Внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - охарактеризовать внебюджетные фонды.
Для раскрытия поставленной цели раскроем ряд следующих задач:
­Рассмотреть социально-экономическую сущность внебюджетных фондов
Охарактеризовать классификацию внебюджетных фондов на социальные и экономические внебюджетные фонды, принципы их работы и цели, источники финансирования.

Содержание

Введение 4
1. Причины создания внебюджетных фондов 7
2. Классификация внебюджетных фондов 11
2.1 Социальные внебюджетные фонды 11
2.1.1 Пенсионный фонд Российской Федерации 11
2.1.2 Фонд социального страхования Российской Федерации 19
2.1.3 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 22
2.2 Экономические внебюджетные фонды 24
2.2.1 Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР 24
2.2.2 Фонд инвестирования жилищного строительства 28
2.2.3 Дорожный фонд РФ 29
2.2.4 Государственный внебюджетный фонд воспризводства минерально – сырьевой базы РФ 32
3. Введение единого социального налога 34
4. ЕСН и пенсионная реформа 38
Заключение 47
Список используемой литературы 50

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

Государственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации  предполагает выплату государственных пенсий за счет ассигнований из федерального бюджета. Правом на такие пенсии обладают:

1) граждане Российской  Федерации при соблюдении условий,  предусмотренных для различных  видов пенсий по государственному  пенсионному обеспечению;

2) иностранные граждане  и лица без гражданства, постоянно  проживающие на территории Российской  Федерации, на тех же основаниях, что и граждане Российской  Федерации, если иное не предусмотрено  законодательством Российской Федерации  или международными договорами, участницей которых Россия является.

Право на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют  следующие категории граждан:

1) федеральные государственные  служащие;

2) военнослужащие;

3) участники Великой  Отечественной войны;

4) граждане, пострадавшие  в результате радиационных или  техногенных катастроф;

5) нетрудоспособные граждане.

Члены семей названных  граждан имеют право на государственную  пенсию в случае потери кормильца.

Поступления ЕСН составляют 90 процентов доходов этих фондов. За счет единого налога финансируются трудовые пенсии, расходы на медицинское страхование работающих, социальное страхование, помощь и деятельность самих фондов.

Выплачиваемая сегодня  населению трудовая пенсия состоит  из базовой и страховой частей. Механизм индексации четко прописан в Законе «О трудовых пенсиях в РФ». Изменение каждой из них зависит от инфляции, а индексация страховой части — еще и от изменения заработной платы. Следовательно, в случае выхода зарплаты из тени в результате снижения налога автоматически индексируются пенсии.

По нашим оценкам, расходы  на трудовые пенсии в 2004 году составят 5,5 процента ВВП, а в 2005 году вырастут до 5,7 про­цента ВВП. Всего расходы  за счет ЕСН увеличатся до 7,2 про­цента  и до 7,5 процента — соответственно в 2004 и 2005 годах, а поступления налога не превысят 7 процентов ВВП. Это означает, что в ближайшие годы сохранится ситуация последних двух лет, когда расходы фондов за счет ЕСН превышали поступления налога, а дефицит финансировался за счет накопленного в 2000-2001 годах финансового резерва. Поскольку дефицит будет расти и накопленных остатков хватит только на 2004 год, то в ближайшее время придется искать способы обеспечения сбалансированности бюджетов фондов.

2.1.2 Фонд социального  страхования Российской Федерации

В соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права регулирует отношения в  системе обязательного социального  страхования, определяет правовое положение  субъектов обязательного социального  страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования8.

Цель создания ФСС  РФ состоит в социальном обеспечении граждан по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении.

Социальными страховыми рисками, при обеспечении которых Фонд выступает в качестве страховщика, являются:

1) временная нетрудоспособность;

2) трудовое увечье  и профессиональное заболевание;

3) материнство;

4) смерть застрахованного  лица или нетрудоспособных членов  его семьи, находящихся на его  иждивении.

При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок  выплаты страхового обеспечения  по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного  социального страхования9.

За счет средств Фонда осуществляются следующие виды страхового обеспечения, соответствующие вышеназванным видам социальных страховых рисков:

1) пособие по временной  нетрудоспособности, выплата которого  осуществляется на основании статьи 183 Трудового кодекса РФ. Если временная нетрудоспособность работника обусловлена несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, то пособие выплачивается в соответствии со статьей 9 Закона о страховании от несчастных случаев на производстве;

2) пособие в связи  с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием. Виды таких пособий определяются в статье 8 Закона о страховании от несчастных случаев на производстве;

3) пособие по беременности  и родам, основанием выплаты  которого служит статья 6 Федерального  закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон о пособиях на детей);

4) ежемесячное пособие  по уходу за ребенком до  достижения им возраста 1,5 лет,  выплачиваемое на основании статьи 13 Закона о пособиях на детей;

5) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, основанием выплаты которого является статья 9 Закона о пособиях на детей;

6) единовременное пособие  при рождении ребенка, выплата  которого осуществляется на основании статьи 11 Закона о пособиях на детей;

7) пособие на санаторно-курортное  лечение;

8) оплата путевок на  санаторно-курортное лечение и  оздоровление работников и членов  их семей.

Формой образования  и расходования средств Фонда  является бюджет, который не входит в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства данного бюджета изъятию не подлежат.

Источниками поступлений  денежных средств в бюджет Фонда  являются:

1) страховые взносы (в  настоящее время как входящие  в состав единого социального налога, так и уплачиваемые сверх него);

2) дотации, другие средства  федерального бюджета, а также  средства иных бюджетов в случаях,  предусмотренных законодательством  Российской Федерации;

3) штрафные санкции  и пени;

4) денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

5) доходы от размещения  временно свободных денежных  средств обязательного социального  страхования;

6) иные поступления,  не противоречащие законодательству  Российской Федерации.

Денежные средства Фонда  расходуются на цели, устанавливаемые  федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование средств Фонда не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших данное правонарушение.

Денежные средства Фонда  хранятся на счетах Банка России, а  также на счетах иных банков, перечень которых определяется Правительством РФ. Плата за банковские услуги по операциям  со средствами обязательного социального  страхования не взимается.

В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального  страхования денежных средств для  обеспечения выплат социальных пособий, оплаты санаторно-курортного лечения  и иных установленных федеральными законами расходов Правительство РФ при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах социального обеспечения выплаты по обязательному социальному страхованию.

Вложение временно свободных  денежных средств обязательного  социального страхования может  осуществляться только под обязательства  Правительства РФ, обеспечивающие их доходность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В случае нехватки в финансовой системе  обязательного социального страхования  денежных средств для обеспечения  выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской  помощи, санаторно-курортного лечения  и иных установленных федеральными законами расходов Правительство Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.

Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального  страхования может осуществляться только под обязательства Правительства Российской Федерации, обеспечивающие их доходность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2.1.3 Федеральный фонд  обязательного медицинского страхования

Создан в 1991 г. в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28 июня 1991 г. В Законе определены правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации. Закон направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан страны на медицинскую помощь. Законом введено медицинское страхование, цель которого гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия10.

Медицинское страхование  осуществляется в двух видах: обязательного добровольного страхования.

Обязательное  медицинское страхование является всеобщим для населения Российской Федерации и реализуется в соответствии с программами обязательного медицинского страхования, которые гарантируют объем и условия оказания медицинской лекарственной помощи гражданам.

Добровольное  медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение добровольных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования11.

Таким образом, в России источниками финансирования здравоохранения  стали:

• средства федерального, региональных и местных бюджетов;

• средства государственных  и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов;

• личные средства граждан;

• безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования.

Из этих средств стали  формироваться самостоятельные  фонды здравоохранения и фонды  медицинского страхования.

Фонды здравоохранения формируются за счет бюджетных средств. Распорядителями их являются федеральные, региональные и местные исполнительные органы власти.

Фонды медицинского страхования создаются за счет средств, получаемых от страховых взносов. Эти фонды предназначены для финансирования страховыми организациями медицинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования. Такие фонды созданы на федеральном и территориальном уровнях.

Страховыми  медицинскими организациями выступают юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами любых форм собственности, обладающие необходимым для осуществления медицинского страхования уставным фондом.

 Фонды ОМС образованы  с целью обеспечить охрану  здоровья граждан и получение ими бесплатной медицинской помощи.

Финансовые средства государственной системы обязательного  медицинского страхования формируются  за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. В настоящее время такие отчисления осуществляются в форме единого социального налога.

Федеральный и территориальные  фонды ОМС являются самостоятельными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями.

Финансовые средства фондов ОМС находятся в государственной  собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование  устанавливается Правительством РФ и утверждается Федеральным собранием  РФ. Он установлен в размере 3,6% к  величине начисленной оплаты труда12.

2.2 Экономические внебюджетные  фонды

2.2.1  Российский фонд технологического  развития и отраслевые внебюджетные  фонды НИОКР

Федеральные органы исполнительной власти и коммерческие организации  могут создавать следующие внебюджетные фонды для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок:

Информация о работе Внебюджетные фонды