Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 00:33, курсовая работа
Внешний государственный долг — это задолженность государства иностранным кредиторам, то есть гражданам и организациям других стран.
Государственный внешний долг Украины — это задолженность по непогашенным внешним ссудам и невыплаченным по ним процентами на определенную дату. Этот долг состоит из долговых обязательств перед международными финансовыми организациями — МВФ, Мировым банком, ЕС, ЕБРР, иностранными странами-кредиторами — Россией, Туркменистаном, Германией, США, а также иностранными банками (фидуциарные ссуды) и корпорациями. Следовательно, государственный внешний долг — это задолженность по займам, привлеченными из иностранных источников. При этом государство играет роль заемщика или гаранта погашения этих ссуд другими заёмщиками [2].
1. Внешний долг Украины: теоретические аспекты…………………………....3
1.1. Внешний государственный долг и механизмы его реструктуризации ….3
1.2. Экскурс в историю …………………………………………………………..8
1.3. Управление внешним долгом………………………………………………10
2. Внешний долг в Украине в 2011 году………………………………………13
3. Влияние внешнеэкономического долга на экономику Украины …………24
Список литературы……………………………………………………………..28
Приложения……………………
Министерство образования и науки Украины
Харьковский национальный университет им В. Н. Каразина
Институт
экономики и международных
Экономический факультет
Кафедра
финансов и кредита
Контрольная работа
по дисциплине: «Финансово-кредитный механизм ВЭД»
На
тему: «Внешний
долг Украины и основные
пути его оптимизации»
Выполнила:
студентка гр. ЭФ-51
Котула Юлия
Проверила:
Швайко М. Л.
Харьков 2011
Содержание
1. Внешний долг Украины: теоретические аспекты…………………………....3
1.1. Внешний государственный долг и механизмы его реструктуризации ….3
1.2. Экскурс в историю …………………………………………………………..8
1.3. Управление
внешним долгом…………………………………………
2. Внешний долг в Украине в 2011 году………………………………………13
3. Влияние внешнеэкономического долга на экономику Украины …………24
Список
литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
1. Внешний долг Украины: теоретические аспекты
1.1. Внешний государственный долг и механизмы его реструктуризации
Внешний
государственный долг — это задолженность
государства иностранным
Государственный внешний долг Украины — это задолженность по непогашенным внешним ссудам и невыплаченным по ним процентами на определенную дату. Этот долг состоит из долговых обязательств перед международными финансовыми организациями — МВФ, Мировым банком, ЕС, ЕБРР, иностранными странами-кредиторами — Россией, Туркменистаном, Германией, США, а также иностранными банками (фидуциарные ссуды) и корпорациями. Следовательно, государственный внешний долг — это задолженность по займам, привлеченными из иностранных источников. При этом государство играет роль заемщика или гаранта погашения этих ссуд другими заёмщиками [2].
К составляющим государственного внешнего долга принадлежат:
· прямой долг, который формируется с помощью привлечения иностранных кредитов, непосредственным заемщиком по которым является государство, и выпуск государственных ценных бумаг в виде внешних государственных ссуд. Кредитные отношения базируются на прямом государственном управлении;
· условный долг, который формируется при нормативно административной регуляции заимствований за счет иностранных кредитов, привлеченных другими заемщиками под гарантии государства (гарантированный государственный долг). Ответственность за обслуживание этих кредитов несет или государство, или предпринимательская структура — заемщик, который самостоятельно погашал иностранные кредиты за счет собственных средств. Если непосредственный заемщик-предприятие не выполняет своих долговых обязательств перед нерезидентами, то по условиям соглашения о займе вступает государственная гарантия относительно выполнения платежей в интересах иностранного кредитора. В таком случае деньги перечисляются кредиторам из Государственного бюджета, а затем государство пытается возвратить средства от непосредственных заёмщиков.
В
Украине с 1992 г. за счет иностранных
кредитов под государственную гарантию
было реализовано 90 проектов общим
объемом 2,4 млрд. грн. Отмеченные кредиты
являлись низкоэффективными. Это объясняется
тем, что больше половины из них сначала
предусматривала полное или частичное
использование бюджетных
Учитывая негативный опыт привлечения ссуд под гарантию правительства, государство фактически приостановило этот процесс, оно гарантирует выполнение только тех проектов, которые имеют для страны стратегическое значение.
Определение уровня задолженности связано с основными макроэкономическими параметрами: динамикой производства и экспорта, уровнем процентной ставки, динамикой валютных курсов, бюджетным дефицитом.
Согласно с международными стандартами уровень внешней задолженности Украины сравнительно невысокий.
Неразрешённой
проблемой Украины является неправильно
контролируемые абсолютные и относительные
показатели внешнего долга, их краткосрочная
ликвидность — отношение
Для стран, которые осуществляют радикальные экономические реформы, внутренние ссуды и внешняя финансовая поддержка необходимы для финансирования структурных превращений, ускорения стабилизации экономики и достижения экономического роста.
Однако
механизм влияния ссуд на макроэкономическую
ситуацию не однозначен. Структура
государственного долга по использованию
привлечённых средств свидетельствует,
что государственные ссуды
В
результате нерациональных и лишних
внешних заимствований могут
возникнуть такие долговые обязательства
перед нерезидентами, которые в
будущем значительно ограничат
возможности правительства
Применение
государством внутренних заимствований
нуждается в осуществлении
При решении проблемы государственного долга применяются различные схемы конвертации долговых требований. Остановимся на основных путях преодоления долгового кризиса, таких как:
1. Списание долга. Если обязательства страны превышают её ожидаемую платёжеспособность, внешний долг выступает в качестве пропорционального налога, так как дополнительные доходы государства направляются не собственным гражданам, а кредиторам. Это дестимулирует усилия государства на улучшение экономической ситуации, по крайней мере, в двух аспектах. Во-первых, правительство менее заинтирисованно проводить жёсткую экономическую политику, предусматривающую непопулярные меры. Ведь основная часть дивидендов от такой политики всё равно пойдёт кредиторам. Во- вторых , избыточный «долговой навес» негативно отражается на благосостоянии граждан из за увеличения налогового бремени и снижения инвестиционной активности .
2. Выкуп долга. Некоторые страны – должники имеют в своём активе значительные объёмы золотовалютных резервов или могут достаточно быстро их нарастить за счёт стимулирования экспортных отраслей . В то же время доли эти государств на рынке торгуются с большим дисконтом , что свидетельствует об опасностях инвесторов в отношении платёжеспособность заёмщика. Выкуп осуществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены.
3. Секьютиризация. Основная идея секьютиризации заключается в том, что страна должник эмитирует новые долговые обязательства в виде в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг либо продаются . В случае продажи полученные средства направляются на выкуп старых обязательств.
4.
Обмен долга на акционерный капитал (своп).
Предоставление иностранным банкам возможности
, обменивать долговые обязательства данной
страны , на акции её промышленных корпораций
. При этом иностранные небанковские организации
получают возможность перекупать эти
долговые обязательства на вторичном
рынке ценных бумаг со скидкой при условии
финансирования прямых инвестиций или
покупки отечественных финансовых активов
из этих средств. Во всех этих случаях
инвестор получает "долю" в капитале
данной страны, а её внешняя задолженность
при этом уменьшается
[4].
1.2. Экскурс в историю
Период с 1991 года по первую половину 1994 года характеризуется хаотическим образованием внешнего долга путем предоставления правительственных гарантий по иностранным кредитам. Только в 1993 году внешний долг вырос в 8 раз - до $3,6 млрд. за счет увеличения гарантированного долга по экспортным (товарным) линиям, но преимущественно за счет признания долга перед Россией на общую сумму $2,7 млрд. Всего в 1992-1994 годах под госгарантии было привлечено около $1 млрд., из которых только $104,9 млн. были погашены в этот период. На начало 1994 года внешний долг составил $3,6 млрд.
Внешний долг в период второй половины 1994 года - первой половины 1997 года возрастает за счет получения кредитов от международных финансовых организаций, а также с ростом задолженности Украины за энергоносители. Темпы роста долга в этот период также были значительными. По сравнению с 1994 годом в 1995 году внешний долг возрос на 70% (на 3,4 млрд.). 39% такого увеличения связано с началом получения средств от международных организаций, и 34% - рост долга перед странами СНГ. По состоянию на 1 июля 1997 года внешний долг составлял уже $8,892 млрд.
Во второй половине 1997 года - первой половине 1998 года Украина активно заимствует на внешних рынках капитала, что было обусловлено более низкой стоимостью таких денег (по сравнению с ценой заимствований на внутреннем рынке), а также тем, что такие кредиты не являются «связанными» (т.е. кредиторы не связывают предоставление средств с выполнением каких-либо программ, как, например, МВФ). На 1 июля 1998 года внешний долг Украины достиг $10,65 млрд.
Начиная
со второй половины 1998 года правительство
Украины резко сокращает
Внешний долг Украины по состоянию на 1 марта 2000 года составляет 12,08429643 млрд. американских долларов. Структура внешнего долга Украины включает задолженность перед международными организациями, всего 5,05582916 млрд. долларов, из них Мировому банку Украина должна 2,02874263 млрд., Европейскому сообществу - 330,61768 млн., Европейскому банку реконструкции и развития - 111,37359 млн., МФВ - 2,58509526 млрд. долларов.
На
протяжении 2001- 2010 годов внешний
долг Украины активно рос. По состоянию
на 30 сентября 2010 года общий объем государственного
долга Украины увеличился до $51,09 миллиардов
с $48,305 миллиардов на 31 августа. Рост связан
с увеличением прямого внешнего долга
до $21,832 миллиардов с $19,422 миллиардов на
конец августа.
1.3. Управление внешним долгом
Управление государственным внешним долгом — это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещением долговых обязательств правительства, регуляции рынка государственных ценных бумаг, предоставление государственных гарантий, обслуживание и погашение долга и тому подобное [1].
Информация о работе Внешний долг Украины и основные пути его оптимизации