Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 15:22, курсовая работа
Заемные внешние средства вливаются в национальную экономику страны, что может способствовать экономическому росту, а обслуживание внешнего долга изымает средства из национальной экономики. Причем в случае накопления большого объема задолженности обслуживание долга может стать тяжелым бременем для страны. Нас уже затронули все признаки кризисной экономики: инфляция, безработица, спад производства, тяжелое положение в социальной сфере. Но в последние годы наблюдается положительная тенденция – размер долга сокращается, зато возрастает долг внутренний, что является не самой лучшей перспективой.
Введение ……………………………………………………………….…..3
1. История и причины образования задолженности………………..……4
2. Структура внешнего государственного долга……………………….7
3. Динамика………………………………………………………….……10
4. Перспективы развития………………………………………………....14
Заключение …………………………………………….………………..…….18
Список литературы ……………………………………………..………….…20
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Иркутский государственный технический университет
Институт Экономики
Курсовая работа
По дисциплине: Финансы
На тему: Внешний государственный долг России: причины образования, подходы к определению структуры, динамика, перспективы развития
Выполнила:
Проверила:
Иркутск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………
1. История и причины образования задолженности………………..……4
2. Структура внешнего государственного долга……………………….7
3. Динамика…………………………………………………………
4. Перспективы развития………………………………………………....
Заключение
…………………………………………….………………..…….
Список
литературы ……………………………………………..………….…20
ВВЕДЕНИЕ
Задолженность нашего государства перед другими странами - это далеко не секрет для российского народа. Практически, каждый россиянин наслышан о многомиллиардных долгах, но не каждый знает, откуда взялись эти громадные цифры, а главное, кому и почему должна наша страна. Ко всему прочему, внешний долг имеет негативное влияние на экономику страны. Заемные внешние средства вливаются в национальную экономику страны, что может способствовать экономическому росту, а обслуживание внешнего долга изымает средства из национальной экономики. Причем в случае накопления большого объема задолженности обслуживание долга может стать тяжелым бременем для страны. Нас уже затронули все признаки кризисной экономики: инфляция, безработица, спад производства, тяжелое положение в социальной сфере. Но в последние годы наблюдается положительная тенденция – размер долга сокращается, зато возрастает долг внутренний, что является не самой лучшей перспективой.
В этой работе рассмотрены причины возникновения внешнего государственного долга, его структуру и динамику, и, конечно же, развитие и дальнейшую перспективу.
1. ИСТОРИЯ И ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
Дореволюционная Россия капиталы из-за рубежа привлекала в основном в виде государственных займов и частных инвестиций, хотя эти средства не были решающими для развития национальной экономики, а скорее дополняли внутренние накопления. Политика царской России нацеливалась на поддержание экономической независимости и максимально возможного национального само обеспечения, что опиралось, в свою очередь, на созданное веками самое обширное в мире территориально-хозяйственное пространство. Данная независимость включала: самообеспеченность продовольствием, основанную на богатейших промышленно-сырьевых ресурсах; динамично развивающуюся многоотраслевую национальную промышленность; оптимальную транспортную инфраструктуру с выходом ко всем окружающим морям; устойчивую и надежно контролируемую кредитно-банковскую систему и собственную твердую (золотую) валюту; высокопрофессиональные научные и технические кадры. При всем этом страна являлась крупным экспортером зерна и ряда других товаров. Многими государствами в то время Россия признавалась одной из главных мировых держав.
Публичные займы царской России размещались без определенного деления на внутреннюю и внешнюю задолженность, а состояли из двух основных категорий: займов для общих нужд государства (65%) и для строительства железных дорог (35%). На начало 1914г. общий публичный долг составлял 8,8 млрд. долларов, иностранная часть задолженности была менее 45%.
Немаловажным
фактором внешнеэкономической
После революции 1917 г. государственная политика внешней независимости стала еще более жесткой и целенаправленной, что объяснялось, прежде всего, и необходимостью восстановления основных устоев и параметров дореволюционной само обеспеченной экономики в условиях внешней кредитной блокады. Историческая оправданность такого укрепления национального экономического оборонного потенциала в полной мере проявилась в Великой отечественной войне, выигранной при минимальной поддержке со стороны западных союзников. Так же без какой-либо помощи извне было осуществлено и послевоенное восстановление народного хозяйства.
В идеологическом
и практическом плане принцип
обеспечения внешней
С распадом СССР
прибавились новые факторы, такие,
как потеря части территориально
- хозяйственного пространства и всех
связанных с ним прежних
Все это, вылившись в глубокое падение национального производства с исчезновением целых промышленных отраслей, всеобщий финансовый кризис и дефолт по внешнеэкономическим обязательствам, постепенно сломало веками строившуюся крепость внешней независимости и открыло страну для возрастающего влияния зарубежных сил, оставшихся по своей сути геополитическими. Причем теперь эта зависимость от внешнего мира для нас как прямая – займовая, так и косвенная – торговая, валютная и инвестиционная (представленная в подавляющем своем большинстве спекулятивными настроениями).
С распадом СССР внешние долги в полном объеме перешли России.
Современный внешний долг России сложился вследствие непростых политических и экономических коллизий: распада СССР, нарушения сложившихся хозяйственных связей, разногласий между новыми государствами, возникшими на территории бывшего СССР, в частности по поводу раздела его внешних активов и пассивов и т.п. В силу этих обстоятельств России, на долю которой формально приходилось лишь не многим более 60% всех долгов СССР Западу, пришлось единолично ответить за всю сумму советских долгов. С переоформлением задолженности бывшего СССР общая сумма долга России в 1991-1995гг. выросла почти в два раза. Кроме того, унаследованные Россией долги имели крайне неблагоприятную структуру. Они состояли главным образом из краткосрочных и среднесрочных кредитов, и их основная масса подлежала погашению в 1992-1995г.г. Существенная доля кредитов приходилась на западные коммерческие банки – в кредитовании СССР участвовало около 600 коммерческих банков из 24 стран. Основная масса долгов приходилась на банки шести стран – Германии (крупнейший кредитор), Италии, США, Франции, Австрии, Японии. И еще один усугубляющий момент – в силу централизации внешнеэкономических связей главные источники валюты, требуемой для оплаты долгов, рассредоточились между негосударственными структурами, тогда как ответственность по займам по-прежнему сохранилась за центральной властью.
Государственный долг – это совокупность всех долговых обязательств правительства РФ иностранным правительствам, международным финансовым организациям, иностранным банкам и крупным фирмам за определенный период времени, а также задолженность внутри страны физическим лицам – резидентам, коммерческим банкам и другим юридическим лицам.
В зависимости от рынка заимствований и валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг.
Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте.
Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
Таблица1
Структура государственного внешнего долга России
на 1 января 2010 года
Наименование |
Сумма, млрд. долларов США |
Сумма, млрд ЕВРО |
Государственный
внешний долг Российской Федерации
(включая обязательства |
37,6 |
26,2 |
Задолженность странам - участницам Парижского клуба |
1,0 |
0,7 |
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб |
1,8 |
1,3 |
Задолженность бывшим странам СЭВ |
1,3 |
0,9 |
Коммерческая задолженность |
0,8 |
0,6 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
3,8 |
2,6 |
Еврооблигационные займы |
26,2 |
18,2 |
ОВГВЗ |
1,8 |
1,2 |
Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте |
0,9 |
0,6 |
Россия занимает девятое место в рейтинге держателей государственного долга США, по данным Министерства финансов США. В марте 2010 года США были должны РФ 3,2 % всего своего госдолга, или 120.1 млрд долларов. Эксперты считают, что, несмотря на финансовый кризис, американские казначейские обязательства остаются одними из самых надёжных, но высказываются за уменьшение вкладов в экономику США и за вложение средств в модернизацию национального производства.В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд, или 2,5% ВВП. В то же время в этом месяце Россия после двенадцатилетнего перерыва снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на $5,5 млрд.
Для сравнения — после кризиса 1998 года внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП. По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит планируется покрывать за счёт новых кредитов. В наихудшем случае в ближайшие три года внешний долг России может вырасти на $60 млрд.
Объем государственного внешнего долга РФ за март 2010 года снизился на 967 миллионов долларов и на 1 апреля составил 36,484 миллиарда долларов против 37,452 миллиарда на 1 марта, сообщает сайт Минфина. В пересчете на европейскую валюту российский госдолг составил на 1 апреля 26,983 миллиарда евро, снизившись за месяц на 504 миллиона евро. Основная долговая статья - еврооблигации, задолженность по которым составила на 1 апреля почти 25,487 миллиарда долларов. Международным финансовым организациям РФ должна 3,589 миллиарда долларов, кредиторам-членам Парижского клуба - 902 миллиона долларов, остальным официальным кредиторам - 1,811 миллиарда долларов.
Задолженность перед кредиторами - бывшими странами СЭВ составляет 1,266 миллиарда долларов, неурегулированная задолженность бывшего СССР - 813,2 миллиона долларов. Задолженность РФ по облигациям внутреннего валютного займа (ОВГВЗ) составила на 1 апреля 1,775 миллиарда долларов, по гарантиям РФ в иностранной валюте - 841 миллион долларов.
Объем государственного внешнего долга РФ за январь 2010 года незначительно снизился в долларовом выражении и на 1 февраля составлял 37,523 миллиарда долларов против 37,641 миллиарда долларов на 1 января. Таким образом, внешний российский госдолг за месяц сократился на 118 миллионов долларов. Объем внутреннего государственного долга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах, на 29 марта 2010 года составил 1,81 триллиона рублей, уменьшившись за три месяца на 1,47%, за март - на 0,49%, сообщает министерство финансов РФ. На начало текущего года внутренний госдолг равнялся 1,837 триллиона рублей, и в первом квартале последовательно сокращался. В структуре внутреннего госдолга в ценных бумагах на 29 марта большая часть (46,9%) приходилась на облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) - 848,805 миллиарда рублей против 863,377 миллиарда рублей на начало года.