Государственная денежно-кредитная политика на 2008 год и проблема ее реалистичности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы у Банка России сложилась стандартная схема разработки Основных направлений государственной денежно-кредитной политики. Вначале определяются принципы и цели этой политики, на основе прогноза МЭРТ социально-экономического развития РФ раскрываются варианты экономического роста, денежного предложения, задаются границы инфляции, параметры платежного баланса, валютного курса, определяются наиболее важные инструменты реализации денежно-кредитной политики. Формально есть все, чтобы денежно-кредитная политика страны вносила существенный вклад в усиление потенциала экономического роста, снижение инфляции, формирование позитивных ожиданий экономических агентов, снижение рисков, принятие обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций, потребительских расходов и повышение уровня жизни населения.

Содержание

Введение………………………………………………………….............3
Глава 1. Общие положения о Денежно-кредитной политике…………………………………………………………………...…7
1.1. Необходимость смены акцентов денежно-кредитной политики...7
1.2. Режим таргетирования инфляции…………………………………..9
1.3. Проблема капитализации банковской системы России………...11
1.4. Резервная политика РФ…………………………………………...…15
Глава 2. государственная денежно-кредитная политика на 2008 год и проблема ее реалистичности………………………………………………………….17
2.1. Инфляция……………………………………………………………...19
2.2. Валютный курс…………………………………………………….…21
2.3. Варианты макроэкономического прогноза……………………….21
2.4. Платежный баланс………………………………………………...…22
2.5. Инструменты денежно-кредитной политики……………………..23
Заключение………………………………………………………..…..25
Литература……………………………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

Денежно-кредитная система России.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

содержание

стр.

Введение………………………………………………………….............3

Глава 1. Общие положения о Денежно-кредитной  политике…………………………………………………………………...…7

1.1. Необходимость  смены акцентов денежно-кредитной  политики...7

1.2. Режим таргетирования  инфляции…………………………………..9

1.3. Проблема капитализации  банковской системы России………...11

1.4. Резервная политика  РФ…………………………………………...…15

Глава 2. государственная денежно-кредитная  политика на 2008 год и проблема ее реалистичности………………………………………………………….17

2.1. Инфляция……………………………………………………………...19

2.2. Валютный курс…………………………………………………….…21

2.3. Варианты макроэкономического  прогноза……………………….21

2.4. Платежный баланс………………………………………………...…22

2.5. Инструменты  денежно-кредитной политики……………………..23

Заключение………………………………………………………..…..25

Литература……………………………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность, теоретическая и прикладная значимость исследования

В последние  годы у Банка России сложилась  стандартная схема разработки Основных направлений государственной денежно-кредитной  политики. Вначале определяются принципы и цели этой политики, на основе прогноза МЭРТ социально-экономического развития РФ раскрываются варианты экономического роста, денежного предложения, задаются границы инфляции, параметры платежного баланса, валютного курса, определяются наиболее важные инструменты реализации денежно-кредитной политики. Формально есть все, чтобы денежно-кредитная политика страны вносила существенный вклад в усиление потенциала экономического роста, снижение инфляции, формирование позитивных ожиданий экономических агентов, снижение рисков, принятие обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций, потребительских расходов и повышение уровня жизни населения.

 Однако прогнозы  МЭРТ и реальная практика денежно-кредитной  политики не столь оптимистичны. Если ВВП в 2004 г. вырос на 7,1%, то в 2005 г. - только на 5,8-5,6%, в 2008 г. - ожидается рост на на 4,5-5,9%. В трехлетний период Правительством РФ и Банком России ставилась первейшая задача - снижение инфляции до 7,5-8,5% в 2005 г., 6,0-7,5% в 2006, в 2007-2008 гг. 5,0-6,5% и 4,0-5,5%, соответственно. Однако в 2005 г. за 8 месяцев она превысила 8,3% и к концу года составит не менее 10,8-11,0%. Это свидетельствует как минимум о двух изъянах в проведении российской государственной денежно-кредитной политики: либо в необоснованных прогнозах, либо в слабом инструментарии этой политики. Во-первых, здесь необходим переход к политике таргетирования инфляции, применяемой многими центральными банками развитых стран. Это требует отказа от политики управляемого плавающего валютного курса. Банк России заявил о таком отказе, но продолжает проводить его, ссылаясь на высокие цены на нефть. Во-вторых, в формировании индекса потребительских цен все еще высока роль регулируемых цен, динамика которых лежит вне сферы воздействия Банка России. Заданный Банком России совокупный барьер регулируемых цен в 35% не выполняется. На 01.08.2005 уровень регулируемых Правительством РФ цен составил: по газу - до 20%, электроэнергии - 12,6%, железнодорожным перевозкам - свыше 12%, по ЖКХ в среднем - до 29,3% вместо 23-25,6% по прогнозу. Потребительские цены, за которые отвечает ЦБ РФ, выросли на 8,5%. Главная причина инфляционного роста - слабая борьба с монополизмом, в том числе государственным. ФАС в этой сфере бессильна.

 Несмотря на рост цен на нефть марки Urals и высокие доходы, в России замедляется не столько экономический рост, но возрастают инфляционные ожидания, поднимаются потребительские цены, растет импорт, а следовательно, увеличивается отток финансовых средств из страны. В отличие от США, где удорожание ставки кредита оправдывается целью недопущения инфляционного роста, проводимая банком России политика укрепления рубля фактически способствует росту инфляции и снижению перспективы экономического развития. В этой связи необходимы меры по снижению процентных ставок по банковским кредитам, сокращение доли рублевых интервенций Банка России на валютной бирже при покупке доллара США и евро, обеспечение относительно устойчивого укрепления валютного курса рубля, притока зарубежных прямых инвестиций и др.

 Все это  приемлемо. Но вызывает сомнение  реальность денежной программы  Банка России на ближайшую  перспективу. Во-первых, задается  трех-пятивариантный прогноз роста  денежной массы (агрегат М2) на 2005 г. Обосновывается это неопределенностью цен на нефть на международном рынке и высокой подвижностью валютного курса рубля к доллару США и евро. Налицо явная перестраховка. Так, в первом варианте цена на нефть марки Urals заложена 22,5 дол. за баррель, во втором - 23-25 дол., в третьем - 28-32 дол., в четвертом и пятом - от 35 до 49 дол. Фактически за девять месяцев цена за баррель российской нефти превысила в среднем 52 дол. Это позволяет банку России наращивать золотовалютные резервы, стабилизационный фонд, проводить активную курсовую политику, в том числе через систему валютных интервенций и рост международных резервов Правительства РФ и Минфина России. Во-вторых, подобная перестраховочная политика РФ таит в себе ряд опасностей: высокий профицит федерального бюджета увеличивает расход на социальные нужды и тем самым относительно снижает инвестиционные ресурсы для реструктуризации промышленности и сельского хозяйства, высокие тарифы на природные ресурсы побуждают нефтедобытчиков увеличивать экспорт нефти, а следовательно, и капитал. Это ставит в невыгодное положение внутренних потребителей. Растут цены в стране. Высокая избыточная прибыль нефтяного сектора и низкая рентабельность других отраслей тормозят экономический рост в стране. Есть расчеты, что увеличение прибыли нефтяных монополий на 1 руб. вызывает сокращение прибыли в обрабатывающих отраслях на 10 руб. без учета ренты.1

Вышеизложенное  обосновывает актуальность заявленной темы, ее теоретическую и прикладную значимость.

Цель  исследования

Исходя из вышеизложенного  цель данного научного исследования представляется нам следующим образом - дать обобщающую, интегрирующую характеристику основных направлений денежно-кредитной политики на современном этапе и на основе исследования отдельных проблемных вопросов, связанных с данным финансовым институтом выработать предложения по совершенствованию практики в данной области.

Для ее достижения необходимо проанализировать современное отечественное законодательство, сложившуюся практику применения его  норм и достижения финансовой доктрины.

Объект исследования

Объектом данного  научного исследования, таким образом, будут выступать общественные отношения, составляющие сущность основных направлений денежно-кредитной политики на современном этапе.

 

Предмет исследования

Предметом данного  научного исследования будет выступать регулирование и проблемы денежно-кредитной политики на современном этапе.

Теоретическая (информационная) основа исследования

Теоретическую (информационную) основу исследования будет составлять специальная научная  литература в области финансов.

Методологическая  основа исследования

Основными методами исследования будут сравнительный  метод, исторический метод, философский (диалектический) метод и системный  метод.

Структура исследования

Структура данного  научного исследования определяется исходя из общей цели исследования. Структурно данное научное исследование будет состоять из введения, основной части с внутренним подразделением на главы и подглавы, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие положения о Денежно-кредитной политике

1.1. Необходимость  смены акцентов 

денежно-кредитной  политики

Как известно, основные направления единой государственной  денежно-кредитной политики (ДКП) в  России ежегодно определяют ЦБ РФ, Правительство  РФ и парламент. Естественно, при этом они учитывают и мнение представителей финансового сектора страны, в том числе банковского сообщества. А финансисты все больше склоняются к тому, что уже пора менять акценты в этой области национальной политики.

В числе основных причин невысокого уровня развития российской банковской системы называются недостаток ресурсной базы, прежде всего ее долгосрочной части, а также высокая стоимость привлечения ресурсов. Корни этих проблем увязываются сегодня многими экспертами с излишней жесткостью проводимой Центральным банком и Правительством Российской Федерации денежно-кредитной политики, что выражается в ограниченной доступности для банков инструментов рефинансирования, повышенных по сравнению с развитыми странами ставке рефинансирования и нормативах обязательных резервов, а также в значительных масштабах изъятия денег из экономики через механизм Стабилизационного фонда. В связи с этим предлагается изменить подходы к формированию и реализации единой государственной денежно-кредитной политики, нацелив ее на развитие финансового рынка страны и особенно банковской системы. В числе конкретных мер, которые необходимо реализовать в области денежно-кредитной политики, предлагается:

- обеспечить  значительный рост рефинансирования  коммерческих банков Банком России;

- расширить  перечень активов, принимаемых  в обеспечение кредитов Банка  России;

- внедрить в  практику механизм рефинансирования, который позволял бы банкам  закладывать имеющиеся у них  активы, не обладающие международным  рейтингом;

- упростить процедуры оформления операций рефинансирования и повысить оперативность решения вопроса о выдаче кредитным организациям кредитов Банка России;

- превратить  ставку рефинансирования в реальный  действующий инструмент денежно-кредитной  политики страны, постепенно снижать процентные ставки по операциям рефинансирования, доводя их до уровня доходности государственных ценных бумаг;

- повысить оценочную  стоимость залога в форме векселей  и прав требования по кредитным  договорам;

- снизить нормативы  обязательных резервов до среднеевропейского уровня.

 Признавая  в целом актуальность отмеченных  мер и их важность для стабильного  и динамичного развития российской  банковской системы, аналитики  тем не менее отмечают, что  реализация этих мер вряд ли  будет эффективна в рамках действующего режима денежно-кредитной политики.

Одной из ключевых черт современной денежно-кредитной  политики является использование режима управляемого валютного курса, который  направлен на предотвращение чрезмерного  укрепления рубля по отношению к иностранным валютам. Денежно-кредитная политика является частью экономической и финансовой политики страны, приоритетная цель которых - поддержание конкурентоспособности российских товаров на внешнем и внутреннем рынках. Для достижения этой цели и недопущения значительного укрепления рубля Банк России вынужден осуществлять масштабные интервенции на валютном рынке, формируя при этом избыточное денежное предложение. Совершая указанные интервенции, Банк России эмитирует рубли по курсу ниже рыночного, в значительно больших объемах, чем это было бы необходимо при покупке валюты по рыночному курсу. Результатом избыточного предложения денег является отрицательный уровень реальных процентных ставок, складывающийся в настоящее время не только на денежных рынках, но и по депозитным операциям, совершаемым банковской системой с другими секторами экономики.

 В такой  ситуации предлагаемые Банком  России инструменты рефинансирования  оказываются невостребованными  кредитными организациями. 

С другой стороны, как показывает практика, использование инструментов стерилизации избыточного денежного предложения, сформировавшегося в результате масштабных валютных интервенций, оказывается недостаточно эффективным, подтверждением чему служит наблюдаемое постоянное превышение фактических темпов инфляции над целевыми ориентирами, ежегодно устанавливаемыми Банком России и Правительством Российской Федерации.

 В рамках  подобного сочетания общеэкономической  и денежно-кредитной политики  реализация ряда предложений  Ассоциации российских банков попросту невозможна (из-за отсутствия спроса на отдельные инструменты), а реализация других предложений, предусматривающая активизацию использования инструментов рефинансирования в качестве дополнительного источника денежного предложения и ослабления действия стерилизационных инструментов, приведет к формированию еще большего избытка дешевых рублей на денежных рынках и росту инфляции.

1.2. Режим  таргетирования инфляции

Предлагаемые  меры могут быть востребованными  и эффективными только при смене  целей и соответственно режима денежно-кредитной политики. Как показывает опыт ряда стран, в том числе стран с переходной экономикой, одним из режимов проведения денежно-кредитной политики, наиболее адекватно соответствующим складывающейся в России макроэкономической ситуации, является режим таргетирования инфляции.

 Обычно таргетирование  инфляции включает несколько  элементов:

1) публичное  провозглашение среднесрочных численных  значений целевого уровня инфляции;

2) институциональный  выбор стабильности цен как  основной долгосрочной цели денежно-кредитной политики;

3) информационную  стратегию, уделяющую меньшее  внимание промежуточным целям;

4) повышенную  транспарентность денежно-кредитной  политики и планов денежных  властей;

5) повышенную  ответственность регулирующих органов за достижение целевых значений инфляции.

 В настоящее  время Банк России в той  или иной мере использует отдельные  элементы режима таргетирования  инфляции. Однако последовательная  реализация указанного режима  предполагает, что Центральный банк  не должен ставить перед собой никаких целей, равноправных по отношению к достижению инфляционных показателей. Поэтому полный переход к режиму инфляционного таргетирования предполагает отказ от политики управляемого валютного курса и переход к политике рыночного курсообразования.

 Накопленный  к настоящему времени в разных  странах опыт использования режима  таргетирования инфляции позволяет  выделить целый ряд его преимуществ.  Наиболее важным является то, что при инфляционном таргетировании  у денежных властей появляется свобода для использования инструментов ДКП, исходя из потребностей развития денежно-кредитной сферы и экономики страны.

 В российских  условиях переход к инфляционному  таргетированию предполагает прежде  всего минимизацию присутствия  Банка России на валютном рынке и одновременно с этим существенное повышение роли внутренних инструментов рефинансирования кредитных организаций в формировании денежного предложения, что полностью согласуется с выдвигаемыми банковским сообществом предложениями. В этом случае у Банка России появится возможность сделать процентные ставки по своим операциям реально действующим инструментом и через них эффективно влиять на стоимость денег на рынке. Наряду с этим Банк России будет обладать необходимой гибкостью в применении других инструментов ДКП.

Информация о работе Государственная денежно-кредитная политика на 2008 год и проблема ее реалистичности