляют изменяться национальный доход, имеют воздействие на валютный курс. Так, увеличение предложения продуктов  повышает курс валюты, а увеличение внутреннего спроса снижает ее курс. В долгосрочном периоде более  высокий национальный доход означает и более высокую стоимость  валюты страны. Тенденция является обратной при рассмотрении краткосрочного интервала времени воздействия  увеличивающегося дохода населения  на величину валютного курса.

Конъюнктурные факторы  изменения валютного курса

Данные факторы могут  значительно изменять величину курса  национальной валюты на краткосрочных  интервалах времени. Так, общеэкономические  ожидания относительно перспектив развития экономики, изменения бюджетного и  внешнеторгового дефицитов непосредственно  влияют на валютный курс. Кроме того, ожидания участников валютного рынка  оказывают существенное влияние  на величину валютного курса.[4,20]

К факторам курсообразования относят также спекуляцию на валютных рынка, т.е. игру на неизвестных (предполагаемых) обменных курсах. Эта операция осуществляется участниками финансового рынка с целью получения прибыли на разности валютных курсов.

Наконец, существенное влияние  на курс национальной валюты оказывают  сезонные пики и спады деловой  активности в стране.

Таким образом , можно выделить целый ряд факторов, приводящих к изменению фундаментального равновесия обменного курса валют. Под влиянием каждого из факторов формируется определенный валютный курс, изменение одного из факторов обязательно повлечет за собой  его изменение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Методы  регулирования валютного курса

Валютные курсы являются объектом регулирования со стороны  государства. Регулирование курсовых соотношений направлено на сглаживание  резких колебаний валютных курсов, обеспечение сбалансированности внешнеплатежных позиций страны, на создание благоприятных условий для развития национальной экономики, стимулирование экспорта и т.д.

Существует рыночное и  государственное регулирование  величины валютного курса. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции  и действии законов стоимости, а  также спроса и предложения, осуществляется стихийно. Регулирование курсов осуществляют МВФ, ЕС [4]

Основными же органами государственного  регулирования выступают центральные банки и министерства финансов .Центральный банк определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами России операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами операций с рублями и ценными бумагами в рублях; устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ; устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии; устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками.[25]

Регулирование  осуществляется с помощью валютной политики –  комплекса мероприятий в сфере  международных валютных отношений, реализуемых в соответствии с  текущими и стратегическими целями страны. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством и валютными соглашениями между государствами.

К мерам государственного воздействия на величину валютного  курса относятся:

  1. Валютные интревенции- операции центральных банков на валютных рынках по купле-продаже национальной денежной единицы против ведущих иностранных валют.[12]

Цель валютных интервенций  – изменение уровня соответствующего валютного курса, баланса активов  и пассивов по разным валютам или  ожиданий участников валютного рынка. Действие механизма валютных интервенций  аналогично проведению товарных интервенций. Для того чтобы повысить курс национальной валюты, центральный банк должен продавать  иностранные валюты, скупая национальную. Тем самым уменьшается спрос на иностранную валюту, а следовательно, увеличивается курс национальной валюты. Для того чтобы понизить курс национальной валюты, центральный банк продает национальную валюту, скупая иностранную. Это приводит к повышению курса иностранной валюты и снижению курса национальной валюты. [4]

Для интервенций, как правило, используются официальные валютные резервы, и изменение их уровня может  служить показателем масштабов  государственного вмешательства в  процесс формирования валютных курсов.

Официальные интервенции  могут проводиться разными методами – на биржах (публично) или на межбанковском  рынке (конфиденциально), через брокеров или непосредственно через операции с банками, на срок или с немедленным  исполнением.

Кроме того, официальные  валютные интервенции подразделяются на «стерилизованные» и «не стерилизованные». «Стерилизованными» называют интервенции, в ходе которых изменение официальных  иностранных нетто-активов компенсируется соответствующими изменениями внутренних активов, т.е. практически отсутствует воздействие на величину официальной «денежной базы». Если же изменение официальных валютных резервов в ходе интервенции ведет к изменению денежной базы, то интервенция является «не стерилизованной».[15]

  1. Дисконтная политика – это изменение центральным банком учетной ставки, в том числе с целью регулирования величины валютного курса путем воздействия на стоимость кредита на внутреннем рынке и тем самым на международное движение капитала. Стремясь повысить курс валюты, Центральный банк повышает учетный процент, что стимулирует приток иностранных капиталов. Улучшается состояние платежного баланса, повышается валютный курс. Если правительство ставит цель понизить валют­ный курс, Центральный банк снижает учетный процент, капиталы перемещаются в зарубежные страны и в результате курс валют понижается. В последние десятилетия ее значение для регулирования валютного курса постепенно уменьшается.[4]

 Кроме того, изменение  процентной ставки не всегда  определяет направление международного  движения капиталов в силу  многофакторности этого процесса. Дисконтная политика ведущих  стран, в первую очередь США,  периодически порождает войну  процентных ставок, т.к. другие  страны вынуждены изменять процентные  ставки вопреки национальным  интересам.

  1. Протекционистские меры(административно-правовые) – это меры, направленные на защиту собственной экономики, в данном случае национальной валюты. К ним относятся, в первую очередь, валютные ограничения. Валютные ограничения – совокупность мероприятий и нормативных правил, установленных в законодательном или административном порядке, направленных на ограничение операций с валютой, золотом и другими валютными ценностями.  Видами валютных ограничений являются следующие:
  • валютная блокада;
  • запрет на свободную куплю-продажу иностранной валюты;
  • регулирование международных платежей, движения капиталов, репатриации прибыли, движения золота и ценных бумаг;
  • концентрация в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей.[8]

Валютные ограничения  по текущим операциям платежного баланса не распространяются на свободно конвертируемые валюты, к которым  МВФ относит доллар США, марку  Германии, Японскую иену, Английский фунт стерлингов и Французский франк. В 2006 года в прессе появились сообщения о скорой отмене в Российской Федерации всех имеющихся валютных ограничений и введении с 1 июля 2006 г. полной обратимости российского рубля. [30] Для регулирования определенных законом видов валютных операций Правительству РФ и Банку России были оставлены только три вида валютных ограничений, таких как требование об открытии «Специального счета», требование о «Резервировании» и о «Предварительной регистрации». Такие валютные ограничения могли быть установлены для предотвращения ухудшения валютной ситуации в стране, под чем подразумевалось существенное сокращение золотовалютных резервов, резкие колебания курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса страны. [22]

Административно-правовое регулирование  оказывает прямое влияние на объем  и цену осуществления валютных операций, охватывая международные платежи  и переводы капитала, перемещение  золота, денежных знаков и ценных бумаг, репатриацию экспортной выручки, прибылей, запрет свободной купли-продажи  иностранной валюты. В отличие  от этого действие экономических, или  рыночных инструментов валютного регулирования  основано на манипулировании поведением экономических агентов рынка посредством экономических, в том числе валютно-кредитных, механизмов.[7]

Государство достаточно часто  манипулирует величиной валютного  курса с целью изменения условий  внешней торговли страны, используя  такие методы валютного регулирования, как двойной валютный рынок, девальвация и ревальвация.

  1. Девальвация и ревальвация используются в качестве метода валютной политики в том случае, когда курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным счетным единицам завышен или занижен в сравнении с рыночным. Девальвация — это снижение курса национальной валюты, а ревальвация — повышение ее курса.

Девальвация в принципе способствует притоку капиталов, ревальвация, напротив, поощряет отлив краткосрочных капиталов  после выравнивания «курсового перекоса».[26]

Таким образом можно сделать вывод о том, что регулирование валютного курса осуществляется разными методами, которые подразделяются на административно-правовые, экономические и рыночные. Использование всех методов на направлено на сглаживание резких колебаний валютных курсов, обеспечение сбалансированности внешнеплатежных позиций страны, на создание благоприятных условий для развития национальной экономики, стимулирование экспорта и тд и тп.

Итак, структура инструментов валютного регулирования может  быть представлена в виде схемы см ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

 

 

 

 

 

 

II.АНАЛИЗ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Динамика валютного  курса РФ

Стабилизация курса рубля в условиях рыночных реформ — это не только цель валютной политики, но и необходимая предпосылка для достижения финансовой стабилизации экономики в целом. 
Динамику рыночного валютного курса рубля определяют следующие факторы:

  • инфляция и ее показатели: кредитная эмиссия, динамика взаимных неплатежей предприятий, наличная эмиссия, индекс потребительских цен;
  • динамика процента, особенно соотношение процента по краткосрочным рублевым кредитам и депозитам и процента по валютным кредитам и депозитам;
  • государственное регулирование и прежде всего- валютные интервенции ЦБ РФ на бирже, регулирование конверсионных операций на бирже, экспортные и импортные налоги и тарифы, лицензирование и квотирование во внешней торговле;
  • ожидания (курсовые, инфляционные, процентные).[6]

Рассмотрим сначала переход  России к плавающему валютному курсу. С 1 января 1998 г. был сделан  шаг  на пути либерализации участия нерезидентов в инвестициях в долговые обязательства  государства. Были отменены форвардные контракты, равно как и ограничения  для нерезидентов по доходности. [16]

Либерализация валютных операций, связанных с движением капитала, была весьма рискованным шагом. Она  позволила привлечь в страну значительные ресурсы иностранных портфельных  инвесторов, однако, при неблагоприятных  условиях открывала широкие возможности  для вывода с российского рынка  иностранных капиталов. Это и  произошло под влиянием финансового  кризиса 1997 г. в Юго-Восточной Азии.

Уже в IV квартале 1997 г. начался отток средств нерезидентов за рубеж. Иностранные инвесторы отреагировали на кризис фондовых рынков развивающихся стран выводом своих средств из ценных бумаг стан с развивающимися рынками.

К таким странам относится  и Россия. Поэтому нерезиденты  начали выходить из российских ценных бумаг и переводить валютные средства за рубеж.

Вывод нерезидентами валютных средств из страны усилил давление на валютный курс рубля в сторону  его понижения. В этих условиях Центральный  банк России стремился изменить ситуацию путем валютных интервенций. Общая  сумма проданных долларов за период с января по 17 августа  1998 г. составила 13 млрд. долл.[5]

Однако интервенции  ЦБ России не спасли положение. В 1998 г. ситуация в валютно-финансовой сфере продолжала ухудшаться. 17 августа 1998 г. было объявлено  о переходе к проведению политики плавающего курса рубля в рамках новых границ «валютного коридора»: от 6 до 9,5 руб. за долл. США. Предусматривалось  переоформление в новые ценные бумаги ГКО/ОФЗ, торги по которым приостановились.  Были введены временные ограничения  для резидентов России на осуществление  валютных операций капитального характера. На 90 дней объявлялся мораторий на проведение выплат:

  1. По возврату финансовых кредитов, полученных от нерезидентов;
  2. Страховых платежей по кредитам, обеспеченных залогом ценных бумаг;
  3. По срочным валютным контрактам.

Разразился валютный и  финансовый  кризис. Обвал валютного  курса и финансовый крах  в  августе 1998 г. был обусловлен ошибками Правительства в бюджетной денежно-кредитной  и валютной политике.

За годы реформ к середине 1998 г. «накопился» большой разрыв  между ростом внутренних цен и  ростом номинального курса рубля  к доллару США. Это своего рода «девальвационный навес» предопределил неизбежность глубокой девальвации рубля по отношению к доллару США.  [21]

К началу 1999 г. рубль обесценился  более чем в 3 раза по сравнению  с августом 1998 г.

В годы после валютно-финансового  кризиса 1998 г. Россия практикует плавающий  валютный курс. При этом ЦБ РФ достаточно активно использует метод интервенций  на валютном рынке для корректировки  курса рубля к доллару США. Иначе говоря, курс рубля осуществляет «грязное плавание». После более чем трехкратной девальвации курса рубля к доллару в августе-декабре 1998 г., в 1999 г. номинальный курс рубля увеличился на 31%, с 2000 г. - на 4,3%, в 2001 г. - на 7,0%,  в 2002 г. - на 5,5%,  в 2003 - номинальный курс снизился - на 7%, а в 2004 еще на 5,2%.

Индекс потребительских  цен в августе-декабре 1998 г. составил 177%, в 1999 - 136,5%, в 2000 г. - 120,2%, в 2001 г. -118,6%, в 2002 г. индекс потребительских цен по отношению к концу 2001 г. был равен 115,1%.

В 2000-2004 гг. рост потребительских цен существенно обгонял рост номинального валютного курса, в результате произошло существенное удорожание рубля. [21]

Таблица 1.Процентное удорожание рубля 

Годы

Удорожание  (удешевление) рубля в %  к предыдущему году

1997

100

1998

-88,0

1999

+4,3

2000

+13,3

2001

+9,7

2002

+8,4

2003

+12,0

2004

+14,0

2005

+6,0


Удорожание рубля, происходившее  в 1999-2004 гг., объясняется тем, что, начиная с 1999 г. наблюдается рост цен на нефть, а с 2000 г. на газ и на многие другие виды топливно-сырьевых ресурсов, экспортируемых Россией. Это привело к значительному росту валютной выручки, получаемой экспортерами, что в свою очередь привело к увеличению предложения иностранной валюты на валютном рынке России. Если бы ЦБ России придерживался пассивной позиции и не вмешивался бы в игру рыночных сил, возросшее предложение валюты привело бы к еще большему удорожанию рубля по отношению к доллару США.

Для обеспечения стабильности российской валюты и ограждения валютного рынка от спекулятивных операций коммерческих банков ЦБ РФ в 1998 г. ввел дополнительные ограничения в действующую систему. Однако такое ужесточение системы валютных ограничений хотя и позволило в краткосрочном плане стабилизировать валютный курс, но вступило в противоречие с обязательствами России по снятию всех ограничений по валютным операциям по текущим счетам и переводам в соответствии со ст. VIII Устава МВФ. Поэтому с середины 1999 г. была ликвидирована двухступенчатая система проведения биржевых торгов и вновь возобладала тенденция к снятию значительной части валютных ограничений, введенных в кризисной ситуации после августовского кризиса 1998 г. За последующие годы удалось избежать серьезных колебаний курса рубля.

Таблица 2

 Динамика курса рубля  к доллару и евро в 2012 году[11]

Дата

Курс доллара

Курс евро

январь

31,24

40,27

февраль

29,89

39,48

март 

29,33

38,79

аперель

29,49

38,81

май

30,8

39,44

июнь

32,88

41,21

июль

32,53

40,02

август

31,96

39,57

сентябрь

31,52

40,46

октябрь

31,12

40,34


Таким образом в течении длительного времени валютный курс и методы его регулирования существенно менялись под воздействием различных факторов. В 2012 год курс валют в течение года заметно колебался и в настоящее время курс доллара составляет 31,716 руб, а курс евро 40,23.( http://kurs4today.ru) . Так как в настоящее время в РФ плавающий валютный курс то в последующее время курсы будут колебаться.

 
 

      

2.2 Анализ методов  регулирования валютного курса.

Органом валютного регулирования и валютного контроля является Банк России он и осуществляет эти функции в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года      N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и иными федеральными законами.[1]

В условиях сильного платежного баланса, сложившегося в 2003 году, Банк России при реализации курсовой политики использовал режим управляемого плавания. Во-первых, с 1 декабря 2002 года была существенно либерализована система обязательной продажи валютной выручки. Во-вторых, процентные ставки по операциям Банка России были снижены до уровней, ограничивающих приток капитала в рублевые портфельные активы. Кроме того, после принятия поправок к Федеральному закону "О валютном регулировании и валютном контроле", предоставивших Банку России право самостоятельно устанавливать норматив обязательной продажи в пределах 30%, с 10 июля 2003 года Совет директоров Банка России установил значение этого норматива на уровне 25%.

Относительная стабильность номинального обменного курса рубля  способствовала притоку иностранных  инвестиций и техническому переоснащению  производства. В 2004 году Банк России проводил курсовую политику в условиях режима управляемого плавающего валютного  курса, в соответствии с которым  не устанавливаются количественные целевые значения курса рубля  к иностранным валютам. При этом Банк России стремится сглаживать резкие его колебания, не обусловленные  действием фундаментальных экономических  факторов. Основным инструментом политики валютного курса Банка России остаются конверсионные операции рубль/доллар на внутреннем валютном рынке, которые осуществляются в комплексе с применением других инструментов денежно-кредитной политики. [5]

Важным этапом в деле либерализации валютных отношений явилось сокращение норматива обязательной продажи валютной выручки на внутреннем рынке с 25% в 2004 г. до 10% в течение 2005г . до 6 мая 2006 г., когда этот норматив по решению Банка России был доведен до нуля.

В 2010 году ситуация на внутреннем валютном рынке определялась состоянием внешних финансовых и товарных рынков и параметрами проведения курсовой политики Банка России, которая была направлена на обеспечение устойчивости курса рубля и осуществлялась в рамках режима управляемого плавающего валютного курса1.

В 2010 году при проведении операций на внутреннем валютном рынке  Банк России продолжал использовать в качестве операционного ориентира  стоимость бивалютной корзины (сумма 0,45 евро и 0,55 доллара США), устанавливая плавающий интервал ее допустимых значений с корректировкой границ в зависимости от объема совершенных валютных интервенций.

На 1 ноября 2010 года стоимость  бивалютной корзины составила 36,16 рубля, что совпадает с ее уровнем на 1 января 2010 года. При этом официальный курс доллара США к рублю за январь-октябрь 2010 года вырос на 2,0% – до 30,7821 рубля за доллар США на 1 ноября 2010 года, а официальный курс евро к рублю снизился на 1,7% – до 42,7256 рубля за евро.(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Помимо интервенций, направленных на ограничение волатильности курса рубля, Банк России в 2010 году осуществлял целевые покупки иностранной валюты для компенсации действия факторов систематического дисбаланса спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем рынке

 В январе-октябре 2010 года Банк России в рамках  обозначенных механизмов осуществлял  как покупку (в январе-августе), так и продажу (в сентябре-октябре)  иностранной валюты на внутреннем  рынке. Объем нетто-покупки иностранной  валюты Банком России за указанный  период составил 40,6 млрд. долларов США, из которых 15,9 млрд. долларов США – целевые интервенции.

В целях дальнейшего повышения  гибкости курсообразования 13 октября 2010 года Банк России увеличил ширину операционного плавающего интервала с 3 до 4 рублей, а также снизил с 700 млн. долларов США до 650 млн. долларов США величину накопленных интервенций, приводящих к сдвигу границ интервала на 5 копеек.(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Вместе с тем в мае 2010 года на фоне снижения цен на нефть  на мировых рынках и формирования негативных ожиданий инвесторов, вызванных  нарастанием проблем с обслуживанием  суверенного долга отдельных  стран еврозоны, устойчивое укрепление рубля к бивалютной корзине сменилось некоторым его ослаблением при повышении волатильности курса. В летние месяцы 2010 года в условиях сохранения повышенной неопределенности на внешних рынках выраженные тенденции в динамике курса рубля отсутствовали, а объемы участия Банка России на внутреннем валютном рынке оставались невысокими.

Итак, во многом валютная политика Банка России в 2010 году опиралась на прежние институциональные установки. Основной целью стал переход к свободному плаванию курса рубля (свободное курсообразование) при ожиданиях, что курс будет определяться действием фундаментальных макроэкономических факторов.

Задачи валютной политики Банк России видит  в сокращении своих интервенций при управлении обменным курсом рубля, сохранении валютных резервов на уровне, необходимом для «позитивной оценки долгосрочной платежеспособности». Также, помимо «сокращения интервенций на внутреннем валютном рынке», ЦБ РФ намеревается повышать гибкость обменного курса рубля, сдерживая «в приемлемых границах волатильность российской национальной валюты».

2.3 Законодательные  основы и органы валютного  регулирования РФ

Валютное законодательство Российской Федерации представляет собой неоднородный нормативный  комплекс, который включает акты, исходящие  от государственных органов различных  ступеней государственной иерархии (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Основными нормативными документами, определяющими специфику валютного  законодательства Российской Федерации, являются:

1)Федеральный Закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

2) Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления  резидентами и нерезидентами  уполномоченным банкам документов  и информации, связанных с проведением  валютных операций, порядке оформления  паспортов сделок, а также порядке  учета уполномоченными банками  валютных операций и контроля за их проведением" (Инструкция Банка России от 04.06.2012г. N138-И.doc).

3) Инструкция ЦБ РФ от 30.03.2004 N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации»

Органами валютного регулирования  в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.[18]

От имени правительства  ЦБ регулирует резервы иностранной  валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование  международных расчетов, платежных  балансов, участвует в операциях  мирового рынка ссудных капиталов  и золота. ЦБ, как правило, предоставляет  свою страну в международных и  региональных валютно-кредитных организациях.

Для осуществления своих  функций Банк России может открывать  представительства в иностранных  государствах.

Инструментами проводимой центральными банками валютной политики являются валютные интервенции и, в той или иной степени, практически все инструменты денежно-кредитной политики (дисконтная политика, операции на открытом рынке, установление резервных требований к банкам и др.). Таким образом, валютная политика теснейшим образом связана с денежно-кредитной политикой. Обе они являются практически неразделимыми частями экономической политики государства, имеют тесно связанные цели и проводятся обычно одним и тем же учреждением - Центральным Банком. [24]

Регулирование валютной политики страны Центральным Банком заключается  в том, что банк2:

определяет сферу и  порядок обращения в РФ иностранной  валюты и ценных бумаг в иностранной  валюте;

издает нормативные акты, обязательные к исполнению в РФ резидентами и нерезидентами;

проводит все виды валютных операций;

устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами  в РФ операций с иностранной валютой  и ценными бумагами в иностранной  валюте, правила проведения нерезидентами  в РФ операций с валютой РФ и  ценными бумагами в валюте РФ;

устанавливает порядок обязательного  перевода, ввоза и пересылки в  РФ иностранной валюты и ценных бумаг  в иностранной валюте, принадлежащих  резидентам, а также случаи и условия  открытия резидентами счетов в иностранной  валюте в банках за пределами РФ;

устанавливает общие правила  выдачи лицензий банкам и иным кредитным  учреждениям на осуществления валютных операций и выдает такие лицензии;

устанавливает единые формы  учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе  уполномоченными банками, порядок и сроки их предоставления;

подготавливает и публикует  статистику валютных операций РФ по принятым международным стандартам;

регулярно публикует официальный  курс рубля по отношению к иностранным  валютам;

устанавливает цену покупки  и продажи драгоценных металлов.[17]

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля.[18]

Органами валютного контроля в  Российской Федерации являются Центральный  банк Российской Федерации, федеральный  орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 года № 278 таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.[24]

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные  Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация «Банк  развития и внешнеэкономической  деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

 

Таким образов, проанализировав  валютное законодательство можно сделать  вывод о том, что стратегическими задачами валютного регулирования и валютного контроля в РФ на современном этапе являются:

1.усиление валютного контроля за объемом продажи валютной выручки (без ущемления интересов экспортеров, связанных с технологической модернизацией и производством экспортной продукции);

2.регулирование импортных тарифов для защиты внутренних товарных рынков и поддержания жесткой конкурентной среды, стимулирующей снижение издержек производства;

3.введение таких правил торговли на валютном и финансовом рынках, которые повысят возможности их регулирования, обеспечат прозрачность операций и их предсказуемость;

4.регулирование движения капиталов, препятствующее их оттоку из страны;

5.обеспечение притока иностранных прямых и портфельных инвестиций;

6.разработка долгосрочной стратегии управления внешним долгом, рациональной политики воздействия на курс рубля;

Таким образом, выполнение этих задач является гарантом эффективного регулирования и контроля валютной политикой РФ.

III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анализируя состояние  внутреннего российского валютного  рынка нельзя не учитывать фактор модификации валютной политики, главным субъектом которой является Банк России. Осенью 2010 года курсовая политика перетерпела ряд заметных изменений, достаточно прозрачно определив вектор дальнейших возможных «шагов» - с высокой вероятностью в текущем году нас ждет дополнительное пропорциональное расширение границ плавающего коридора бивалютной корзины. [1]

Также высоко вероятно дополнительное снижение «порогового» накопленного объема валютных интервенций (необходимых  для смещения коридора на некоторую  величину вверх или вниз) с текущих $650 млн. до, оценочно, $600 млн3.

Центральный Банк РФ заявляет, что курсовая политика в 2012-2013 годах направлена на удержание в приемлемых границах волатильности российской национальной валюты. При этом Банк России видит своей задачей последовательное сокращение прямого вмешательства в процессы курсообразования и подготовку субъектов экономики к работе в условиях плавающего валютного курса4.

На стадии перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит использование  механизма плавающего интервала  допустимых значений стоимости бивалютной корзины. Вместе с тем Банк России не будет задавать каких-либо фиксированных количественных ограничений на уровень курса национальной валюты.

В переходный период порядок  проведения интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке будет  включать использование целевых  покупок или продаж иностранной валюты, осуществляемых в заранее установленных объемах и интервалах.

В 2011-2013 годах основными  факторами изменения курса рубля - баланс внешнеторговых операций и  динамика трансграничных потоков капитала при растущей роли последних. В настоящее  время сохранение положительного сальдо внешнеторговых операций создает условия  для укрепления национальной валюты, однако по мере выравнивания торгового  баланса значение данного фактора  будет снижаться. Вместе с тем  повышающийся вклад в формирование курсовых тенденций динамики потоков  капитала, которые зависят от трудно прогнозируемого развития ситуации на мировых финансовых рынках и характеризуются  высокой волатильностью, формирует значительную неопределенность в динамике курса рубля в среднесрочной перспективе. В этих условиях существенно повышается важность управления валютными рисками экономическими агентами на всех уровнях, а также возрастает роль процентной политики, проводимой Банком России, как для обеспечения финансовой стабильности, так и для выполнения целевых ориентиров по инфляции.[13]

Так же Банк России собирается провести ряд мероприятий по совершенствованию финансовых рынков на период 2012 и 2013 годов. В этой связи ставится задача по повышению эффективности функционирования инфраструктуры российского финансового рынка и развитию его инструментария. Одним из направлений осуществления данной задачи Банк России в 2012-2013 годах видит участие в выполнении плана мероприятий по созданию в Москве международного финансового центра.[2]

Однако, валютная политика и  меры валютного регулирования, применяемые  ЦБ РФ, далеко не идеальны и имеют  ряд существенных проблем. В связи  с этим можно предложить некоторые  способы усовершенствования валютной политики ЦБ РФ:

  1. Целесообразно усилить прозрачность Банка России и информационное обеспечение его деятельности с учетом опыта западноевропейских стран. Купля-продажа иностранной валюты Центральным Банком без активной информационной кампании не имеет достаточного эффекта для изменения тенденций курсовой динамики.
  2. В качестве дополнительного инструмента курсового регулирования может использоваться изменение доли экспортной выручки, подлежащей обязательной продаже. Целесообразным представляется гибкая система определения данного параметра и его дифференциация по отраслям. Например, стимулирование производства и экспорта высокотехнологичных товаров может осуществляться за счет снижения нормы обязательной продажи и даже освобождения от нее на суммы, идущие на закупку оборудования и технологий.
  3. Следует незамедлительно решить проблему двойственности валютной политики ЦБ РФ. Для ограничения притока в страну спекулятивного капитала, стимулирования развития экспортных отраслей, снижения затрат на обслуживание внешнего долга, поддержания положительного сальдо внешнеторгового баланса Банк России вынужден периодически понижать обменный курс рубля. Но в то же время, для создания в Москве вышеупомянутого международного финансового центра, для контроля над инфляцией и перевода российской экономики на инновационный путь развития, ЦБ заинтересован в укреплении обменного курса рубля. Такая двойственность усиливает неопределенность валютной политики. Поэтому ЦБ необходимо строго расставить приоритеты и четко определить тактические цели относительно курсообразования национальной валюты на ближайший период.
  4. Также может быть полезным временное расширение административных начал в регулировании валютной сферы, введение отдельных административных ограничений на функционирование валютного рынка, на динамику валютного курса. Например, временный запрет на определенные виды операций, имеющих высокоспекулятивный характер и обслуживающих краткосрочные потоки капитала.[10]

Основными задачами курсовой политики на 2013 год и период 2014 – 2015 годов станут дальнейшее сокращение прямого вмешательства Банка России в механизм курсообразования и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса к 2015 году.

В 2013 и 2014 годах Банк России продолжит осуществлять курсовую политику, не препятствуя формированию тенденций в динамике курса рубля, обусловленных действием фундаментальных макроэкономических факторов, и не устанавливая каких-либо фиксированных ограничений на уровень курса национальной валюты. При этом в течение данного периода Банк России будет осуществлять повышение гибкости курсообразования постепенно, смягчая процесс адаптации участников рынка к колебаниям валютного курса, вызванным внешними шоками.[23]

После перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России предполагает отказаться от использования операционных ориентиров курсовой политики, связанных с уровнями валютного курса. В то же время даже после перехода к указанному режиму Банк России допускает возможность проведения интервенций на внутреннем валютном рынке, объемы которых будут определяться с учетом конъюнктуры денежного рынка.

Повышение гибкости курсообразования приведет к увеличению значимости для формирования ситуации на внутреннем валютном рынке рыночных факторов, в том числе трансграничных потоков капитала. Капитальные потоки могут быть подвержены резким колебаниям вслед за изменением настроений участников российского и мировых финансовых рынков и с трудом поддаются прогнозированию. Следствием этого, а также результатом отказа от использования курсовых операционных ориентиров станет рост неопределенности динамики курса рубля в среднесрочной перспективе. В данных условиях возрастет значение управления курсовым риском экономическими агентами как в реальном, так и в финансовом секторе.[14]

Таким образом валютная политика России направлена на удержание в приемлемых границах волатильности российской национальной валюты, совершенствование финансовых рынков, для этого Центральным банком и другими органами регулирования валютного курса, используются ряд методов по повышению эффективности проводимых ими мероприятий по достижению поставленных целей в отношении валютного регулирования.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с поставленными  задачами в данной курсовой работе были рассмотрены основные теоретические аспекты валютного курса и валютной политики государства, выявлена динамика валютного курса, исследована валютная политика ЦБ РФ в 2012 и предложены пути ее совершенствования на 2013-2015 год.

Итак, валютный курс представляет собой - денежную единицу одной страны, выраженную в денежной единице другой страны, драгоценных металлах, ценных бумагах. Он необходим для взаимно обмена валютами при торговле товарами и услугами, а также при  учете взаимного движения капиталов и кредита.

Выделяют несколько  видом валютного курса: фиксированный- установленный договором или соглашением между странами, плавающий -формирующийся под влиянием спроса и предложения валют, кросс-курс -курс одной валюты по отношению к другой, выраженный через третью валюту, спот-курс– курс по операциям, проводимые в течение короткого времени, номинальный валютный курс, который показывает обменный курс валют, действующий в настоящий момент времени на валютном рынке страны, и реальный валютный курс, определяемый как отношение цен товаров двух стран, взятых в соответствующей валюте на конкретную дату.

 В ходе написания  курсовой работы, было выявленно что на формирования валютного курса влияют различные факторы.  К таким факторам относят: темп инфляции, изменение процентных ставок, национальный доход, конъектурные факторы, спекуляция валютных курсов и общая деловая активность в стране. Под воздействием этих факторов в стране и формируется валютный курс.

Валютный курс нуждается  в постоянном регулировании и  совершенствовании, чем и занимается ЦБ и правительство РФ, с помощью  таких методов как, валютные интервенции, дисконтная политика, протекционные меры, девальвация и ревальвация. Основными целями валютной политики государства, и в частности ЦБ РФ, являются: поддержание стабильности курса национальной валюты; обеспечение функционирования органов валютного регулирования и валютного контроля; регламентацию международных расчетов; обеспечение желаемого воздействия страны с мировым валютным рынком.

Валютная политика призвана обеспечить экономическую безопасность страны, содействовать более быстрому росту ее экономики за счет расширения внешнеэкономических связей, создать  условия для всесторонней интеграции экономики государства в мировое  хозяйство. От валютной политики зависит место государства в мировом пространстве, поскольку она во многом определяет темпы экономического развития страны.

Валютный курс РФ на протяжении длительного времени(кризис 1998 г-по2012), колебался под воздействием различных факторов, так если в 1998 году курс доллара к рублю составлял 20,65,в настоящее время курс доллара к рублю составляет 31,69. Ситуация на внутреннем валютном рынке России после серьезного ухудшения в конце 2008 – начале 2009 г. в последующие месяцы стала постепенно стабилизироваться. Прирост индекса реального эффективного курса рубля в октябре 2010 года по отношению к декабрю 2009 года составил 3,9%.

В 2010 году при проведении операций на внутреннем валютном рынке  Банк России продолжал использовать в качестве операционного ориентира  стоимость бивалютной корзины. Помимо интервенций, направленных на ограничение волатильности курса рубля, Банк России в 2010 году осуществлял целевые покупки иностранной валюты для компенсации действия факторов систематического дисбаланса спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем рынке.

Основными задачами курсовой политики на 2013 год и период 2014 – 2015 годов станут дальнейшее сокращение прямого вмешательства Банка России в механизм курсообразования и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса к 2015 году.

Однако проведенный анализ показал, что задачи валютной политики, поставленные Банком России в 2010 г. и  на плановый период, носят довольно противоречивый характер: невозможно одновременно удерживать обменный курс национальной валюты в приемлемых границах за счет интервенций и готовить субъекты экономики к работе в условиях плавающего валютного курса. Это  приводит к несоблюдению такого принципа, как обеспечение единства внутренней и внешней валютной политики, и  невыполнению важнейших тактических  задач валютного регулирования.

Дальнейшее развитие российского  финансового рынка зависит от многих факторов, среди которых важное значение имеет грамотная валютная политика государства.

Список используемой литературы

  1. Андрюшин С.А., Кузнецова В.В. – «Денежно-кредитная политика Банка России: прогнозы и реалии» - Банковское дело, 2010,№12 стр 12
  2. Головин, Ю.В. Банки и банковские услуги в России: вопр. теории и практики – М.: Финансы и статистика, стр 48 2007
  3. Голубев Ю.Б/Формирование валютной политики предприятия// Менеджмент в Росии и зарубежом №5 стр 7//2009
  4. Деньги, кредит, банки: Учеб. пособие /В.И.Тарасов. – 2-е изд. Мн.: Книжный Дом; Мисанта. Стр 75 2008.
  5. Динамика эффективных обменных курсов рубля в январе-апреле 2004 г. //Вестник Русского экономического общества, №13стр 13. 2009. 
  6. Е.В Оглобина, Н .В Иволгина /«Региональная валютная интеграция как одна из форм реформирования мировой валютной системы» /Валютное регулирование. Валютный контроль №10 стр 17// 2012
  7. Евразийский международный научно аналитический журнал, проблемы современной экономики № 1стр 21,2009 Горлякова М.В
  8. Жолобов П.С/Особенности валютного регулирования В России/ стр 32/
  9. Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением"
  10. Кулакова T.Ю/Валютная политика и противоречия ее реализации// Валютное регулирование. Валютный контроль №2 стр 17 // 2011
  11. Марыгова Е.А.Динамика валютного курса рубля и ее регулирование. Макроэкономика. Экспресс-курс,стр 82 2010
  12. Мировая экономика. Хасбулатов Р.И.  М: «Инсан», стр 117 2007 г.
  13. Мосейкин Ю.Н., Маловичко И.И. - Экономическая политика государства – М.: Российский университет дружбы народов, стр 67 2010
  14. Проект Центрального банка РФ: «Основные направления государственной денежно-кредитной политики на 2012 и период 2014-2015 годов»
  15. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. - Современный экономический словарь. 5-е изд.,перераб. и доп. — М.:ИНФРА-М, стр 45 2007
  16. Статистический раздел //Экономический журнал Высшей школы экономики. т.11, №4, стр 28 2009
  17. Федеральный закон «О Центральном банке Российской федерации» от 10.07.2002 №86-ФЗ
  18. Федеральный Закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
  19. Финансы и кредит: Учебник / Под ред. про. М.В.Романовского, проф. Г.Н.Белоглазовой. М.: Юрайт-Издат, стр 95 2008.
  20. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник /Под ред Н .Ф Самсонова — М ИНФРА-М,стр 89 2009
  21. Шагалов Г.Л. Введение режима плавающего валютного курса в России //Росссийский внешнеэкономический вестник. №3.стр 13 2009. 14
  22. Экономическая теория /Под ред. А.И. Добрынина, Л.С.Тарасевича, 3-е изд. СПб.: Издательство СПбГУЭФ: Питер. 2007.
  23. Электронный ресурс: http://www.budgetrf.ru (Бюджетная система)
  24. Электронный ресурс: www.cbr.ru (ЦБ РФ)
  25. Электронный ресурс: www.finekon.ru (Методы регулирования валютного курса)
  26. Электрон<span class="Li

Информация о работе Валютный курс. Методы регулирования валютных курсов