Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 15:22, курсовая работа
Заемные внешние средства вливаются в национальную экономику страны, что может способствовать экономическому росту, а обслуживание внешнего долга изымает средства из национальной экономики. Причем в случае накопления большого объема задолженности обслуживание долга может стать тяжелым бременем для страны. Нас уже затронули все признаки кризисной экономики: инфляция, безработица, спад производства, тяжелое положение в социальной сфере. Но в последние годы наблюдается положительная тенденция – размер долга сокращается, зато возрастает долг внутренний, что является не самой лучшей перспективой.
Введение ……………………………………………………………….…..3
1. История и причины образования задолженности………………..……4
2. Структура внешнего государственного долга……………………….7
3. Динамика………………………………………………………….……10
4. Перспективы развития………………………………………………....14
Заключение …………………………………………….………………..…….18
Список литературы ……………………………………………..………….…20
Напомним, что недавно, Минфин предложил правительству РФ изменить структуру государственных заимствований в сторону увеличения объемов внутренних займов. Как отметила замглавы Минфина Татьяна Нестеренко, запланированный объем займов на 2010 год меняться не будет. «Поскольку мы не меняем размер дефицита, поскольку дефицит покрывается заимствованиями, то в целом может измениться только структура заимствований».
Отметим, что поправки в федеральный бюджет на 2010-2012 годы, принятые Госдумой сразу в трех чтениях, увеличивают предельный объем внутреннего госдолга РФ: на 1 января 2011 года он должен составить 3,353 триллиона рублей, на 1 января 2012 года - 4,161 триллиона рублей, на 1 января 2013 года - 4,415 триллиона рублей.
Предельный объем внешних заимствований РФ на этот год запланирован на уровне 17,8 миллиарда долларов, однако представители Минфина неоднократно заявляли, что фактический объем займов будет меньше.
Между тем, совокупный объем государственного долга всех российских регионов за первый квартал вырос на 3,3% - до 918,6 миллиарда рублей по состоянию на 1 апреля 2010 года с 889,6 миллиарда рублей на 1 января, свидетельствуют материалы Минфина РФ.
В годовом исчислении госдолг регионов РФ вырос более чем на 40% - на 1 апреля 2009 года он составлял 654,5 миллиарда рублей.
Крупнейшим заемщиком среди регионов РФ, по данным Минфина, остается Москва, чей долг на 1 апреля 2010года составил 255,3 миллиарда рублей, увеличившись за квартал на 5% (с 243,1 миллиарда рублей на 1 января), а за год - на 63,5% (со 156,1 миллиарда рублей на 1 апреля прошлого года).
Отметим для сравнения, что государственный долг Франции в 2009 году вырос, по предварительным данным, на 12,1 процентного пункта, составив 77,6% от объема ВВП страны, или 1,49 триллиона евро. По итогам 2008 года размер госдолга пятой республики достигал 67,5% от объема национального ВВП.
В минувшем году, по предварительным данным INSEE, дефицит бюджета Франции достиг рекордного показателя в 7,5% ВВП, или 144,8 миллиарда евро. Размеры дефицита бюджета и государственного долга Франции в 2009 году в очередной раз значительно превысили установленные в странах Евросоюза нормы, согласно которым дефицита бюджета не должен превышать 3% национального ВВП, а объем госдолга - 60% внутреннего валового продукта.
Накопленный внутренний государственный долг Великобритании по состоянию на конец февраля 2010 года достиг 857,7 миллиарда фунтов стерлингов, что эквивалентно 60,3% ВВП страны. Год назад объем накопленного внутреннего государственного долга составлял 712,4 миллиарда фунтов, или 50,5% ВВП.
В результате принятия на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению внешнего долга СССР, внешний долг России, составлявший на начало 1992 года 57 млрд. долларов, достиг в начале 1993 6.6 млрд. долларов и сравнялся со всем годовым ВНП страны.
С 2000 года благодаря
политике по обслуживанию внешних обязательств
без осуществления новых
В 2008—2010 годах, по поручению президента Д. А. Медведева, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров с зарубежными странами, Россия осуществила досрочные выплаты по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил мл 1,8 мрд долларов (9 % ВВП).
На 1 января 2010 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).
Для сравнения, по данным МВФ за 2009 г, государственный долг Великобритании составлял 68,2 %
ВВП, Германии — 72,5 %
Франции — 77,4 %
Канады — 81,6 %
США — 83,2 %
Италии — 115,8 %
Японии — 217,6 %.
Таблица1
Динамика государственного внешнего долга России
на 1 января 2010 года
Дата |
Сумма, млрд долл. США |
1991, 25 декабря |
95,0 |
1997, 31 декабря |
123,5 |
2000, 1 января |
158,7 |
2001, 1 января |
143,7 |
2002, 1 января |
133,5 |
2003, 1 января |
125,7 |
2004, 1 января |
121,7 |
2005, 1 января |
114,1 |
2006, 1 января |
76,5 |
2007, 1 января |
52,0 |
2008, 1 января |
44,9 |
2009, 1 января |
40,6 |
2010, 1 января |
37,6 |
С 2010 года внешняя задолженность России составляла 37,6 млрд. долларов.
Парижским клубом называют созданную в 1956 году группу стран-кредиторов. Организация тесно связана с МВФ и специализируется в основном на выдаче средств в долг развивающимся странам. Парижский клуб - неинституциализированное объединение стран кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности развивающихся стран по государственным или имеющим государственную гарантию кредитам; Россия - член Парижского клуба с 1997 года.
Долг СССР Парижскому Клубу кредиторов на конец 1991 года составлял 37.6 млрд. долларов. В январе 1992 г. правительство РФ заключило рамочное соглашение о пересмотре календарного плана обслуживания и погашения долгов Парижскому клубу кредиторов. Далее в 1993, 1994, 1995 годах последовали три его пересмотра (многосторонние меморандумы от 2 апреля 1993г., от 4 июня 1994г., от 3 июня 1995г.), связанные с обслуживанием долга в период с декабря 1991 г. по конец 1995 г.
Вслед за этими соглашениями
в апреле 1996 г. правительство РФ
подписало Меморандум (многосторонний
меморандум от 29 апреля 1996г) об
условиях всеобъемлющей
История погашения нашего
долга перед Парижским клубом
началась 13 мая 2005 года, когда российские
дипломаты после долгих
В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил лишь 53 млрд (9 % ВВП). Благодаря досрочному погашению долговых обязательств России удалось сэкономить на процентных платежах за период до 2020 года около 12 млрд. долларов.
В качестве одного из ключевых аргументов в пользу досрочного погашения министр финансов Алексей Кудрин не раз называл экономию. Она – в виде неуплаченных процентов – в 2005 году составила около 400 миллионов, а в 2006 – 800 миллионов долларов.
Досрочно погашен перед МВФ весь кредит, средства на оплату которого были выделены из Стабилизационного фонда. Эти выплаты дали возможность сэкономить 204 млн. долларов, которые Россия должна была бы выплатить МВФ по процентам, если бы тянула с расплатой до 2008-го года.
В течение своего второго президентского срока российский президент Путин, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, поставил задачу максимально сократить масштабы внешнего государственного долга.
Пик российского государственного долга пришелся на 1998 г. (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 г., внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).
Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции — 66 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %.
Сегодня мы можем наглядно наблюдать трансформацию частного корпоративного долга в долг государственный. Спасая крупные, стратегически важные предприятия от банкротства и приобретая их за счет собственных средств, государство также получает «в подарок» и все имеющиеся у этих компаний долги. В отличие от размера государственного долга, который в предыдущие годы стремительно сокращался и даже был признан самым низким из всех стран мира, задолженность реального и банковского секторов экономики, стремившихся за дешевыми иностранными кредитами, постоянно возрастала. Во многом именно это обстоятельство и определило сегодняшнее бедственное положение большинства компаний. В целом, в 2009 году России предстоит выплатить внешних долгов на сумму 141 млрд. долларов, из которых на долю государства приходится только 5 млрд. долларов, а остальное – долги банковского и прочих секторов экономики.
В свете сложившегося положения дел Министерство финансов РФ заявило о том, что в 2009 году нашей стране, скорее всего, придется прибегнуть к внешним заимствованиям, которых уже не было в последние годы. Эти меры станут возможными при падении цен на нефть ниже 40 долларов за баррель, что поставит под удар исполнение утвержденного бюджета. Несмотря на то, что Россия до сих пор располагает значительными размерами золотовалютных резервов, увеличение государственного долга РФ Правительство считает более рациональным по сравнению с расходованием средств резервного фонда.
Что ожидает внутренний долг России в 2010 году?
Внутренний долг государства, который изначально оценивается как менее болезненный для экономики страны, также продолжает расти. Резкий скачок его роста произошел осенью 2008 года, когда кризис вплотную добрался и до России. Только за октябрь месяц прошлого года внутренний государственный долг, выраженный в ценных бумагах государства, увеличился почти на 8 млрд. рублей и составил 1 трлн. 378,500 млрд. рублей. На 1 февраля 2009 года эта сумма увеличилась уже до 1 трлн. 423,268 млрд. рублей. Кроме того, в 2010 году предлагается увеличить внутренний долг государства еще на 300 млрд. рублей. Эти финансовые ресурсы будут выступать в качестве гарантий государства по кредитам, получаемым стратегически важными организациями и предприятиями оборонно-промышленного комплекса (100 млрд. рублей) и предприятиями, отобранными и отнесенными правительством к числу наиболее значимых для экономики страны (200 млрд. рублей).
Рост государственного долга есть неотъемлемая часть борьбы с любым финансовым кризисом. В условиях снижения платежеспособного спроса и покупательной способности граждан бездействие государства может привести к значительному упадку экономики страны. Активные же государственные действия позволяют преодолеть кризисные явления и избежать состояния экономической депрессии, по сравнению с которой рост государственного долга – относительно малая цена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стремительный рост внешнего долга в 80-90-х годах вызвал волну дискуссий, связанных с проблемой управления госдолгом. Ошибочная экономическая политика последних советских и первых российских правительств в части внешних заимствований, а также принятие Россией на себя финансовых обязательств СССР существенно увеличили долговое бремя. Оно сопровождалось взрывным ростом платежей по его обслуживанию и погашению. Неспособность осуществлять выплаты дважды за последние десятилетие – в декабре 1991 г. и августе 1998 г. – привела к национальным дефолтам. Соглашения о реструктуризации долговых платежей нельзя признать удачными. Хотя они позволили уменьшить нагрузку на экономику страны в течение 1992-2000 гг., но существенно увеличили бремя внешнего долга, как в целом, так и в части, приходящейся на первое десятилетие XXI века.