Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 00:40, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности государственного регулирования финансовой деятельности, его значение и методов такого регулирования, а так же его необходимости в условиях рыночной экономики.
Предметом работы является государственное регулирование финансовой деятельности. Объектом исследования выбрана отрасль материального производства Свердловской области.
Введение 3
1 Особенности функционирования финансов материального производства 5
1.1 Основы организации финансов предприятий материального производства 5
1.2 Отраслевые особенности функционирования финансов предприятий материального производства 10
2 Государственное регулирование финансовой деятельности отрасли материального производства 14
2.1 Необходимость государственного регулирования финансовой деятельности предприятий отрасли материального производства 14
2.2. Цели государственного регулирования финансовой деятельности отрасли материального производства 16
2.3 Методы государственного регулирования финансовой деятельности отрасли материального производства 18
2.3.1 Классификация методов государственного регулирования финансовой деятельности отрасли материального производства 18
2.3.2 Денежная политика 22
2.3.3 Налоговая политика 23
2.3.4 Бюджетная политика 24
2.4 Роль государства в развитии предпринимательского процесса 26
3 Развитие государственного финансового регулирования финансовой деятельности предприятий материального производства 28
3.1 Настоящее положение дел в отрасли материального производства 28
3.2 Приоритетные направления совершенствования государственного регулирования 31
Заключение 35
Список литературы 37
Приложение 1 38
Приложение 2 39
Приложение 3 40
Социологические опросы, проведенные среди директоров корпоративных структур в различных регионах России, показали весьма интересные результаты: предприятий, остро нуждающихся в дополнительном финансировании, - от 89 до 96 процентов; предприятий, желающих привлечь инвестора с передачей ему пакета акций, а, следовательно, прав на участие в управлении, - всего от3 до 7 процентов.
Вместе с тем, с учетом современной ситуации, в инвестиционной сфере необходимо приступить к разработке более эффективной политики для привлечения инвестиций в отрасль материального производства, в том числе иностранных. В настоящее время целесообразно при поддержке президента Российской Федерации создать Консультативный Совет по отечественным и иностранным инвестициям.
Задача федерального центра должна полностью сконцентрироваться на создании единого правового поля для развития предпринимательства. Необходимо также осуществлять протекционистскую политику в отношении малых и средних предприятий и реализовываться в форме конкретных финансово-кредитных, таможенных и налоговых мер.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в ежегодном послании Федеральному Собранию на 2006 год отметил в числе важнейших задач увеличение валового внутреннего продукта к 2010 году в два раза и преодоление бедности.
Успех страны в огромной степени зависит от успеха российской отрасли материального производства, быстрый и устойчивый рост может быть только тогда, когда производится конкурентоспособная продукция.
Такая масштабная задача как удвоение ВВП потребует глубокого анализа и уточнения существующих подходов к экономической политике. К сожалению, в России в настоящее время нет четкой промышленной политики, не расставлены приоритеты по стратегическим отраслям, являющимся наиболее важными для обеспечения экономического роста страны, укрепления обороноспособности и встраивания в мировую экономику.
Деятельность ряда предприятий регулируется государством. Непосредственно государство осуществляет экономическое регулирование данной отрасли через политику приватизации, создание определенного инвестиционного климата, государственную поддержку предприятий находящихся в тяжелом положении. В более широком плане сюда можно отнести и создание широкого комплекса условий, включающих финансовые рынки и их инфраструктуру, рыночную систему товародвижения, конкретную среду и антимонопольные механизмы, и другие не менее важные институциональные формы и институты3.
Чтобы
проанализировать методы государственного
финансового регулирования
Первое – обеспечение сохранности рыночного механизма, условий его нормальной работы. К таким условиям относится регулярная демонополизация экономики, её эффективная антиинфляционная профилактика, поддержание системы государственных финансов в нужных размерах и бездефицитном состоянии, гашение спадов производства и некоторые другие.
Второе
направление – решение
Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику. Их можно разделить не три больших группы: административные, правовые и экономические. Но самое главное это для каждого определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам, либо правовым.
Поскольку рынок представляет собой во многом самонастраивающуюся систему, влиять на него можно в основном лишь косвенными экономическими методами. Отсюда не следует, что в развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют право на существование. В целом ряде случаев их применение не только допустимо, но и абсолютно необходимо.
Просматривается множество областей, где административные приёмы достаточно эффективны, а порой даже имеют явное преимущество по сравнению с другими способами государственного регулирования рыночного хозяйства.
Например, необходим прямой государственный контроль над монопольными рынками. Монополиста трудно обуздать с помощью регуляторов косвенного воздействия и здесь допустимо даже государственное регулирование цен.
Таким образом, экономическое пространство, на которое распространяются административные методы, весьма обширно. Они давно стали неотъемлемой частью хозяйственного механизма и ничуть не мешают повышению эффективности производства и благосостояния населения. Мировая практика свидетельствует о том, что администрирование опасно не само по себе. Оно наносит ущерб лишь тогда, когда не имеет экономического обоснования. Экономическое обоснование указанных методов, основывается на разумном распределении финансовых ресурсов, своевременном перемещении из одного сектора экономики в другой, возможности их мобилизации.
Такие мероприятия государства, по распределению и использованию финансовых ресурсов на основе финансового законодательства страны, называются финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны.
Для эффективного и оптимального государственного финансового регулирования необходимо, чтобы выполнялось сформулированное голландским экономистом Яном Тинбергеном неравенство:
где k – цели, а S – инструменты государственного регулирования (прежде всего налоговая и кредитно-денежная политика).
Его
экономический смысл
Кроме правовых, экономических и административных методов государственного регулирования экономики, необходимо выделить прямые и косвенные.
Методы
прямого вмешательства в
В
состав косвенных методов финансового
регулирования входит множество
разнообразных рычагов и
- налоговая политика;
- денежная политика;
- государственные инвестиции,
- и бюджетная политика.
На мой взгляд, два последних схожи по своей сущности, ведь без определения государственного бюджета не может быть никаких вложений и инвестиций. Поэтому было бы правильно объединить их в один.
Цели,
достигаемые при воздействии
данных рычагов различны, но их можно
свести в одну – обеспечение устойчивой
экономической системы
Так, например, объектом налоговой политики являются доходы различных экономических категорий (граждан, организаций, фондов и т.д.). Финансовое регулирование в данном случае будет выражаться в изменении налоговых ставок, принятии или отмене отдельных налогов, изменения структуры налогооблагаемой базы. Все это косвенным образом отразится на экономике государства и направит денежные потоки налогоплательщиков в ту отрасль хозяйства, где они необходимы.
Таким образом, вмешательство государства в экономику основано на использовании законодательными и исполнительными органами власти эффективных рычагов воздействия на процессы общественного развития. С помощью государственных инвестиций, налоговой и бюджетной политики, деятельности различных государственных структур складывается тот конкретный механизм влияния на экономику, который обеспечивает ее переход в новое качество. В частности, с помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных субсидий государство побуждает субъектов хозяйствования осуществлять такие варианты развития их деятельности, которые удовлетворяют потребностям общества.
Денежная
или финансово-кредитная
Высшая конечная цель денежной политики заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП.
Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках финансово-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры. В связи с этим текущая денежная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, например на фиксацию количества денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы процента и т.д.
Различные
формы государственного финансового
регулирования экономики
Как правило данный рычаг регулирования осуществляются двумя методами:
В развитых странах плановая деятельность государства - важный элемент экономической политики. При этом планирование носит преимущественно программный характер и осуществляется в первую очередь индикативными методами.
Большинство
современных экономистов
Налоговая политика — это составная часть экономической политики государства, направленная на регулирование экономики страны, формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране. При помощи налогов государство имеет возможность изменять финансовое состояние отдельных секторов экономики, регионов, стимулировать инновации, регулировать внешнеэкономическую деятельность, потребление.
Информация о работе Государственное регулирование финансовой деятельности