Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 07:35, курсовая работа
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.
Введение……………………………………………………………………………….3
1. Внебюджетные фонды: понятия, источники формирования и классификация………………………………..……………………………………...5
2. Финансовое регулирование социально-экономических процессов….….....7
3. Понятие и содержание расходов бюджета на социальную сферу ……….22
4. Проблемы и пути решения вопросов межбюджетных отношений в социальной сфере…………………………………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………………...29
Список использованной литературы……………………………………………….30
Личное подоходное налогообложение, помимо фискального значения, выполняет важную социальную функцию - обеспечивает выравнивание доходов разных социальных групп населения. Эту же функцию выполняют и бюджетные расходы по социальным программам, в результате чего население с низкими доходами переходит в группу с более высокими, и несколько сокращается социальное неравенство.
В финансовом регулировании могут также использоваться внебюджетные фонды. Механизм их использования аналогичен налоговому регулированию - сдерживающая политика предполагает увеличение уровня обязательных платежей (за счет повышения ставок, расширения категорий плательщиков, сокращения числа операций, необлагаемых взносами во внебюджетные фонды), стимулирующая политика - обратные меры.
В условиях стагфляции, то
есть параллельного развития процессов
инфляции и падения объемов
Кредитно-денежное регулирование осуществляется государством при ведущей роли центрального банка. К его методам относят учетную политику (изменение учетной ставки), регулирование обязательных минимальных резервов (изменение резервной нормы), операции на открытом рынке. Основополагающая цель кредитно – денежной политики состоит в том, чтобы помочь экономике достичь такого общего уровня производства, для которого характерны полная занятость ресурсов и отсутствие инфляции. Кредитно - денежная политика заключается в изменении денежного предложения, направленном на стабилизацию совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Это обозначает увеличение денежного предложения в периоды спада для поощрения расходов и сокращение денежного предложения в периоды инфляции для ограничения расходов.
Цель увеличения предложения
денег достигается путем
На сокращение предложения денег направлена так называемая "политика дорогих денег" - продажа государственных долговых обязательств, повышение процентной ставки и нормы резервов. Политика дорогих денег применяется как антиинфляционная мера.
Преимущества кредитно-денежных методов (на которых акцентировали внимание представители неоклассической экономической школы):
К недостаткам кредитно-денежных методов регулирования следует отнести тот факт, что они не обеспечивают занятость и экономический рост, а также не решают социальных задач государства.
Теперь следует остановиться на следующем, малоисследованном секторе финансово-кредитной системы - страховании. Будучи частью финансово-кредитной системы, страхование в определенной мере может использоваться в качестве регулятора. Такое мнение выражалось некоторыми российскими специалистами по теории финансов, в частности В.М. Родионовой, Е.В. Коломиным и др. Другая точка зрения (В.В. Шахова), согласно которой страхование - самостоятельная экономическая категория, также не исключает возможности его использования в качестве регулятора. Возможности страхования в этой области длительное время были ограничены относительно низким размером доли ВВП, перераспределяемой через страховой рынок по сравнению с бюджетом или кредитной системой.
Однако устойчивый ежегодный рост доли страховых взносов в ВВП РФ, достигший к 2001 г. более 2 %, заставляет задуматься о возможности использования страховых инструментов регулирования. Рычаги воздействия на экономику через финансы и кредит привлечены уже практически полностью и масштабы их применения в сущности исчерпаны, тогда как потенциал страхования (причем не только как косвенного регулятора, но главное - и как инструмента стабилизации, защиты от непредвиденных потерь, то есть по его "прямому назначению") используется всего лишь на десятую часть от возможного.
В развитых странах страхование как инструмент государственного регулирования используется по нескольким направлениям. Например, антиинфляционное воздействие в развитых странах оказывает долгосрочное страхование жизни. Стимулируя проведение этого вида страхования, государство тем самым снижает избыточный спрос на другие товары, отвлекает из текущего оборота излишнюю денежную массу, находящуюся на руках у населения и, кроме того, содействует увеличению долгосрочных инвестиций страховщиков в экономику, что тоже является стабилизирующим фактором.
Или другой пример - обязательное страхование ответственности автовладельцев. На первый взгляд, прямое назначение этого вида страхования - защита интересов пострадавших в результате ДТП. Однако поскольку условия страхования, лимиты ответственности, а главное - тарифные ставки устанавливаются централизовано, при непосредственном участии государственных органов, то при их помощи появляется возможность косвенно воздействовать на другие сферы экономической жизни. Например, практически во всех странах для владельцев старых машин действуют повышенные тарифы. С одной стороны, это объективно необходимо, так как риск их попадания несколько выше. Но главное - такая мера стимулирует приобретение новых автомобилей и отказ от эксплуатации старых. Тем самым, санкционируя повышение тарифов для старых автомобилей (в том числе иногда чуть больше, чем того требует реальная статистика рисков), государство косвенно увеличивает сбыт автомобилей и стимулирует развитие отечественного автомобилестроения (впрочем, и принимаются подобные решения не без участия крупных автомобильных концернов). Не говоря уже о стимулировании тем самым безопасности дорожного движения (каждый безаварийный водитель имеет значительные скидки), экологической безопасности и др.
Не меньшим потенциалом, чем коммерческий страховой рынок, обладает сфера государственного страхования, а также негосударственного пенсионного обеспечения, служащие важным орудием государственной социальной политики.
Все вышесказанное иллюстрирует, какое значение для рыночной экономики имеет действие финансовых регуляторов. Однако и в рыночной экономике есть сфера применения прямого административного регулирования, создающего нормальные условия использования экономических регуляторов. Нельзя абсолютизировать роль экономических регуляторов, так как только адекватное развитие правовой базы их применения дает должный эффект.
3. Понятие и содержание
расходов бюджета на
Одним из мероприятий
по стабилизации обстановки в социальной
сфере будет разработка финансово-хозяйственного
механизма, обеспечивающего последовательное внедрение программно-целевого,
контрактного и инвестиционного методов
финансирования учреждений культуры.
Внимание Правительства Российской Федерации
в области социальной поддержки населения
будет сконцентрировано на повышении
защиты социально уязвимых домохозяйств,
которые не имеют возможности для самостоятельного
решения социальных проблем и нуждаются
в государственной поддержке; создании
необходимых условий для обеспечения
всеобщей доступности и общественно приемлемого
качества базовых социальных благ.
В основу будут положены мероприятия по:
- передаче большинства полномочий по
установлению размеров и условий предоставления
государственной помощи на региональный
и муниципальный уровень с одновременным
расширением их возможностей по финансовому
обеспечению социальных выплат;
- постепенной замене большинства льгот,
предоставляемых отдельным категориям
граждан, адресными формами социальной
поддержки без снижения совокупных расходов
на социальную помощь в реальном выражении;
- изменению принципов и источников финансирования
выплаты ежемесячного пособия на ребенка;
- расширению рынка социальных услуг, развитию
конкуренции за счет расширения номенклатуры
услуг, повышению их качества и снижению
издержек.
Первоочередные действия Правительства
Российской Федерации в сфере пенсионного
обеспечения и страхования предусматривают:
- поэтапное повышение до 1,2 предельного
соотношения заработка при исчислении
пенсий с применением индивидуального
коэффициента пенсионера;
- введение механизмов накопительного
финансирования досрочных пенсий;
- организацию государственного пенсионного
страхования. Определение норм и видов
пенсий, условий их предоставления в системе
государственного пенсионного страхования;
- введение учета накоплений на индивидуальных
счетах граждан в системе пенсионного
страхования на основе индивидуального
(персонифицированного) учета.
Главной целью развития жилищно-коммунального
хозяйства является создание условий
для реализации гражданами их конституционных
прав на жилище в соответствии с установленными
социальными стандартами безопасности
проживания.
Для выполнения этой цели будут проведены
мероприятия:
- усиление адресности бюджетных расходов
на субсидирование оплаты жилья и коммунальных
услуг гражданами и совершенствование
порядка предоставления адресных жилищных
компенсаций (субсидий) семьям с низкими
доходами;
- ликвидация системы перекрестного субсидирования
тарифов коммунальных предприятий, предоставляющих
услуги в жилищном секторе;
- обеспечение жилищных прав граждан на
собственность, аренду, наем, социальный
наем;
- активизация развития ипотечного жилищного
кредитования, рынка закладных на жилье
и ипотечных ценных бумаг;
- создание законодательной базы для привлечения
долгосрочных инвестиций в жилищный сектор
и создание кредитных и заемных механизмов
использования их гражданами и др.
Реализация поставленных задач в социальной
сфере позволит более рационально использовать
финансовые ресурсы государства, обеспечить
единый подход к установлению федеральной
составляющей и рамочных условий для разработки
региональной составляющей государственного
стандарта во всех отраслях этой сферы.
Поэтому роль государственных минимальных
социальных стандартов и финансовых нормативов
не только не уменьшается, но и неизмеримо
возрастает.
С формированием системы социальных стандартов
особое значение приобретают такие факторы,
как цели, намерения, предпочтения потребителей
услуг, ограничения, многовариантность
набора, возможность взаимозаменяемости
услуг, поиск компенсирующих условий,
выбор наиболее рационального (целесообразного)
варианта, меры государственного и муниципального
регулирования рынка услуг.
Немаловажную роль играет установление
состава государственных минимальных
социальных стандартов, их распределение
в зависимости от источника финансирования
на федеральные, субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований.
В настоящее время нет стройной системы
государственных минимальных социальных
стандартов. Одной из задач по улучшению
состояния социальной сферы является
разработка Единого перечня государственных
минимальных социальных стандартов и
финансовых нормативов. Этим вопросом
в настоящее время занимается Министерство
экономики и развития РФ совместно с министерствами
и ведомствами и Государственной Думой
федерального Собрания Российской Федерации.
Одним из основных направлений совершенствования
методики расчета норм и нормативов должно
стать неукоснительное руководство и
исполнение действующих нормативных правовых
актов, а также увязка с принимаемыми сегодня
мерами по стабилизации социально-экономического
положения в стране, оздоровлению государственных
финансов и упорядочению расходов бюджетных
учреждений.
4. Проблемы и пути решения вопросов межбюджетных отношений в социальной сфере
Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах :
· распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
· разграничения регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
· равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
· выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
· равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов федерации.
Исходя из этих принципов, можно сказать, что в основе межбюджетных отношений в России лежит бюджетный федерализм. В строго научном смысле теории бюджетного федерализма, равно как и канонического определения не существует. Вместе с тем анализ построения бюджетно-налоговых систем в государствах федеративного устройства позволяет выделить следующие положения, которые в совокупности выражают суть стандартной модели бюджетного федерализма:
· сосуществование нескольких уровней бюджетно-налоговой системы;
· законодательное или договорное распределение полномочий и ответственности каждого из уровней власти за конкретные направления и виды деятельности на соответствующей территории;
· наличие устойчивых представлений о величине необходимых расходов для реализации каждым уровнем власти его полномочий и ответственности;
· использование надежных и общепризнанных субъектами Федерации способов учета их особенностей для корректировки величины расходов;
· закрепление за каждым уровнем бюджетной системы налоговых и неналоговых доходных источников;
· установление в классификации расходов федерального и региональных бюджетов специальных позиций финансирования таких направлений региональной политики, как компенсация нижестоящим бюджетам недостаточности их собственных средств для покрытия нормативно распределяемых расходов; реализация программ поддержки развития отдельных регионов; принятие мер по поддержке депрессивных территорий и т.п.
Российская модель бюджетного
федерализма формально
Для повышения заинтересованности регионов в наполнении федерального бюджета доходами должна быть установлена прямая зависимость получения из федерального центра финансовой помощи от степени выполнения задания по мобилизации доходов в федеральный бюджет.
Федеральный центр должен разработать и довести до регионов рекомендации по программам бюджетного оздоровления, следование которым будет важнейшим условием выделения финансовой помощи. Основными параметрами при этом должны стать:
· доля приоритетных расходов (здравоохранение, образование, социальное обеспечение и пр.) в расходах регионального бюджета;
· доля населения в оплате жилищно-коммунальных услуг и общественного транспорта;
· наличие административного контроля цен;
· наличие и интенсивность ограничений доступа на региональные рынки отечественных товаров и услуг;
· предельные бюджетные заимствования и объем налоговых освобождений и льгот.
Оздоровлению региональных бюджетов должно способствовать упорядочение бюджетного процесса в регионах: обеспечение «прозрачности» статей бюджета, их соответствие федеральному классификатору, консолидация в бюджет региональных внебюджетных фондов, казначейское исполнение бюджетов.
Важным условием нормального функционирования межбюджетных отношений является финансовый контроль со стороны федерального центра за правильным и целесообразным расходованием средств региональных бюджетов. Необходимо восстановить практику проведения ревизий исполнения бюджетов субъектов Федерации, получающих средства из федерального бюджета по каналам межбюджетных отношений. Обязательна также оценка потенциала и степени использования доходной базы региона, в том числе находящихся в его собственности и распоряжении природных ресурсов, недвижимости и т.д. Аналогично должны декларироваться и расходы, потому что вполне возможны ситуации, когда регион, претендующий на финансовую помощь, расточительно использует свои средства, «живет не по средствам».