Внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - охарактеризовать внебюджетные фонды.
Для раскрытия поставленной цели раскроем ряд следующих задач:
­Рассмотреть социально-экономическую сущность внебюджетных фондов
Охарактеризовать классификацию внебюджетных фондов на социальные и экономические внебюджетные фонды, принципы их работы и цели, источники финансирования.

Содержание

Введение 4
1. Причины создания внебюджетных фондов 7
2. Классификация внебюджетных фондов 11
2.1 Социальные внебюджетные фонды 11
2.1.1 Пенсионный фонд Российской Федерации 11
2.1.2 Фонд социального страхования Российской Федерации 19
2.1.3 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 22
2.2 Экономические внебюджетные фонды 24
2.2.1 Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР 24
2.2.2 Фонд инвестирования жилищного строительства 28
2.2.3 Дорожный фонд РФ 29
2.2.4 Государственный внебюджетный фонд воспризводства минерально – сырьевой базы РФ 32
3. Введение единого социального налога 34
4. ЕСН и пенсионная реформа 38
Заключение 47
Список используемой литературы 50

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

В апреле 2001 года по заказу Министерства труда и социального  развития РФ независимый исследовательский  центр РОМИР провел исследование отношения граждан России к предстоящим изменениям пенсионной системы. Оно было проведено путем социологического опроса граждан по всероссийской реперезентативной выборке. (n=2000 41 субъект РФ, 201 точка опроса).

В настоящий момент распределение  пенсионных средств занимается Государственный Пенсионный фонд РФ. Как показали данные исследования, в той или иной степени доверяют этой организации 41.2% граждан России, в целом отказывают ей в доверии несколько больше - 44.6% участников опроса. Затруднились высказать свое мнение 15.2% респондентов. Причем уровень доверия к Пенсионному фонду со стороны пенсионеров несколько выше, чем в среднем по стране: в той или иной степени доверяют Пенсионному фонду РФ 47.4% от числа опрошенных пенсионного возраста, в целом не доверяет соответственно - 38.3% пенсионеров. Очевидно, что на восприятие данной организации массовым сознанием существенное влияние оказывает общее недоверие граждан России к социальным структурам и государственным институтам социального обеспечения. В то же время те из граждан, кто непосредственно сталкивается с результатами деятельности фонда, доверяют ему в большей степени, чем общество в целом.

Свыше половины участников опроса (53.4%) в той или иной степени  согласны с утверждением, что деятельность Пенсионного фонда РФ находится под контролем федеральных властей, в той или иной степени несогласны с ним 26.4% опрошенных, и 20.5% респондентов затруднились с ответом22.

Одновременно с этим большинство участников опроса (54.1%) считают, что распределение средств  Пенсионного Фонда является в той или иной степени несправедливым, противоположного мнения придерживается лишь 27.3% респондентов и 18.6% опрошенныхне смогли ответить.

Несмотря на такую  не слишком высокую оценку деятельности Государственного Пенсионного фонда  РФ, альтернативы ему российское общество не видит. Различного рода негосударственные фонды вызывают активное недоверие у наших сограждан.Так, в целом не доверяют негосударственным пенсионным фондам 79.3% опрошенных, в той или иной степени выказывают им доверие 5.3% респондентов, затруднились с ответом на данный вопрос 15.4% участников исследования.

С 1 января 2004 года негосударственные  пенсионные фонды /НПФ/ в России будут  включены в систему обязательного  пенсионного страхования.

Сейчас в России действуют 287 НПФ в 51 регионе России. Пенсионные резервы этих фондов составляют 55 млрд 948 млн рублей. Дополнительную негосударственную пенсию из этих фондов получают более 374 тыс человек. Между тем, по данным инспекции Минтруда пока только 100 негосударственных фондов соотвествуют требованиям, необходимым для участие в обязательном пенсионном страховании.

По словам Батаева (руководитель Инспекции НПФ при Минтруда России), "откладывать средства на пенсию в НПФ - это риск, но доходность в  нем выше, поскольку это рыночный участник". "Инспекция намерена обеспечить качество отчетности и прозрачность деятельности НПФ", - отметил он в этой связи.

Решение проблем Пенсионного  фонда:

  • формирование стабильного коллектива ведущих и высококвалифицированных специалистов;
  • повышение кредитного рейтинга предприятия за счет учета активов ПФ
  • создание конкурентоспособных гибких универсальных технологий и оборудования за счет инвестирования части активов ПФ;
  • проведение реструктуризации производства, за счет использования части активов ПФ;
  • снижение налоговой нагрузки на предприятия, учредившие ПФ, за счет понижения налогооблагаемой базы по прибыли на величину взносов за работников в пенсионный фонд и уменьшения начислений на фонд оплаты труда путем перечисления части заработной платы сотрудников в качестве их пенсионных взносов;
  • оптимизации финансовых потоков на предприятиях-учредителях ПФ, за счет использования его резервного фонда для покрытия краткосрочных обязательств;
  • сглаживание конкурентных отношений за счет инвестирования части активов ПФ в предприятия - конкуренты;
  • снижение необходимых предприятиям оборотных средств и налоговой нагрузки предприятий, входящих в товарную линию за счет передачи между предприятиями обезличенных пенсионных счетов.

Необходима также целенаправленная работа по созданию актуарной службы в Пенсионном фонде России для определения государственных обязательств перед застрахованными лицами. Поскольку производится переход на полное пенсионное страхование, то соответственно необходимо четко проводить эту политику и знать динамику численности работающих, демографическую ситуацию и другие необходимые данные. Исходя из этих данных в дальнейшем можно было бы выстраивать оптимальные схемы с возможными системами дополнительного профессионального пенсионного страхования.

Программа пенсионной реформы РФ, утвержденная в мае 1998 года, в долгосрочной перспективе предусматривает переход от действующей распределительной  к смешанной системе пенсионного обеспечения, которая будет в себя включать:

  • государственное пенсионное страхование, по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, финансируется государственное пенсионное страхование как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных взносов на накопления;
  • государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхования, - за счет средств федерального бюджета;
  • дополнительное пенсионное страхование, осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленных законодательством РФ – обязательных страховых взносов23.

Для сокращения дефицита бюджета Пенсионного фонда Правительство  РФ рассматривает варианты изменения  структуры отчислений денежных средств  предприятий и граждан в Пенсионный фонд. Так, в частности, предполагается, что предприятия будут отчислять  в Пенсионный фонд всего 21% от фонда оплаты труда работников, а не 28%, как это происходит сейчас. Одновременно с этим будет увеличен процент отчислений с заработка работающих - эта цифра возрастет с уплачиваемого сейчас 1% до 6% от зарплаты. Кроме того, будет расширена база сбора средств в Пенсионный фонд, так как отчисления туда предполагается собирать со всех видов доходов, включая страховки и депозиты, с помощью которых выплачиваются большие зарплаты в коммерческих структурах.

Сейчас необходимо пересмотреть систему взаимоотношений между Пенсионным фондом, государством и работодателями. Сейчас льготные пенсии составляют 20 процентов бюджета ПФ РФ. Их финансирование должно лечь на плечи отдельных профессиональных систем.  Надбавки же к пенсиям таких категорий лиц, как участники войны, должно выплачивать государство из бюджета, а не Пенсионный фонд24.

 

Заключение

 

Вне федерального бюджета  образуются государственные фонды  денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:

социальное обеспечение  по возрасту;

социальное обеспечение  по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;

социальное обеспечение  в случае безработицы;

охрану здоровья и  получение бесплатной медицинской  помощи.

Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных  внебюджетных фондов определяются федеральным законом в соответствии с Бюджетным Кодексом.

Государственными внебюджетными  фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

Денежные средства обязательного  пенсионного страхования хранятся на счетах Фонда, открываемых в учреждениях  Банка России, а при отсутствии учреждений Банка России - на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного пенсионного страхования не взимается.

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Фонды ОМС предназначены  для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское  страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы  обязательного медицинского страхования  и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

Внебюджетные фонды  федеральных органов исполнительной власти для финансирования научных  исследований и экспериментальных  разработок формируются за счет добровольных отчислений, осуществляемых на договорной основе организациями (хозяйствующими субъектами), находящимися в их ведении, а также отчислений коммерческих организаций.

Основными задачами региональных ( местных ) внебюджетных фондов развития жилищного строительства являются: создание условий для привлечения  внебюджетных источников финансирования жилищной сферы; эффективное использование средств на формирование рынка жилья; содействие развитию производственной базы домостроения.

Средства территориальных  дорожных фондов направляются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, а также затрат на управление дорожным хозяйством.

Единый социальный налог, предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

Особое значение имеет  законодательное обеспечение пенсионной системы. Должна действовать четкая система защиты интересов пенсионеров. Не менее важно сформировать общественное мнение, убедить людей в необходимости реформ, разъяснять предпринимаемые шаги.

Необходимая составляющая политики экономического роста –  усиление социальной ориентации системы государственного регулирования экономического развития, сопряжение социальных гарантий и финансовых возможностей. В политике доходов предстоит путем усиления государственного воздействия на распределительные процессы установить оптимальное соотношение в распределении вновь созданной стоимости по факторам производства, повысить долю оплаты труда в ВВП и издержках производства.

За счет единого налога финансируются  трудовые пенсии, расходы на медицинское  страхование работающих, социальное страхование, помощь и деятельность самих фондов. По закону эти расходы жестко «привязаны» к ЕСН и не могут финансироваться за счет других налогов. Несомненный приоритет по расходованию на­лога — пенсии: 75 процентов расходуется на выплату трудовых пенсий. Таким образом, вопрос об изменении ставки налога сводится фактически к прогнозированию платежей (или неплатежей) по трудовым пенсиям.

Освобождение внебюджетных фондов от платежей нестрахового характера  и перевод их на другие источники  финансирования может сократить  расходы фондов более чем на 10 миллиардов долларов.. Причем если эффект сокращения расходов на социальную помощь достаточно мал, то исключение расходов на базовую часть трудовой пенсии снизит нагрузку на Пенсионный фонд на 9,7 миллиарда долларов (2 процента ВВП). Тем не менее это маловероятный вариант. Ни федеральный бюджет, ни тем более региональные бюджеты не возьмут на себя это обязательство.

Сейчас был бы наиболее приемлем вариант финансирования текущего дефицита ПФР за счет средств федерального бюджета. Однако в дальнейшем, по мере роста экономики и расширения доходов бюджетной системы, целесообразно вообще перевести все выплаты нестрахового характера в федеральный бюджет.

Необходимость проведения пенсионной реформы в нашей стране общепризнана. Нынешняя пенсионная система не удовлетворяет многих: пенсионеров – из-за явно низкого размера пенсий; работодателей – вследствие непомерно высоких страховых взносов в ПФ РФ; власть – по причине недовольства значительной части населения  низким прожиточным уровнем пенсионеров; регионы – поскольку одни из них – доноры, должны в существенной мере делится с другими, а последние считают, что выделяемые  им дотации слишком малы; Пенсионный фонд России – так как он в одиночку не может решить задачу сбора необходимых для пенсионного обеспечения средств.

 

Список используемой литературы

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г.)
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г.)
  3. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (с изменениями от 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.)
  4. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изменениями от 29 мая, 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.)
  5. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля 2002 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г.)
  6. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (с изменениями от 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.)
  7. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с изменениями от 17 июля 1999 г., 2 января 2000 г., 25 октября, 30 декабря 2001 г., 11 февраля, 26 ноября 2002 г., 8 февраля, 22 апреля, 7 июля, 23 октября, 8, 23 декабря 2003 г.)
  8. Постановление Правительства РФ от 13 октября 1999 г. N 1156 "Об утверждении Порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок" (с изменениями от 20 февраля 2002 г.)
  9. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2281 "О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования  жилищной сферы"
  10. Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в редакции от 2 апреля 1993 г.) (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 1 июля 1994 г., 29 мая 2002 г., 23 декабря 2003 г.)
  11. Закон РФ от 18 октября 1991 г. N 1759-I "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 25 декабря 1992 г., 1 июля, 11 ноября 1994 г., 23 июня, 22 августа, 27 декабря 1995 г., 26 мая 1997 г., 28 марта, 27 июня, 29 декабря 1998 г., 10 февраля, 12 апреля, 4 мая 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 24, 24 марта, 30 декабря 2001 г., 24, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.)
  12. Барчук В.В. Реализация программы пенсионной реформы в Российской Федерации // Пенсия. – 2000.- № 7.- С.7 - 10
  13. Булгакова Н.С., Попкова Т.А. О некоторых итогах реализации Федерального закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий»  – 2002.- № 5.- С.12 - 13
  14. Бюджетная система Российской Федерации: /Под. ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской.- М.: Юрайт. – 621 с.
  15. Вавилов А. Пенсионная реформа в России: анализ переходного процесса// Вопросы экономики. – 2001.- №2.- С. 103 - 107
  16. Воронин Ю.В. Опыт работы в условиях единой пенсионной службы // Пенсия. – 2001.- № 11.- С.13 - 19
  17. Дмитриев М.Э. О программе пенсионной реформы в Российской Федерации // Пенсия. – 2000. - № 5.- С. 4 – 5
  18. Дмитриев М.Э. //Экономика России ХХI век. 2003. №7
  19. Карагодин  О реализации положений программы пенсионной реформы в части профессионального пенсионного обеспечения// Страховое ревю. - 1999.- № 3.- с.35 - 38
  20. Колесник А.П. Пенсионная система России и вызовы нашего времени // Пенсия. – 2002.- №10.- С.46 - 50
  21. Куртин А.В. О бюджетной политике Пенсионного фонда России // Вестник ПФР.- 1999.- №1.- С.9 - 15
  22. Люблин Ю.З., Роик В.Д. Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы // Человек и труд. – 2000.- № 3.- С.29 – 32
  23. Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях // Финансы, 2001, № 5.
  24. Райзберг Б.А. и др. Современный экономический словарь. –М.: Инфра-М, 1999.
  25. Финансы. Денежное обращение. Кредит./ под ред. Л.А. Дробозиной - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001.
  26. Финансы / под ред. В.М. Родионовой - М.,: Финансы и статистика. 2001 г.
  27. Финансы. / под ред. А.М. Ковалевой - М., Финансы и статистика. 1999 г

Информация о работе Внебюджетные фонды