Виды, классификация и проблемы применения финансовых санкций в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении сущности финансовых санкций, механизм их применения, проблемы применения и изучение путей улучшения действующей системы финансовых санкций.
Задачи курсовой работы:
изучение теоретических организационно-правовых основ финансовых санкций в России;
механизм применения финансовых санкций;
проблемы применения финансовых санкций ;

Содержание

Введение……………………………………………….. 2-3 стр.
Глава 1. Финансовые санкции
1.1 Понятие финансовых санкций…………………….. 4-9 стр.
1.2 Виды и классификация финансовых санкций……10-18 стр.
1.3 Порядок применения финансовых санкций………18-24 стр.
Глава 2. Финансовый контроль
2.1 Понятие финансового контроля…………………... 24-26 стр.
2.2 Виды финансового контроля……………………… 26-31 стр.
Глава 3. Проблемы применения финансовых санкций в современной экономике и пути их решения. ………………………… 31-36 стр.
Заключение ……………………………………………… 37-38 стр.
Список использованной литературы ………………….. 39-40 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 65.74 Кб (Скачать файл)

   Пеня - санкция в  виде денежного штрафа, накладываемого  за несвоевременное выполнение, просрочку денежных обязательств. Пеня обычно устанавливается  в виде процента от суммы  просроченного обязательства и  начисляется за каждый день  просрочки в течение определенного  периода, после которого взыскивается  разовый штраф.

   Блокировка счетов: налоговые органы вправе в  соответствии с пунктом 1 статьи 76 НК РФ приостановить операции  по счету в следующих случаях:

  - при наличии задолженности  по уплате налогов, пеней и  штрафов;

  - в случае задержки  представления налоговой декларации  более чем на 10 календарных дней.

   Блокировка расходов  и приостановление операций по  счетам в кредитных организациях - меры, применяемые к нарушителям  бюджетного законодательства (БК  РФ ст. 282).

1.3. Порядок применения  финансовых санкций

Добровольный и принудительный порядок исполнения финансовых санкций

   Применение финансовых  санкций за нарушение в сфере  финансовой деятельности осуществляется  в соответствии с НК РФ, БК  РФ, ТК РФ и др.

   За налоговые правонарушения, нарушение таможенного законодательства, а также бюджетные правонарушения применяется такая финансово-правовая санкция, как пеня.

   В соответствии  с Налоговым кодексом РФ пеня  может быть уплачена налогоплательщиком  добровольно или взыскана с  него в принудительном порядке.  При этом в соответствии с  п. 6 ст. 75 НК РФ принудительное  взыскание пени с налогоплательщика  производится в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном порядке.

   Добровольная уплата  пени осуществляется следующим образом:

  • налоговый орган, приняв решение по результатам налоговой проверки, направляет налогоплательщику в 10-дневный срок от даты вынесения соответствующего решения требования об уплате налога и соответствующих пеней. Срок исполнения такого требования указывается в самом требовании;
  • в случае исполнения налогоплательщиком требования налогового органа по уплате налога и пеней в установленный срок имеет место добровольная уплата им финансово-правовой санкции в виде пени.

   Принудительное взыскание  пени с организации-налогоплательщика  или организации — налогового агента осуществляется в следующем порядке:

  - такое взыскание  возможно в случае неуплаты налогоплательщиком пени в добровольном порядке;

  - налоговый орган  осуществляет принудительное взыскание  пени за счет денежных средств, находящихся на счетах организаций, а при недостаточности или отсутствии — за счет иного имущества организации-налогоплательщика или организации налогового агента:

  - принудительное взыскание  пени с организаций происходит  путем направления налоговым  органом в банк инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты денежных средств со счетов этих организаций. Решение о взыскании принимается не позднее 10, дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение, принятое после истечения этого срока, является недействительным и исполнению не подлежит. Однако в этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с организации, причитающейся к уплате суммы налога. Решение о взыскании должно быть доведено до сведения организации в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о нем;

  - взыскание пени может  производиться с рублевых расчетных  (текущих) и валютных счетов организаций и не может производиться с депозитного счета организации, если не истек срок действия депозитного договора;

  - при взыскании средств с валютных счетов организации руководитель налогового органа (его заместитель) одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты этой организации;

  - инкассовое поручение  (распоряжение) исполняется банком  не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, в случае, когда взыскание про­изводится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если пени взыскивается с валютных счетов.

      При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации налоговый орган вправе взыскать пени за счет иного имущества организации в соответствии со ст. 47 НК РФ.

        Порядок принудительного взыскания пени с физического лица-налогоплательщика или физического лица-налогового агента характеризуется следующим:

  а) согласно ст. 48 НК  РФ налоговый орган обращается  в суд с иском о взыскании  пени за счет имущества физического  лица. Такой иск может быть  подан налоговым органом в  течение шести месяцев после  истечения требования об уплате  налога;

  б) взыскание пени  за счет имущества физического  лица производится на основании  вступившего в законную силу  решения суда в соответствии  с ФЗ «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

   Порядок наложения  штрафа за налоговые правонарушения  установлен в ст. 101, 104, 111, 115 НК  РФ. Штраф может быть уплачен  лицом, совершившим налоговое  правонарушение, добровольно или  взыскан с него в судебном  порядке.

   Добровольная уплата  штрафа за налоговые правонарушения  возможна в следующем порядке:

  а) налоговый орган  направляет налогоплательщику (иному  обязанному лицу) требование об  уплате недоимки по налогу, пени, а также штрафа. Срок уплаты  указывается в требовании;

  б) в случае исполнения  налогоплательщиком (иным обязанным лицом) требования налогового органа в установленный срок, имеет место добровольная уплата им финансово-правовой санкции в виде штрафа.          

   Взыскание штрафа  с налогоплательщика (или иного обязан­ного лица) за налоговое правонарушение в судебном порядке осу­ществляется в случае:

  а) если налогоплательщик (иное обязанное лицо) отказался  добровольно уплатить сумму штрафа  или пропустил срок уплаты, указанный  в требовании;

  б) исковое заявление  о взыскании штрафа с организации  или индивидуального предпринимателя  подается налоговым органом в  арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в суд общей юрисдикции.

   Мерами принудительного  исполнения решения являются:

  1) обращение взыскания  на имущество должника путем  наложения ареста и продажи  имущества;

  2) обращение взыскания  на заработную плату, пенсию, стипендию и иные источники доходов должника;

  3) обращение взыскания  на денежные суммы и имущество  должника, находящиеся у других  лиц;

  4) изъятие у должника  и передача взыскателю определенных  предметов, указанных в решении  суда.

Обстоятельства, исключающие вину, смягчающие и отягчающие ответственность

   В ст. 111 НК РФ  предусматриваются обстоятельства, исключающие лица в совершении налогового правонарушения. Эти обстоятельства должны учитываться при вынесении налоговым ор­ганом решения о привлечении лица к налоговой ответственности и направлении ему требования об уплате, штрафа, а также судом при рассмотрении дела о налоговом правонарушении. К таким обстоятельствам относятся:

  а) совершение налогового правонарушения вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;

  б) совершение налогового правонарушения физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;

  в) выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных указаний и разъяснений, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.

   В ст. 112 НК РФ  указываются обстоятельства, смягчающие  и отягчающие ответственность  за совершение налогового правонарушения. К обстоятельствам, смягчающим  ответственность, относятся:

  • совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной, зависимости;
  • иные обстоятельства, которые налоговым органом или судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

   При наличии хотя бы одного из выше­названных смягчающих обстоятельств размер штрафа, указанный в налоговом требовании, подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с установленным в Налоговом кодексе РФ.

    К обстоятельствам,  отягчающим ответственность, относится  совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. В этом случае размер штрафа увеличивается налоговым органом или судом на 100% (ст. 114 НК РФ).

   Налоговый кодекс  РФ в ст. 115 устанавливает срок  давности и для взыскания штрафа  за налоговое правонарушение. Налоговые  органы могут обратиться в  суд с иском о взыскании  штрафа не позднее трех месяцев  со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Однако в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при на­личии налогового правонарушения срок подачи искового заявле­ния исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела.

   Порядок наложения  финансового штрафа за бюджетные правонарушения установлен сегодня Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. «О федеральном казначействе». Он производится налоговыми органами в бесспорном порядке в трехдневный срок по представлении органов Федерального казначейства.

   Наложение финансового  штрафа за несоблюдение правил  ве­дения кассовых операций, а также несоблюдение условий работы с денежной наличностью осуществляется органами Министерства по налогам и сборам РФ по сведениям, предоставляемым коммер­ческими банками и другими органами, контролирующими соблю­дение организациями порядка ведения кассовых операций и ус­ловий работы с денежной наличностью.

Глава 2 .Финансовый контроль

2.1 Понятие финансового контроля

   Финансовый контроль  представляет собой один из  видов государственно­го контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы. Он направлен на проверку расходования государственных средств, своевременности и полноты мобилизации государственных ресурсов, законности расходов и доходов всех звеньев финансовой системы, соблюдения правил учета и отчетности.

   В зависимости  от органов, его осуществляющих, он подразделяется на государственный,  внутрихозяйственный, аудит.

   Финансовый контроль  может быть государственный и  муниципальный и негосударственный.

   Государственный  и муниципальный финансовый контроль  является составной частью финансового  контроля в широком смысле  слова.

Субъектами финансового  контроля являются независимые аудиторские  службы, частные предприятия, некоммерческие организации и т.д.

   Объектом финансово-правового  регулирования является только  государственный и муниципальный  финансовый контроль, который осуществляется органами государственного финансового контроля и органами местного самоуправления.

   Существование государственного  и муниципального финансового  контроля обусловлено контрольной  функцией финансов. Эта функция  обеспечивается слежением рублем  за собиранием, распределением и  использованием государством и  муниципальными образованиями денежных  средств в бюджет и государственные и муниципальные внебюджетные фонды. В связи с этим финансовый контроль осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности государства и муниципальных образований: на стадиях собирания, распределения и использования денежных средств.

   Непосредственной  целью государственного и муниципального  финансового контроля является  обеспечение эффективности финансовой  деятельности государства и муниципальных  образований. Ведь с помощью  финансового контроля государство  следит за тем, чтобы все  запланированные средства своевременно  посту­пали в государственные  фонды, а также за целевым  использованием выделенных государственных  средств и др.

В широком понимании целью  государственного и муниципального финансового контроля, как и всякого  другого, является со­здание научно обоснованной финансовой политики, создание эффективного финансового механизма.

Информация о работе Виды, классификация и проблемы применения финансовых санкций в современной экономике