Внебюджетные фонды на финансовом рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 10:14, курсовая работа

Краткое описание

Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. В Российской Федерации созданы и действуют три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования.

Содержание

Введение 3
1. Внебюджетные фонды в современной экономике 6
1.1 Основная характеристика внебюджетных фондов 6
1.2 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов, причины их возникновения 11
1.3 Виды внебюджетных фондов их классификация и источники формирования 17
2 Особенности функционирования внебюджетных фондов в Российской Федерации 19
2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации 19
2.2 Фонд социального страхования 24
2.3 Фонд обязательного медицинского страхования 29
3. Перспективы развития внебюджетных фондов в Российской Федерации 31
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

внебюджетные фонды рф.docx

— 70.04 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный  университет им. Н.И. Лобачевского»

 

Финансовый факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

Внебюджетные фонды на финансовом рынке

 

 

 

 

 

                                                                          Курсовая работа

                                                                                               студентки 2 курса 13Э23 группы

                                                         Шестак И.Д.

 

                                                                           Научный руководитель:

                                                               Роганова С.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2012 г.

 

Содержание

 

Введение  3

 

1. Внебюджетные фонды в современной экономике 6

1.1 Основная характеристика  внебюджетных фондов 6

1.2 Социально-экономическая  сущность внебюджетных фондов, причины  их возникновения                                                                                                  11

1.3 Виды внебюджетных фондов их классификация и источники формирования                                                                                                        17

 

2 Особенности функционирования внебюджетных фондов в Российской Федерации                                                                                       19

2.1 Пенсионный фонд Российской  Федерации 19

2.2 Фонд социального страхования 24

2.3 Фонд обязательного  медицинского страхования 29

 

3. Перспективы  развития внебюджетных фондов  в Российской Федерации                                                                                                             31

 

Заключение 36

 

Список использованной литературы 38

 

 

 

 

 

Введение

 

В ходе перехода к рыночной экономике произошла модернизация финансовой системы, и прежде всего  ее центрального звена – общегосударственных  финансов. Один за другим возникли и  выделились внебюджетные фонды.

Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета  и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный  для реализации конституционных  прав граждан и удовлетворения некоторых  потребностей социального и экономического характера. В Российской Федерации  созданы и действуют три государственных  социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального  страхования Российской Федерации  и фонды обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Особое значение среди государственных  внебюджетных фондов имеют вышеперечисленные  социальные внебюджетные фонды, которые  аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий –  государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих.

Внебюджетные фонды –  один из методов перераспределения  национального дохода государства  в пользу определенных социальных групп  населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения  для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными  фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды  решают две важные задачи: обеспечение  дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Переход к рынку изменил  содержание хозяйственного механизма  в стране, организационные структуры  отдельных его частей, в т. Ч. Модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.

Прежняя хозяйственная система  аккумулировала в Государственном  бюджете практически все финансовые ресурсы государства. Высокая степень  концентрации и централизации финансов имела свои преимущества, главные  из которых заключались в возможности  мобилизации значительных финансовых ресурсов для решения глобальных национальных задач в рамках отдельных  территорий, сфер, отраслей или межотраслевых  комплексов. Однако недостатком такой  централизации финансовых средств  было малоэффективное их использование  в масштабе всей хозяйственной системы  и отдельных объектов финансирования.

На историческом переходе от одной хозяйственной системы  к другой Россию поразило множество  кризисных явлений. Экономический  и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В  этих условиях, с одной стороны, возникает  потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном  уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических  потребностей. С другой стороны, в  условиях финансового кризиса, обусловившего  дефицит финансовых ресурсов, у центральной  власти возникает необходимость  ранжировать общественные потребности  по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым оградив эти потребности от значительного недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете защищенных статей.

Постепенно из бюджета  выделились внебюджетные фонды, среди  которых основное место заняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

 

1. Внебюджетные фонды в современной экономике 

 

 1.1 Основная характеристика внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.

Внебюджетные фонды в  современной экономике имеют  ряд особенностей и преимуществ: у органов государственной власти появляются дополнительные средства для  вмешательства в хозяйственную  жизнь и финансовой поддержки  предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики.

Строго целевое использование  средств этих фондов обеспечивает более  эффективный контроль, так как  их автономность от бюджета и предназначение (решение новых важных задач) требуют  особого внимания со стороны государства.

Возможность использования  для покрытия бюджетного дефицита при  определенных условиях – наличии активного сальдо.

Существуют фонды государственные  и негосударственные, бюджетные  и внебюджетные, национальные и международные, федеральные, территориальные и  местные, отраслевые, межотраслевые  и специальные, благотворительные, паевые, инвестиционные и т. Д. При таком многообразии фондов тем более необходимы выделение их общих и специфических черт, а также их классификация.

Общие для всех разновидностей фондов характеристики сводятся к следующему.

Во-первых, - наличие специфической  формы аккумулирования финансовых ресурсов.

Во-вторых, - некоммерческий статус, т.е. ориентация деятельности фонда  не на получение прибыли, а на выполнение целевой задачи, признанной обществом, местным сообществом либо конкретной группой, в обмен на их поддержку (некоммерческий статус не отрицает необходимости  и возможности получения прибыли  за счет деятельности фонда).

В-третьих, - особый характер движения финансовых средств (первичен сбор, аккумулирование источников, вторичное их распределение при  обязательности целевого характера  расходования).

Каждая из вышеперечисленных  групп фондов имеет отличительный  набор источников формирования финансовых ресурсов и различающиеся правила  распределения (расходования) собранных  средств, общим для них является публичность отчетности об использовании  имущества.

Фонды как особая форма  аккумулирования финансовых ресурсов обеспечивают высокую экономическую  эффективность механизма финансирования за их счет различных проектов и  программ.

Их преимущества в мобилизации  ресурсов и формировании средств, связаны, прежде всего, с устойчивостью, относительной  независимостью фондов – как правило, эти средства образуются за счет конкретных взносов, взимаемых с регулярной периодичностью.

Существует также множественность  источников финансирования, т.е. смешанное  финансовое участие в реализации конкретных целей ряда заинтересованных сторон.

Имеет свои особенности и  механизм задействования доходных источников фондов. Он существенно отличается от используемого механизма для  формирования бюджетных доходов.

Основная их часть, как  известно, образуется за счет налогов  – инструмента внеэкономического, административного принуждения. Спектр же инструментов формирования доходов фондов носит гораздо более выраженный экономический, добровольный характер.

Кроме платежей, близких  к налоговым (принудительным), он включает имеющие уже чисто экономическую  природу обязательные и добровольные страховые отчисления, а также  добровольные пожертвования на конкретные цели.

Таким образом, источники  ресурсов фондов разнообразнее тех, что формируют бюджетные ресурсы, здесь используются не только внеэкономические, но гораздо в большей степени  – экономические (стимулирующие экономический интерес), а также добровольные (стимулирующие творческий, моральный интерес) инструменты.

Серьезными преимуществами располагают фонды и с точки  зрения распределения собранных  финансовых ресурсов, эффективности  их использования. Во-первых, это присущие фондам конкурентные начала в распределении  ресурсов, осуществляемом, как правило, на конкурсной основе в различных  формах (гранты, льготные кредиты и  т.д.); во-вторых, - селективная поддержка  приоритетных в данный конкретный момент направлений развития; в-третьих, - адресность выделяемых ресурсов.

Все это придает гибкость управлению теми процессами, ради которых  и создаются конкретные фонды. Подтверждением такого вывода является быстрый и  динамичный рост фондов в самых различных  отраслях и сферах деятельности – в области государственного и муниципального управления, в страховании (социальном и коммерческом), в отраслях народного хозяйства, и т.п.

Фондовая форма аккумулирования  финансовых ресурсов получает все большее  распространение в бюджетной  сфере, особенно при формировании бюджета  Но особенно широко эта форма развивается  во внебюджетной сфере.

Все многообразие видов фондов, активно развивающихся в экономике, можно классифицировать, объединив  их в две группы, включающие ряд  подгрупп. Первая группа – бюджетные фонды, в том числе – целевые; резервные Вторая группа – внебюджетные фонды, в том числе: государственные социально-страховые (Пенсионный фонд), отраслевые, межотраслевые, специальные; поддержки предпринимательства, развития конкуренции, фонды поддержки науки и др.; внебюджетные фонды; местные муниципальные; негосударственные социально-страховые; благотворительные; другие фонды.

Внебюджетные фонды – это особые фонды денежных средств, формирование которых обусловлено их целевым характером. Целью создания общегосударственных и других целевых фондов является создание условий для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики. Для внебюджетных фондов существует особая система формирования и расходования денежных средств.

Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных  фондов или особых счетов задолго  до возникновения единого центрального денежного фонда государства  – бюджета.

Информация о работе Внебюджетные фонды на финансовом рынке