Внебюджетные фонды и их роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 07:35, курсовая работа

Краткое описание

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Внебюджетные фонды: понятия, источники формирования и классификация………………………………..……………………………………...5
2. Финансовое регулирование социально-экономических процессов….….....7
3. Понятие и содержание расходов бюджета на социальную сферу ……….22
4. Проблемы и пути решения вопросов межбюджетных отношений в социальной сфере…………………………………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………………...29
Список использованной литературы……………………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы 2.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Западно - Сибирский Институт Финансов и Права

 

 

 

 

Экономико - правовой факультет

Кафедра финансы и  кредит

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине: «Финансы»

на тему: «ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ И ИХ РОЛЬ»

 

 

Выполнил: студент 2 курса

группы:

ФИО:

     Проверила: ст.преподаватель               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск, 2012

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………….3

  1. Внебюджетные фонды: понятия, источники формирования и классификация………………………………..……………………………………...5
  2. Финансовое регулирование социально-экономических процессов….….....7
  3. Понятие и содержание расходов бюджета на социальную сферу ……….22
  4. Проблемы и пути решения вопросов межбюджетных отношений  в   социальной сфере…………………………………………………………………..25

Заключение…………………………………………………………………………...29

Список использованной литературы……………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды  государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи:

1) обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики;

2) расширение социальных услуг населения.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных  фондов или особых счетов задолго  до возникновения единого, центрального денежного фонда государства - бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались.

В целом наблюдалась  тенденция к увеличению количества и объема таких фондов, вызванная новыми задачами и функциями, стоящими перед государством, особенно в результате появления, а затем и расширения его предпринимательской деятельности. Множественность фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах- нехватка средств, в других - избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. 
С укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения его парламентом превращается в закон, обязательный к исполнению.

В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов, увеличиваются  количество и объем этих фондов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Внебюджетные фонды: понятия, источники формирования и классификация

Внебюджетные  фонды государства – это совокупность финансовых ресурсов государства, находящихся в распоряжении федеральных, региональных, местных органов управления и самоуправления и имеющих непосредственное целевое назначение. Порядок их образования и использования регулируется финансовым правом Российской Федерации.

Внебюджетные фонды  РФ – это один из методов перераспределения  общегосударственного дохода органами власти и управления. Внебюджетные фонды являются социальными фондами по определению.

Они решают три важные задачи:

·     обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики страны;

·     возможность “резервирования” денежных средств помимо  государственного бюджета;

·     увеличение количества услуг социального характера населению.

В Российской Федерации  внебюджетные фонды были созданы  в соответствии с Законом РСФСР  “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 17 октября 1991 г.

Причиной их появления  называлась необходимость  выделения важных государственных статей бюджета в отдельные, самостоятельные источники дохода.

Внебюджетные фонды  РФ находятся в собственности  государства, однако при этом являются автономными и имеют строго целевое назначение.

Доходы внебюджетных фондов складываются из таких  показателей, как

·     специальные налоги и сборы с физических и юридических лиц;

·     отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности;

·     дотации из бюджета;

·     займы, полученные фондами у коммерческих банков или Центрального Банка РФ;

·     прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом.

Материальным  источником внебюджетных фондов в Российской Федерации является национальный доход. Основная часть фондов формируется в процессе его перераспределения. Основные методы мобилизации национального дохода, как уже было указано выше,  - это специальные целевые налоги и сборы, займы и дополнительные средства из бюджета.

Внебюджетные фонды  принято делить на экономические и социальные .

Сейчас в Российской Федерации действует около 30 различного рода экономических и социальных фондов, в том числе :

Экономические  :  Федеральный дорожный фонд, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, Фонд финансового регулирования, Фонд поддержки предпринимательства и др.

Социальные : Пенсионный Фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Финансовое регулирование  социально-экономических процессов

Государственное регулирование  в развитых странах не исключает  действия механизмов саморегулирования, а напротив, призвано дополнить и  скорректировать их действие так, чтобы в экономике соблюдался баланс интересов государства, субъектов хозяйства, населения. И саморегулирование, и государственное регулирование производится прямыми (административными) и косвенными (экономическими) методами. Прямое регулирование реализуется через нормативно-правовые акты (различного уровня), а экономическое - через все сферы и звенья финансово-кредитной системы. 

В условиях рынка большее  внимание уделяется косвенным методам  регулирования. Государство устанавливает  общие для всех участников хозяйственного процесса условия и правила деятельности, для приоритетных сфер деятельности - преференциальные (льготные); это налоги, их ставки, размеры отчислений средств, субвенции, льготы, тарифы, фиксированные цены, нормативы денежно-кредитного, валютного, таможенного и социального регулирования. На основе этих основных индикаторов воздействия формируются вторичные, рыночно-ориентированные элементы регулирования, диктуемые характером соответствия спроса и предложения: свободные цены, процентные ставки за кредиты, валютный курс, нормативы формирования разных фондов и их использования у хозяйствующих субъектов.

Однако действие косвенных  элементов регулирования может (и  должно) дополняться прямыми, директивными методами со стороны государства, особенно при значительных нежелательных отклонениях от намеченного курса развития.

По мнению ряда исследователей в рыночной экономике преобладают  экономические, а не административные регуляторы. Финансово-кредитная система  представляет богатый арсенал финансовых и денежно-кредитных инструментарий регуляторов государственного регулирования. В связи с этим можно выделить основные финансовые регуляторы,  используемые в процессе финансового регулирования:

- налоги и неналоговые  платежи в бюджет;

- финансовые льготы и санкции;

- эксплуатационные расходы  бюджетных организаций;

- общие и целевые  субсидии для государственных  заказов;

- доходы и расходы  внебюджетных фондов;

- доходы и расходы  государственных предприятий.

В мировой практике в  зависимости от преобладания той или иной группы регуляторов различают две модели регулирования, названия которых соответствует лежащим в их основе научным концепциям: кейнсианскую и неоклассическую. "Вариант преобладания финансовых мер принято называть кейнсианской экономической политикой. Политика, в которой упор сделан на кредитно-денежный механизм, получила в экономической науке название "монетаризма".

Практика реализации экономического регулирования в  западных странах показала, что наиболее рациональным является сочетание обоих направлений. В зависимости от конкретных особенностей того или иного периода и задач, стоящих перед правительством, используются либо преимущественно монетарные (точнее сказать, базирующиеся на монетаризме или других неоклассических теориях), либо кейнсианские методы регулирования. Если экономика находится в затянувшейся депрессии, падение экономического роста сопровождается массовой безработицей и социальными потрясениями, имеет место необходимость структурных изменений в экономике, применяются кейнсианские методы регулирования. Если экономика подвержена инфляции или стагфляции, разбалансированию денежного обращения, нестабильности национальной валюты, хроническому бюджетному дефициту, то господствуют неоклассические методы регулирования.

Моделям регулирования свойственна циклическая взаимозаменяемость. Кризис в экономике всегда приводит к смене модели регулирования. Следовательно, государственное регулирование - это динамичная система, зависимая от конъюнктурных колебаний. Конъюнктурное регулирование - воздействие на совокупный спрос и предложение в зависимости от фазы экономического цикла - более характерно для кейнсианского регулирования, тогда как неоклассические концепции провозглашают борьбу с циклом как единым целым.

Государственное воздействие на спрос и предложение сегодня чаще используется не в макроэкономическом регулировании, а для регулирования рынков отдельных товаров или услуг. При этом регулирование некоторых рынков (таких как денежный рынок, рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.) оказывает заметное макроэкономическое влияние. Поэтому на таких рынках допустимым считается не только регулирование, но и финансовая поддержка или создание специфического правового режима, например протекционизм по отношению к отечественным производителям финансовых услуг, или отраслям промышленности, дающим наибольший вклад в обеспечение занятости.

Основой использования  финансов для воздействия на воспроизводственный  процесс является государственный бюджет, причем как система его доходов (налоговое регулирование), так и государственных расходов (регулирование путем использования прямого государственного финансирования и государственных заказов и закупок), кроме того, важное значение в социальной политике имеют внебюджетные фонды.

Государственные расходы представляют собой затраты на производство и приобретение материальных благ и услуг в целях удовлетворения совокупных потребностей общества. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и использованием по различным направлениям денежных средств государства.

Государственные расходы  делятся на:

- трансформационные:  государственное потребление и  государственные инвестиции - оказывают  влияние на заработную плату  работников бюджетной сферы, объем  государственного долга, объем  государственных закупок товаров и услуг и др.;

- трансферты населению  и юридическим лицам оказывают  влияние на размер стипендий,  пенсий доходы социально значимых  обязательств и др.;

- текущие и капитальные  влияют на размер государственных  инвестиций;

- производственного направления и социального значения.

Государственные доходы - это экономические отношения  по поводу безвозмездного и безвозвратного изъятия в распоряжение государства  части стоимости общественного  продукта и национального богатства. Огосударствление доли ресурсов, которыми располагают физические и юридические лица и которые используются ими для оплаты своих текущих расходов и инвестирования, уменьшает уровень доходности названных субъектов общественной системы, сокращает масштабы и изменяет структуру их потребления. Это позволяет корректировать степень социальной дифференциации и ограничивать пределы необоснованно низкой или высокой эффективности производства.

Информация о работе Внебюджетные фонды и их роль