Государственное финансовое регулирование деятельности естественных монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства.
Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. А также монопольное положение дает возможность производителю (предпринимателю) самостоятельно ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара и влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен для получения более высокой прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Организационные основы государственного финансового регулирования деятельности естественных монополий 5
1.1 Понятие, сущность и виды естественных монополий 5
1.2 Государственное финансовое регулирование: сущность и методы 9
1.3 Органы, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий 20
1.4 Методы регулирования естественных монополий 23
2 Анализ современного состояния государственного финансового регулирования деятельности естественных монополий в России 32
2.1 Направления государственной финансовой регулирующей деятельности естественных монополий 32
2.2 Общая характеристика естественных монополий в Российской Федерации 34
2.3 Анализ предоставления услуг и тарифов естественных монополий в России 37
3 Перспективы государственного финансового регулирования деятельности естественных монополий 44
3.1 Проблемы государственного финансового регулирования деятельности естественных монополий 44
3.2 Перспективы развития естественных монополий 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53

Вложенные файлы: 1 файл

24.12.doc

— 461.00 Кб (Скачать файл)

Естественной монополией обладают собственники и иные хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки, пригодные для возделывания и выращивания на них чая, виноградников), а также сюда относятся целые отрасли инфраструктуры, которым свойственно важное и стратегическое значение для всего общества: коммуникации, линии электропередач, нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация, военно-промышленный комплекс и т.п. Как правило, подобные естественные монополии находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само решает, какие конкретно отрасли народного хозяйства или отдельные виды хозяйственной деятельности надлежит отнести к естественным монополиям.

Таким образом, естественная монополия - это самый оптимальный вид монопольной структуры. Сегодня такие крупнейшие компании осуществляют общий контроль над использованием ресурсов и занимаются их распределением. Однако главным недостатком здесь все же является система «плавающих» цен, поскольку монополист устанавливает их самостоятельно и порой необоснованно [13].

 

1.2 Государственное финансовое регулирование: сущность и методы

 

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю и восходит к концу средневековья. Отношение к государственному вмешательству в экономику на разных этапах её становления было различным.

Как известно, родоначальником классической школы называют Адама Смита. Дело в том, что именно он разработал и представил экономическую картину общества как систему, а не как отдельные тезисы. В своей знаменитой работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” Смит утверждал, что экономика не управляется из единого центра, не подчиняется общему замыслу, тем не менее, она функционирует по определённым правилам.[14, с.10] В соответствии с классическим подходом государство должно:

1) Обеспечивать военную безопасность страны, людей и их имущества;

2) Обеспечивать правосудие;

3) Создавать и содержать  общественные учреждения.

В целях корректировки со стороны государства развития общественного производства в нужном направлении осуществляется государственное финансовое регулирование. Государственное финансовое регулирование экономики - это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования. То есть финансовое регулирование представляет собой организованную государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Его субъектами выступают государственные структуры, объектами - доходы и расходы участников общественного воспроизводства. Цель финансового регулирования - установление пропорций распределения и накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро и макро уровне.

Предпосылками осуществления государственного финансового регулирования являются следующие исходные основания:

1) Учет действия объективных  экономических законов развития  общества. Поскольку процесс финансового регулирования протекает по субъективно намеченному направлению финансовой политики и механизму ее воплощения в хозяйственную практику, мероприятия этой политики и механизма будут тем более действенными и отвечающими требованиям практики, чем полнее в них учтены интересы субъектов хозяйствования, отраженные в экономических законах и соответствующих им экономических категориях. А в противном случае будет проявляться реакция отторжения форм и методов финансового механизма в реальной экономической жизни.

2) Разработка научно обоснованной  стратегической программы развития  общества, выражающей коренные интересы  всех его членов. Программа определяется  как цельное, долгосрочное направление, которое обеспечивает нормативные  акты государства и нижестоящих структур; допускается корректировка тактического характера по непредвиденным обстоятельствам.

3) Наличие демократической  системы выражения взглядов и  представляющих их демократических  институтов для возможности свободного  изъявления интересов всех слоев населения, социальных, национальных, профессиональных групп. Автократическая форма правления порождает волюнтаризм решений, неприятие и отторжение их обществом, искаженное выполнение, низкую эффективность работы государственных структур: при внешней видимости благополучия общество обречено на застой, социально-экономическую отсталость и деградацию.

4) Присутствие в стране отлаженной законодательной системы, четко и оперативно реагирующей на отступление от норм и правил поведения в хозяйственной деятельности.

Результативность государственного финансового регулирования, достигается при соблюдении условий его осуществления. К таким условиям относятся следующие:

1) структурная перестройка  экономики с постепенным развитием  возможно большего набора производств по технологическим переделам: от добычи природных ресурсов до изготовления товаров и изделий конечного потребительского назначения в соответствии со спросом населения; имеется в виду достижение ресурсно-технологического равновесия, поддержание высокотехнологичных и жизненно важных производств (топливно-энергетического, агропромышленного комплексов, транспорта, связи), проведение конверсии военного производства;

2) демонополизация хозяйственных  процессов и структур на всех  уровнях управления и в формах  собственности;

3) развитие конкуренции, предпринимательства на основе  создания подлинного равноправия  всех форм собственности всех  субъектов хозяйствования, открывающих  простор рыночной инициативе, свободе  коммерческой деятельности, равных  возможностей в выборе видов деятельности, за исключением оговоренных в законе;

4) возможность свободного  беспрепятственного перемещения  подвижных факторов производства (капиталов в разной форме, рабочей  силы, технологий, информации, прав  собственности и т.д.) между отраслями, производствами, территориями как в границах государства, так и в рамках единого интеграционного пространства нескольких стран, объединяющихся в экономические союзы по развитию сотрудничества, исходящего из преимуществ международной кооперации и разделения труда.

Процесс регулирования экономики характеризуется многообразием объективных и субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов. Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему государственного регулирования, классифицировать на типы, виды, формы и методы.

Виды финансового регулирования охватывают: налоговое, бюджетное, государственно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное (внутрифирменное, в пределах предприятия, организации, корпорации и т.д.).

Формы регулирования обозначают процессы, протекающие в перечисленных видах. В бюджетном виде формами являются финансирование (субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом - прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом - внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг.

Основными методами в валютно-финансовом регулировании являются:

1) валютный курс;

2) процентные ставки на  денежный капитал;

3) курсы международных  платежных средств и ценных  бумаг;

4) разнообразные методы страхования от валютных рисков.

Во внутрихозяйственном виде регулирования применяются методы коммерческого или хозяйственного расчета, нормирования средств, нормативы отчислений в финансовые фонды и их использования. Элементы системы финансового регулирования - виды, формы, методы - призваны обеспечить скоординированное, устойчивое развитие экономики в принятом направлении. В процессах регулирования экономики необходимо иметь в виду, что достижение общего макроэкономического равновесия возможно только в теоретическом плане.

Состояние макроэкономического равновесия предполагает сбалансирование важнейших экономических параметров, таких, как:

1) спроса и предложения;

2) товарной и денежной  масс;

3) сбережений и инвестиций;

4) инфляции и безработицы;

5) производительности труда  и его оплаты;

6) финансовых ресурсов  и социально-экономических потребностей  общества;

7) доходов и расходов  государственного бюджета;

8) размеров бюджетного  дефицита и источников его  покрытия;

9) актива и пассива  платежного баланса.

Ясно, что достижение равновесия даже по одному из названных соотношений вызовет одновременно дисбаланс в одном или нескольких других.

Государственное регулирование экономики включает различные направления экономической деятельности государства. Некоторые из них отражены в Таблице 1.2

Одной из важных функций государства в современной экономике является создание правовой основы экономической деятельности. Эта функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных документов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом, отдельных ее субъектов. Одновременно государство обязано контролировать выполнение установленных законодательных и нормативных документов.

Таблица 1.2 – Основные направления государственного регулирования экономики

Основное направление государственного регулирования экономики

Создание правовой основы экономической деятельности государства

Макроэкономическая стабилизация

Создание общественных благ

Проведение фискальной политики

Регулирование внешних (побочных) эффектов

Поддержка малого бизнеса

Проведение антимонопольной политики

Регулирование внешнеэкономической деятельности

Создание инфраструктуры

Поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно-технической и инновационной политики

Государственное предпринимательство

Обеспечение экологической безопасности

Перераспределение доходов

 

 

Совокупность мероприятий государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называется финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны. Кризисное состояние экономики предполагает финансовую политику, направленную, с одной стороны на прекращение спада производства и на стимулирование производства, на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а с другой - на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.д. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются также направления финансовой политики.

Уместность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации. Необходимо также соблюдать “золотое правило” экономической теории, а именно, при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть.

Между возникновением конкретной опасности, принятием решения, проведением соответствующих действий и их эффектом неизбежно происходят временные лаги (промежутки времени, разделяющие вышеназванные процессы). Опасность заключается в том, что отсрочки при принятии решений часто приводят к результатам, противоположным задуманным, еще более расшатывая, а не стабилизируя ситуацию.

Финансовая политика развитого государства складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

Лишь одна форма воздействия на экономических агентов является адекватной рыночным отношениям - это система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью, возможностью заработать неограниченную сумму денег.

Центральное место в комплексе экономических методов занимают налоги.

Оперируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения адекватно ситуации, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и видов производства, способствует решению актуальных для общества проблем.

Также, с помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое развитие освобождается от налогообложения.

С помощью налогов государства добиваются также перераспределения ресурсов. Благодаря налогам в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение проблем народного хозяйства, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

Посредством налогов, государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в затратоемкие с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.)

Информация о работе Государственное финансовое регулирование деятельности естественных монополий