Внешний долг Украины и основные пути его оптимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 00:33, курсовая работа

Краткое описание

Внешний государственный долг — это задолженность государства иностранным кредиторам, то есть гражданам и организациям других стран.
Государственный внешний долг Украины — это задолженность по непогашенным внешним ссудам и невыплаченным по ним процентами на определенную дату. Этот долг состоит из долговых обязательств перед международными финансовыми организациями — МВФ, Мировым банком, ЕС, ЕБРР, иностранными странами-кредиторами — Россией, Туркменистаном, Германией, США, а также иностранными банками (фидуциарные ссуды) и корпорациями. Следовательно, государственный внешний долг — это задолженность по займам, привлеченными из иностранных источников. При этом государство играет роль заемщика или гаранта погашения этих ссуд другими заёмщиками [2].

Содержание

1. Внешний долг Украины: теоретические аспекты…………………………....3
1.1. Внешний государственный долг и механизмы его реструктуризации ….3
1.2. Экскурс в историю …………………………………………………………..8
1.3. Управление внешним долгом………………………………………………10
2. Внешний долг в Украине в 2011 году………………………………………13
3. Влияние внешнеэкономического долга на экономику Украины …………24
Список литературы……………………………………………………………..28
Приложения……………………

Вложенные файлы: 1 файл

ВНЕШНИЙ ДОЛГ.docx

— 258.65 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Украины

Харьковский национальный университет им В. Н. Каразина

Институт  экономики и международных отношений 

Экономический факультет

Кафедра финансов и кредита 

Контрольная работа

по дисциплине: «Финансово-кредитный механизм ВЭД»

На  тему: «Внешний долг Украины и основные пути его оптимизации» 
 

   Выполнила:

   студентка гр. ЭФ-51

   Котула Юлия 

   Проверила:

   Швайко М. Л. 
 

Харьков 2011

Содержание 

1. Внешний  долг Украины: теоретические аспекты…………………………....3

1.1. Внешний государственный долг и механизмы его реструктуризации ….3

1.2. Экскурс в историю …………………………………………………………..8

1.3. Управление  внешним долгом………………………………………………10

2. Внешний долг в Украине в 2011 году………………………………………13

3. Влияние внешнеэкономического долга на экономику Украины …………24

Список  литературы……………………………………………………………..28

Приложения……………………………………………………………………..29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Внешний долг Украины: теоретические аспекты

1.1. Внешний государственный долг и механизмы его реструктуризации

       Внешний государственный долг — это задолженность  государства иностранным кредиторам, то есть гражданам и организациям других стран.

       Государственный внешний долг Украины — это  задолженность по непогашенным внешним  ссудам и невыплаченным по ним  процентами на определенную дату. Этот долг состоит из долговых обязательств перед международными финансовыми  организациями — МВФ, Мировым  банком, ЕС, ЕБРР, иностранными странами-кредиторами  — Россией, Туркменистаном, Германией, США, а также иностранными банками (фидуциарные ссуды) и корпорациями. Следовательно, государственный внешний  долг — это задолженность по займам, привлеченными из иностранных источников. При этом государство играет роль заемщика или гаранта погашения этих ссуд другими заёмщиками [2].

       К составляющим государственного внешнего долга принадлежат:

       · прямой долг, который формируется с помощью привлечения иностранных кредитов, непосредственным заемщиком по которым является государство, и выпуск государственных ценных бумаг в виде внешних государственных ссуд. Кредитные отношения базируются на прямом государственном управлении;

       · условный долг, который формируется при нормативно административной регуляции заимствований за счет иностранных кредитов, привлеченных другими заемщиками под гарантии государства (гарантированный государственный долг). Ответственность за обслуживание этих кредитов несет или государство, или предпринимательская структура — заемщик, который самостоятельно погашал иностранные кредиты за счет собственных средств. Если непосредственный заемщик-предприятие не выполняет своих долговых обязательств перед нерезидентами, то по условиям соглашения о займе вступает государственная гарантия относительно выполнения платежей в интересах иностранного кредитора. В таком случае деньги перечисляются кредиторам из Государственного бюджета, а затем государство пытается возвратить средства от непосредственных заёмщиков.

       В Украине с 1992 г. за счет иностранных  кредитов под государственную гарантию было реализовано 90 проектов общим  объемом 2,4 млрд. грн. Отмеченные кредиты  являлись низкоэффективными. Это объясняется  тем, что больше половины из них сначала  предусматривала полное или частичное  использование бюджетных средств  для обслуживания и погашения  ссуд. Различают такие ссуды, которые  предоставляются предприятиям на условиях их обслуживания и возвращения исключительно  за счет государства, и такие, которые  предусматривают погашение из бюджетных  источников с постепенным возмещением  предприятиями суммы долга в  национальной валюте или товарами к  государственным резервам. Соответственно 50 % гарантированных правительством ссуд было предоставлено на условиях валютной самоокупаемости предприятий. Основными кредиторами отечественных  предприятий является Германия и  США. Значительная часть их средств  направлена в отрасли агропромышленного  комплекса Украины, на металлургическую промышленность, на образование и  здравоохранение.

       Учитывая  негативный опыт привлечения ссуд под  гарантию правительства, государство  фактически приостановило этот процесс, оно гарантирует выполнение только тех проектов, которые имеют для  страны стратегическое значение.

       Определение уровня задолженности связано с  основными макроэкономическими  параметрами: динамикой производства и экспорта, уровнем процентной ставки, динамикой валютных курсов, бюджетным дефицитом.

       Согласно  с международными стандартами уровень  внешней задолженности Украины  сравнительно невысокий.

       Неразрешённой проблемой Украины является неправильно  контролируемые абсолютные и относительные  показатели внешнего долга, их краткосрочная  ликвидность — отношение платежей к имеющимся валютным резервам.

       Для стран, которые осуществляют радикальные  экономические реформы, внутренние ссуды и внешняя финансовая поддержка  необходимы для финансирования структурных  превращений, ускорения стабилизации экономики и достижения экономического роста.

       Однако  механизм влияния ссуд на макроэкономическую ситуацию не однозначен. Структура  государственного долга по использованию  привлечённых средств свидетельствует, что государственные ссуды преимущественно  направлялись на текущие потребности  государства: обеспечение стабильности функционирования денежно-кредитной  системы, финансирования дефицита платежного баланса и государственного бюджета  и осуществления «критического  импорта» (преимущественно энергоресурсов). И только небольшая их часть направлялась непосредственно на развитие экономики. Беспокойство вызывает большой удельный вес кратко- и среднесрочных обязательств (13 % — до 5 лет, 62 % — от 5 до 10 лет, 11 % — от 10 до 15 лет, 14 % — свыше 15 лет).

       В результате нерациональных и лишних внешних заимствований могут  возникнуть такие долговые обязательства  перед нерезидентами, которые в  будущем значительно ограничат  возможности правительства относительно осуществления независимой экономической  политики. Обосновывая экономические  последствия государственного долга, применяют разные критерии для различения влияния на финансовую систему: срок существования долга, его структуру, размер платежей, изменение в делении и использовании ВВП на потребление, инвестиции, экспорт товаров и услуг.

       Применение  государством внутренних заимствований  нуждается в осуществлении политики, направленной на управление как мобилизацией финансовых ресурсов, так и на обслуживание платежных обязательств, которые  возникают в результате действия механизма государственного кредита.

     При решении проблемы государственного долга применяются различные  схемы конвертации долговых требований. Остановимся на основных путях преодоления  долгового кризиса, таких как:

     1. Списание долга. Если обязательства страны превышают её ожидаемую платёжеспособность, внешний долг выступает в качестве пропорционального налога, так как дополнительные доходы государства направляются не собственным гражданам, а кредиторам. Это дестимулирует усилия государства на улучшение экономической ситуации, по крайней мере, в двух аспектах. Во-первых, правительство менее заинтирисованно проводить жёсткую экономическую политику, предусматривающую непопулярные меры. Ведь основная часть дивидендов от такой политики всё равно пойдёт кредиторам. Во- вторых , избыточный «долговой навес» негативно отражается на благосостоянии граждан из за увеличения налогового бремени и снижения инвестиционной активности .

     2. Выкуп долга. Некоторые страны – должники имеют в своём активе значительные объёмы золотовалютных резервов или могут достаточно быстро их нарастить за счёт стимулирования экспортных отраслей . В то же время доли эти государств на рынке торгуются с большим дисконтом , что свидетельствует об опасностях инвесторов в отношении платёжеспособность заёмщика. Выкуп осуществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены.

     3. Секьютиризация. Основная идея секьютиризации заключается в том, что страна должник эмитирует новые долговые обязательства в виде в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг либо продаются . В случае продажи полученные средства направляются на выкуп старых обязательств.

     4. Обмен долга на акционерный капитал (своп). Предоставление иностранным банкам возможности , обменивать долговые обязательства данной страны , на акции её промышленных корпораций . При этом иностранные небанковские организации получают возможность перекупать эти долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг со скидкой при условии финансирования прямых инвестиций или покупки отечественных финансовых активов из этих средств. Во всех этих случаях инвестор получает "долю" в капитале данной страны, а её внешняя задолженность при этом уменьшается [4].  

 

       

1.2. Экскурс в историю

       Период  с 1991 года по первую половину 1994 года характеризуется хаотическим образованием внешнего долга путем предоставления правительственных гарантий по иностранным кредитам. Только в 1993 году внешний долг вырос в 8 раз - до $3,6 млрд. за счет увеличения гарантированного долга по экспортным (товарным) линиям, но преимущественно за счет признания долга перед Россией на общую сумму $2,7 млрд. Всего в 1992-1994 годах под госгарантии было привлечено около $1 млрд., из которых только $104,9 млн. были погашены в этот период. На начало 1994 года внешний долг составил $3,6 млрд.

       Внешний долг в период второй половины 1994 года - первой половины 1997 года возрастает за счет получения кредитов от международных  финансовых организаций, а также  с ростом задолженности Украины  за энергоносители. Темпы роста долга  в этот период также были значительными. По сравнению с 1994 годом в 1995 году внешний долг возрос на 70% (на 3,4 млрд.). 39% такого увеличения связано с началом  получения средств от международных  организаций, и 34% - рост долга перед  странами СНГ. По состоянию на 1 июля 1997 года внешний долг составлял уже $8,892 млрд.

       Во  второй половине 1997 года - первой половине 1998 года Украина активно заимствует на внешних рынках капитала, что  было обусловлено более низкой стоимостью таких денег (по сравнению с ценой  заимствований на внутреннем рынке), а также тем, что такие кредиты  не являются «связанными» (т.е. кредиторы  не связывают предоставление средств  с выполнением каких-либо программ, как, например, МВФ). На 1 июля 1998 года внешний  долг Украины достиг $10,65 млрд.

       Начиная со второй половины 1998 года правительство  Украины резко сокращает заимствования  на внешних рынках в связи с  азиатским, а затем и российским кризисами, которые отбили желание у инвесторов вкладывать средства в растущие рынки (Украина попала в ряд таких стран). По состоянию на 01.06.99 г. внешний долг страны составлял $12,4 млрд.

       Внешний долг Украины по состоянию на 1 марта 2000 года составляет 12,08429643 млрд. американских долларов. Структура внешнего долга  Украины включает задолженность  перед международными организациями, всего 5,05582916 млрд. долларов, из них Мировому банку Украина должна 2,02874263 млрд., Европейскому сообществу - 330,61768 млн., Европейскому банку реконструкции и развития - 111,37359 млн., МФВ - 2,58509526 млрд. долларов.

       На  протяжении 2001- 2010 годов внешний  долг Украины активно рос. По состоянию на 30 сентября 2010 года общий объем государственного долга Украины увеличился до $51,09 миллиардов с $48,305 миллиардов на 31 августа. Рост связан с увеличением прямого внешнего долга до $21,832 миллиардов с $19,422 миллиардов на конец августа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Управление внешним долгом

     Управление  государственным внешним долгом — это совокупность действий, связанных  с подготовкой к выпуску и  размещением долговых обязательств правительства, регуляции рынка  государственных ценных бумаг, предоставление государственных гарантий, обслуживание и погашение долга и тому подобное [1].

Информация о работе Внешний долг Украины и основные пути его оптимизации