Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:15, реферат
Актуальность данной проблемы на сегодняшний день выражается тем, что в современных условиях Россия и ее субъекты активно пользуются средствами привлеченных займов для решения текущих проблем. Это особенно актуально и в условиях мирового финансового кризиса.
Целью данной работы является исследование сущности государственного долга, основных показателей структуры и динамики долга и его влияния на экономику России. Для достижения данной цели требуется решение следующих задач:
- раскрытие сущности государственного долга и его составляющих;
- изучение классификации государственного долга РФ;
- анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ;
- анализ изменения динамики государственного долга РФ;
- исследование путей совершенствования управления государственным долгом.
Введение 3
1 Понятие и структура государственного долга РФ 5
2 Формы и виды государственного долга РФ 8
3 Управление государственным долгом 11
4 Анализ изменения динамики государственного долга в РФ за 2009-2011годы 15
Заключение 23
Список использованных источников и литературы 25
3
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ
ДОЛГОМ
Под
управлением государственным
- в формировании политики в отношении государственного долга;
- в установлении границ государственной задолженности (в том числе в определении общего объема бюджетного дефицита и, следовательно, объемов заимствований, необходимых для его финансирования);
- в определении основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;
- в установлении возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ.
Под
управлением государственным
Осуществление мероприятий по управлению государственным долгом требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности4.
В процессе управления государственным долгом можно выделить несколько функциональных элементов:
- непосредственно управление, включающее, в том числе, определение порядка, условий выпуска и размещения государственных долговых обязательств;
- обслуживание посредством осуществления операций по размещению займов, выплате процентного дохода по ним, рефинансированию и погашению;
- контроль за состоянием государственного долга.
Основные задачи, решение которых необходимо для достижения целей управления государственным долгом:
- своевременность и полнота формирования источников финансирования дефицита бюджета;
- проверка эффективности и целевого использования привлекаемых денежных средств в целом и по видам применяемых финансовых инструментов;
- осуществление контроля за соблюдением предельного значения и структуры государственного долга;
- контроль за ходом исполнения долговых обязательств Правительства Российской Федерации прошлых лет;
- контроль за эмиссией ценных бумаг и их размещением с учетом необходимой обеспеченности денежной массой в наличном обороте и на депозитах;
- экспертиза проекта государственного бюджета и контроль за его исполнением, осуществление контроля за изменением структуры и объема государственного долга;
- экспертиза проектов законов, других нормативных правовых актов органов государственной власти, влияющих на формирование, обслуживание и погашение государственного долга.
Управление внешним долгом является одним из элементов макроэкономической политики государства. С одной стороны, эффективное использование внешнего долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения5.
Основные методы управления внешним долгом:
-
консолидация - пересмотр условий
погашения задолженности,
-
реструктуризация - основанное на
соглашении прекращение
-
рефинансирование представляет
собой процесс погашения
- конверсия - применение различных механизмов, обеспечивающих замещение государственного долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики должника. Наиболее распространенными видами конверсии считаются обмен долга на акции (собственность), обмен долга на товары, обмен долга на проведение природоохранных мероприятий, обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях (с дисконтом), конверсия долга в долговые обязательства третьих стран, и другие;
- секьюритизация - переоформление нерыночных займов в ценные бумаги, свободно обращающиеся на финансовых рынках;
- аннулирование - отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам.
Из
всего многообразия существующих методов
управления государственным долгом
в Бюджетном кодексе Российской
Федерации получил определение только
метод реструктуризации.
4
АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ
ДИНАМИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ДОЛГА В РФ ЗА 2009-2011 ГОДЫ
Объем государственного долга с начала 2009 г. и по конец 2011 г. увеличился в 1,7 раза за счет роста внутреннего долга, объем которого увеличился в 2 раза.
С
ростом объемов привлечения
Рост процентных расходов увеличил нефтегазовый дефицит федерального бюджета, что вызывало необходимость повышать размер нефтегазового трансферта.
Анализ
динамики показал, что объем государственного
долга имел тенденцию к росту и увеличился
с начала 2009 гл по конец 2011 гл с 2 801,4 млрд.
руб. до 4 848,4 млрд. руб., или на 2 047 млрд.
руб. (в 1,7 раза), относительно ВВП увеличился
с 6,4 % в 2009 г. до 7,2 % в конце 2011 г.
Рисунок 1 - Динамика государственного долга Российской Федерации в 2008 – 2011 гг.
Рисунок 2 - Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2008 – 2011 гг.
В структуре государственного долга увеличивалась доля внутреннего долга с 64,4 % в 2009 г. до 76,4 % в 2011 г., что соответствовало основным направлениям бюджетной и налоговой политики, направленной, в том числе на развитие рынка государственных ценных бумаг и обеспечение сбалансированности федерального бюджета6.
Расходы на обслуживание государственного долга (процентные расходы) имело тенденцию к росту и увеличался в 2011 г. по сравнению с 2008 г. на 128,25 млрд. руб., или в 1,7 раза, по сравнению с 2009 г. увеличатся в 1,6 раза, и составят 308,1 млрд. руб. Увеличилась доля процентных расходов в общем объеме расходов с 2,2 % в 2009 г. до 2,7 % в 2011 г., относительно ВВП процентные расходы увеличились с 0,4 % в 2009 г. до 0,5 % в 2011 г.
Рост процентных расходов, в свою очередь, увеличил нефтегазовый дефицит федерального бюджета, что вызывало необходимость повышать размер нефтегазового трансферта.
Увеличение
процентных расходов осуществлялось за
счет роста расходов на обслуживание внутреннего
государственного долга.
Рисунок 3 - Динамика расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в 2008 – 2011 гг.
Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2010 г. - 2 119,7 млрд. рубл., или 4,1 % ВВП, в начале 2012 г. составит 3 703,2 млрд. руб., или 5,5 % ВВП, что превысит показатель на начало 2008 г. в 2,8 раза, на начало 2009 г. – в 2 раза.
В структуре государственного внутреннего долга увеличилась доля государственных ценных бумаг с 92 % до 95 %.
Объем государственного внутреннего долга, выраженный в государственных ценных бумагах составил на 1 января 2010 г. 1 950,3 млрд. руб., что больше на 269 млрд. руб., или на 16 %, показателя на начало 2009 г. (1 681,3 млрд. руб.), приведенного в материалах к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ (при внесении изменений в Федеральный закон № 198-ФЗ структура долга не представлялась)7.
За 2010 - 2011 гг. указанный долг увеличился в 1,8 раза и к концу 2011 гл составил3 518,4 млрд. руб., или 95 % внутреннего долга.
Рисунок 4- Динамика структуры государственного внутреннего долга
Расходы
на обслуживание государственного внутреннего
долга в 2009 - 2011 гг. имело тенденцию
к росту, составил 129,3 млрд. руб. в 2009 г.,
увеличатся в 1,85 раза и достигнут 239,4 млрд.
руб. в 2011 г., относительно ВВП с 0,3 % до 0,4
%8.
Рисунок 5 - Динамика объема государственного внутреннего долга и расходов на его обслуживание в 2008-2011гг.
Доля расходов на обслуживание государственного внутреннего долга в общих процентных расходах увеличился с 65,3 % до 77,7 %.
Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2010 г. - 41,4 млрд. долл. США, или 27,8 млрд. евро (2 % ВВП), в 2011г. сократился, составит на начало 2012 г. 40,9 млрд. долл. США, или 29,2 млрд. евро (1,7 % ВВП).
Абсолютный размер государственного внешнего долга в рублевом эквиваленте увеличился в основном вследствие изменения соотношения рубля к доллару США и составило на начало 2009 г. – 997,2 млрд. руб., на начало 2012 г. – 1 145,2 млрд. руб., то есть увеличился на 148 млрд. руб., или на 14,8 %.
В
связи с сокращением
Рисунок 6 – Структура государственного внешнего долга
Расходы на обслуживание государственного внешнего долга в 2009 г. - 68,7 млрд. руб. (2,78 млрд. долл. США), или 0,1 % ВВП, в 2010 г. незначительно увеличились на 0,7 % и составили 69,2 млрд. руб. (2,66 млрд. долл. США), в 2011 г. сократились до 68,7 млрд. руб. (2,5 млрд. долл. США).
В 2009 - 2011 гг. сократилась доля расходов на обслуживание государственного внешнего долга в общем объеме процентных расходов с 34,7 % в 2009 г. до 22,3 % в 2011 г., относительно ВВП указанные расходы находились на уровне 0,1 % ВВП.
Процентные платежи по кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств, в 2009 г. составили 3,7 млрд. руб.(150,5 млн. долл. США), что на 1,4 млрд. руб., или на 27 %, меньше, чем в 2008 г. (5,1 млрд. руб.). В 2010 – 2011 гг. указанные расходы сократились и составили 3,8 млрд. руб. (147,3 млн. долл. США) и 3,6 млрд. руб. (132,2 млн. долл. США) соответственно.
Процентные платежи по кредитам МФО в 2009 г. составили 6,3 млрд. руб. (256,5 млн. долл. США), что в 1,8 раза меньше, чем в 2008 г. (11,4 млрд. руб.). В 2010 г. указанные выплаты увеличились на 9,5 % и составили 6,9 млрд. руб. (266,3 млн. долл. США), в 2011 г. сократились на 6,5 % и составят 6,45 млрд. руб. (236,2 млн. долл. США).