Внешний государственный долг России: причины образования, подходы к определению структуры, динамика, перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

Заемные внешние средства вливаются в национальную экономику страны, что может способствовать экономическому росту, а обслуживание внешнего долга изымает средства из национальной экономики. Причем в случае накопления большого объема задолженности обслуживание долга может стать тяжелым бременем для страны. Нас уже затронули все признаки кризисной экономики: инфляция, безработица, спад производства, тяжелое положение в социальной сфере. Но в последние годы наблюдается положительная тенденция – размер долга сокращается, зато возрастает долг внутренний, что является не самой лучшей перспективой.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….…..3
1. История и причины образования задолженности………………..……4
2. Структура внешнего государственного долга……………………….7
3. Динамика………………………………………………………….……10
4. Перспективы развития………………………………………………....14
Заключение …………………………………………….………………..…….18
Список литературы ……………………………………………..………….…20

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая зубовой марины.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Иркутский государственный  технический университет

Институт Экономики

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине: Финансы

На тему:  Внешний государственный долг России: причины образования, подходы к определению структуры, динамика, перспективы развития

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Проверила:    

 

 

 

 

Иркутск  2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………….…..3

1. История и причины образования задолженности………………..……4

2. Структура внешнего государственного долга……………………….7

3. Динамика………………………………………………………….……10

4. Перспективы развития………………………………………………....14

Заключение  …………………………………………….………………..…….18

Список  литературы ……………………………………………..………….…20                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Задолженность нашего государства перед другими  странами  - это далеко не секрет для российского народа. Практически, каждый россиянин наслышан о многомиллиардных долгах, но не каждый знает, откуда взялись эти громадные цифры, а главное, кому и почему должна наша страна. Ко всему прочему, внешний долг имеет негативное влияние на экономику страны. Заемные внешние средства вливаются в национальную экономику страны, что может способствовать экономическому росту, а обслуживание внешнего долга изымает средства из национальной экономики. Причем в случае накопления большого объема задолженности обслуживание долга может стать тяжелым бременем для страны. Нас уже затронули все признаки кризисной экономики: инфляция, безработица, спад производства, тяжелое положение в социальной сфере. Но в последние годы наблюдается положительная тенденция – размер долга сокращается, зато возрастает долг внутренний, что является не самой лучшей перспективой.

В этой работе  рассмотрены причины возникновения внешнего государственного долга, его структуру и динамику, и, конечно же, развитие и дальнейшую перспективу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ИСТОРИЯ И ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Дореволюционная Россия капиталы из-за рубежа привлекала в основном в виде государственных займов и частных инвестиций, хотя эти средства не были решающими для развития национальной экономики, а скорее дополняли внутренние накопления. Политика царской России нацеливалась на поддержание экономической независимости и максимально возможного национального само обеспечения, что опиралось, в свою очередь, на созданное веками самое обширное в мире территориально-хозяйственное пространство. Данная независимость включала: самообеспеченность продовольствием, основанную на богатейших промышленно-сырьевых ресурсах; динамично развивающуюся многоотраслевую национальную промышленность; оптимальную транспортную инфраструктуру с выходом ко всем окружающим морям; устойчивую и надежно контролируемую кредитно-банковскую систему и собственную твердую (золотую) валюту; высокопрофессиональные научные и технические кадры. При всем этом страна являлась крупным экспортером зерна  и ряда других товаров. Многими государствами в то время Россия признавалась одной из главных мировых держав.

Публичные займы  царской России размещались без  определенного деления на внутреннюю и внешнюю задолженность, а состояли из двух основных категорий: займов для  общих нужд государства (65%) и для  строительства железных дорог (35%). На начало 1914г. общий публичный долг составлял 8,8 млрд. долларов, иностранная часть задолженности была менее 45%.

Немаловажным  фактором внешнеэкономической независимости  является состояние золотовалютных резервов страны. А эти резервы, начиная  с 1914 г., целенаправленно снижались. За три года до Октябрьской революции золотой запас России составлял более 1337 тонн и был самым крупным в Европе. И за каких-то пять лет, он уменьшился почти в три раза, не считая вывезенных из страны более полумиллиарда золотых рублей, которые составляют почти 50 млн. долларов на настоящий момент (николаевский рубль 11,3 долларов). А всего в пересчете на доллары с учетом сегодняшних цен Россия тогда потеряла около 10 миллиардов.

После революции 1917 г. государственная политика внешней независимости стала еще более жесткой и целенаправленной, что объяснялось, прежде всего, и необходимостью восстановления основных устоев и параметров дореволюционной само обеспеченной экономики в условиях внешней кредитной блокады. Историческая оправданность такого укрепления национального экономического оборонного потенциала в полной мере проявилась в Великой отечественной войне, выигранной при минимальной поддержке со стороны западных союзников. Так же без какой-либо помощи извне было осуществлено и послевоенное восстановление народного хозяйства.

В идеологическом и практическом плане принцип  обеспечения внешней независимости  четко отстаивался вплоть до конца 1980-х гг., и внешнеэкономические  связи Советского Союза отличались безукоризненной платежеспособностью. Однако такой принцип имел и скрытые противоречивые моменты.

С распадом СССР прибавились новые факторы, такие, как потеря части территориально - хозяйственного пространства и всех связанных с ним прежних преимуществ (людских ресурсов, сырьевых и промышленных источников, важных морских портов и пр.), а также резкий разрыв устоявшихся внутренних экономических связей в сочетании с совершенно не просчитанными рыночными мерами.

Все это, вылившись  в глубокое падение национального  производства с исчезновением целых промышленных отраслей, всеобщий финансовый кризис и дефолт по внешнеэкономическим обязательствам, постепенно сломало веками строившуюся крепость внешней независимости и открыло страну для возрастающего влияния зарубежных сил, оставшихся по своей сути геополитическими. Причем теперь эта зависимость от внешнего мира для нас как прямая – займовая, так и косвенная – торговая, валютная и инвестиционная (представленная в подавляющем своем большинстве спекулятивными настроениями).

С распадом СССР внешние долги в полном объеме перешли России.

Современный внешний  долг России сложился вследствие непростых  политических и экономических коллизий: распада СССР, нарушения сложившихся  хозяйственных связей, разногласий  между новыми государствами, возникшими на территории бывшего СССР, в частности по поводу раздела его внешних активов и пассивов и т.п. В силу этих обстоятельств России, на долю которой формально приходилось лишь не многим более 60% всех долгов СССР Западу, пришлось единолично ответить за всю сумму советских долгов. С переоформлением задолженности бывшего СССР общая сумма долга России в 1991-1995гг. выросла почти в два раза. Кроме того, унаследованные Россией долги имели крайне неблагоприятную структуру. Они состояли главным образом из краткосрочных и среднесрочных кредитов, и их основная масса подлежала погашению в 1992-1995г.г. Существенная доля кредитов приходилась на западные коммерческие банки – в кредитовании СССР участвовало около 600 коммерческих банков из 24 стран. Основная масса долгов приходилась на банки шести стран – Германии (крупнейший кредитор), Италии, США, Франции, Австрии, Японии. И еще один усугубляющий момент – в силу централизации внешнеэкономических связей главные источники валюты, требуемой для оплаты долгов, рассредоточились между негосударственными структурами, тогда как ответственность по займам по-прежнему сохранилась за центральной властью.

 

 

 

 

 

  1. СТРУКТУРА ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

 

Государственный долг – это совокупность всех долговых обязательств правительства РФ иностранным правительствам, международным финансовым организациям, иностранным банкам и крупным фирмам за определенный период времени, а также задолженность внутри страны физическим лицам – резидентам, коммерческим банкам и другим юридическим лицам.

В зависимости от рынка заимствований и валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте.

Долговые обязательства  федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.

Долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать в форме:

  • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
  • государственных ценных бумаг, выпускаемых  от имени Российской Федерации;
  • договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьим лицам;
  • переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;
  • соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Таблица1

Структура государственного внешнего долга России

на 1 января 2010 года

 

Наименование

Сумма, млрд. долларов

США

Сумма, млрд ЕВРО

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего  Союза ССР, принятые Российской Федерацией )

37,6

26,2

Задолженность странам - участницам Парижского клуба

1,0

0,7

Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб

1,8

1,3

Задолженность бывшим странам СЭВ

1,3

0,9

Коммерческая  задолженность

0,8

0,6

Задолженность перед международными финансовыми  организациями

3,8

2,6

Еврооблигационные займы

26,2

18,2

ОВГВЗ

1,8

1,2

Предоставление  гарантий Российской Федерации в иностранной валюте

0,9

0,6


 

 

Россия занимает девятое место в рейтинге держателей государственного долга США, по данным Министерства финансов США. В марте 2010 года США были должны РФ 3,2 % всего своего госдолга, или 120.1 млрд долларов. Эксперты считают, что, несмотря на финансовый кризис, американские казначейские обязательства остаются одними из самых надёжных, но высказываются за уменьшение вкладов в экономику США и за вложение средств в модернизацию национального производства.В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд, или 2,5% ВВП. В то же время в этом месяце Россия после двенадцатилетнего перерыва снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на $5,5 млрд.

Для сравнения  — после кризиса 1998 года внешний  долг России составлял 146,4 % от ВВП. По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит планируется покрывать за счёт новых кредитов. В наихудшем случае в ближайшие три года внешний долг России может вырасти на $60 млрд.

        Объем государственного внешнего долга РФ за март 2010 года снизился на 967 миллионов долларов и на 1 апреля составил 36,484 миллиарда долларов против 37,452 миллиарда на 1 марта, сообщает сайт Минфина. В пересчете на европейскую валюту российский госдолг составил на 1 апреля 26,983 миллиарда евро, снизившись за месяц на 504 миллиона евро. Основная долговая статья - еврооблигации, задолженность по которым составила на 1 апреля почти 25,487 миллиарда долларов. Международным финансовым организациям РФ должна 3,589 миллиарда долларов, кредиторам-членам Парижского клуба - 902 миллиона долларов, остальным официальным кредиторам - 1,811 миллиарда долларов.

Задолженность перед кредиторами - бывшими странами СЭВ составляет 1,266 миллиарда долларов, неурегулированная  задолженность бывшего СССР - 813,2 миллиона долларов. Задолженность РФ по облигациям внутреннего валютного займа (ОВГВЗ) составила на 1 апреля 1,775 миллиарда долларов, по гарантиям РФ в иностранной валюте - 841 миллион долларов.

Объем государственного внешнего долга РФ за январь 2010 года незначительно  снизился в долларовом выражении и на 1 февраля составлял 37,523 миллиарда долларов против 37,641 миллиарда долларов на 1 января. Таким образом, внешний российский госдолг за месяц сократился на 118 миллионов долларов. Объем внутреннего государственного долга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах, на 29 марта 2010 года составил 1,81 триллиона рублей, уменьшившись за три месяца на 1,47%, за март - на 0,49%, сообщает министерство финансов РФ. На начало текущего года внутренний госдолг равнялся 1,837 триллиона рублей, и в первом квартале последовательно сокращался. В структуре внутреннего госдолга в ценных бумагах на 29 марта большая часть (46,9%) приходилась на облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) - 848,805 миллиарда рублей против 863,377 миллиарда рублей на начало года.

Информация о работе Внешний государственный долг России: причины образования, подходы к определению структуры, динамика, перспективы развития