Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:10, курсовая работа
Цель работы охарактеризовать внебюджетные фонды. Для раскрытия поставленной цели раскроем ряд следующих задач: Рассмотреть социально-экономическую сущность внебюджетных фондов; Охарактеризовать классификацию внебюджетных фондов на социальные и экономические внебюджетные фонды, в частности рассмотреть Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, Фонд инвестирования жилищного строительства, Дорожный фонд РФ; Введение единого социального налога; ЕСН и пенсионная реформа.
Введение 3
1. Причины создания внебюджетных фондов 6
2. Классификация внебюджетных фондов 9
2.1 Социальные внебюджетные фонды 9
2.1.1 Пенсионный фонд Российской Федерации 9
2.1.2 Фонд социального страхования Российской Федерации 16
2.1.3 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 18
2.2 Экономические внебюджетные фонды 20
2.2.1 Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР 20
2.2.2 Фонд инвестирования жилищного строительства 23
2.2.3 Дорожный фонд РФ 24
2.2.4 Государственный внебюджетный фонд воспризводства минерально – сырьевой базы РФ 26
3. Введение единого социального налога 28
4. ЕСН и пенсионная реформа 31
Заключение 38
Список используемой литературы 41
1) граждане, ставшие инвалидами
вследствие военной травмы. Им
могут устанавливаться
2) участники Великой Отечественно
3) родители военнослужащих, проходивших
военную службу по призыву,
погибших (умерших) в период
4) вдовы военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступившие в новый брак. Им могут устанавливаться государственная пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или государственная пенсия по случаю потери кормильца и государственная социальная пенсия (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца);
5) иные граждане в случаях,
установленных федеральным
В соответствии со статьей 2 Закона о пенсионном страховании законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции РФ, названного Закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Закона об основах социального страхования, федеральных законов от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" (закон должен быть принят в соответствии со статьей 2 Закона о пенсионном страховании) и от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее - Закон о персонифицированном учете), иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
В случаях, когда международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законодательством, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Обязательное пенсионное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения, под которым понимается исполнение страховщиком (ПФР) своих обязательств перед застрахованным лицом (гражданином) при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти5.
Основными участниками отношений, возникающих при осуществлении обязательного пенсионного страхования, являются страховщик, страхователи и застрахованные лица.
Обязательное пенсионное страхование осуществляется в интересах застрахованных лиц, которыми являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:
1) работающие по трудовому
2) самостоятельно обеспечивающие
себя работой (индивидуальные
предприниматели, частные
3) являющиеся членами
4) работающие за пределами
5) являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
6) иные категории граждан, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному пенсионному страхованию.
При обязательном пенсионном страховании бремя уплаты страховых взносов лежит, как правило, не на самих застрахованных лицах, а на страхователях, которыми являются:
1) лица, производящие выплаты
2) индивидуальные
Если гражданин одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных выше, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию. Для целей обязательного пенсионного страхования частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы приравниваются к индивидуальным предпринимателям. Также к страхователям приравниваются те граждане, которые добровольно вступили в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
Осуществляет организацию
Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Фонда перед застрахованными лицами.
Фонд и его территориальные органы должны осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральным законом "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации", который в настоящее время пока не принят.
Положения о территориальных органах ПФР, являющихся юридическими лицами, утверждаются правлением Фонда.
Страховщиками по обязательному пенсионному
страхованию наряду с ПФР могут
являться негосударственные пенсионные
фонды в случаях и в порядке,
которые предусмотрены
Формой образования и
Средства бюджета Фонда
Бюджет Пенсионного фонда
Средства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", включая организацию их доставки, на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном федеральным законом, а также средства федерального бюджета, выделяемые в соответствии с пунктом 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, включаются в состав доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на:
выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
финансовое и материально-
иные цели, предусмотренные
Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.
Средства, образовавшиеся в результате
превышения сумм поступлений единого
социального налога (взноса) в части,
зачисляемой в федеральный
на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии;
на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год.
Порядок использования временных свободных средств Пенсионного фонда Российской Федерации определяется федеральным законом.
Ответственность за нецелевое расходование денежных средств Пенсионного фонда Российской Федерации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Бюджет Фонда составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета. При формировании бюджета Фонда на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ федеральными законами7.
В составе бюджета Фонда отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Фонда, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.
Государственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации предполагает выплату государственных пенсий за счет ассигнований из федерального бюджета. Правом на такие пенсии обладают:
1) граждане Российской Федерации
при соблюдении условий,
2) иностранные граждане и лица
без гражданства, постоянно
Право на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют следующие категории граждан:
1) федеральные государственные служащие;
2) военнослужащие;
3) участники Великой Отечественной войны;
4) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
5) нетрудоспособные граждане.
Члены семей названных граждан имеют право на государственную пенсию в случае потери кормильца.
Поступления ЕСН составляют 90 процентов доходов этих фондов. За счет единого налога финансируются трудовые пенсии, расходы на медицинское страхование работающих, социальное страхование, помощь и деятельность самих фондов.
Выплачиваемая сегодня населению трудовая пенсия состоит из базовой и страховой частей. Механизм индексации четко прописан в Законе «О трудовых пенсиях в РФ». Изменение каждой из них зависит от инфляции, а индексация страховой части — еще и от изменения заработной платы. Следовательно, в случае выхода зарплаты из тени в результате снижения налога автоматически индексируются пенсии.
По нашим оценкам, расходы на трудовые пенсии в 2004 году составят 5,5 процента ВВП, а в 2005 году вырастут до 5,7 процента ВВП. Всего расходы за счет ЕСН увеличатся до 7,2 процента и до 7,5 процента — соответственно в 2004 и 2005 годах, а поступления налога не превысят 7 процентов ВВП. Это означает, что в ближайшие годы сохранится ситуация последних двух лет, когда расходы фондов за счет ЕСН превышали поступления налога, а дефицит финансировался за счет накопленного в 2000-2001 годах финансового резерва. Поскольку дефицит будет расти и накопленных остатков хватит только на 2004 год, то в ближайшее время придется искать способы обеспечения сбалансированности бюджетов фондов.
В соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного
права регулирует отношения в
системе обязательного