Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 12:38, курсовая работа
Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства.
Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. А также монопольное положение дает возможность производителю (предпринимателю) самостоятельно ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара и влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен для получения более высокой прибыли.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Организационные основы государственного финансового регулирования деятельности естественных монополий 5
1.1 Понятие, сущность и виды естественных монополий 5
1.2 Государственное финансовое регулирование: сущность и методы 9
1.3 Органы, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий 20
1.4 Методы регулирования естественных монополий 23
2 Анализ современного состояния государственного финансового регулирования деятельности естественных монополий в России 32
2.1 Направления государственной финансовой регулирующей деятельности естественных монополий 32
2.2 Общая характеристика естественных монополий в Российской Федерации 34
2.3 Анализ предоставления услуг и тарифов естественных монополий в России 37
3 Перспективы государственного финансового регулирования деятельности естественных монополий 44
3.1 Проблемы государственного финансового регулирования деятельности естественных монополий 44
3.2 Перспективы развития естественных монополий 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
Перераспределительная функция налогов носит ярко выраженный социальный характер. Она в какой-то степени создает и морально-этические устои общества.
Не менее важна и фискальная функция налогов. Она представляет собой изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части околопроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития.
Следует отметить, что указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, поскольку все они переплетаются и осуществляются одновременно. Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствуют себя экономические агенты. Отлаженная и нормально функционирующая система налогов является одним из средств борьбы с теневой экономикой.
Существуют три основные системы прогрессивного налогообложения (отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода):
- пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);
- регрессивный налог (налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);
- прогрессивный налог (чем выше доход, тем выше налог).
Фундаментальная задача государства в этой сфере заключатся в том, чтобы посредством налогов обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов.
Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Неподвижных" систем налогообложения нет и быть не может.
Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности и экономического развития, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции.
Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом[16].
Таким образом, государственное финансовое регулирование - объективная необходимость развития экономики. Причем, степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.
1.3 Органы, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий
К числу органов регулирования естественных монополий относятся Федеральная антимонопольная служба России - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, о размещении государственного заказа, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности. Также существует Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Федеральная энергетическая комиссия. Последняя осуществляет функции государственного регулирования деятельности субъектов в топливно-энергетическом комплексе и на транспорте.
Общее руководство федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественной монополии осуществляется руководителем, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественной монополии ликвидируется в случае появления возможности для развития конкуренции на соответствующем товарном рынке и (или) в случае изменения характера спроса на товар субъектов естественных монополий [20].
Субъекты естественной монополии - это юридические лица, занятые производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии. Главный критерий для признания организации естественным монополистом - это осуществление деятельности в условиях естественной монополии. Для этого необязательно быть собственником «сетей» (электрических, трубопроводных и т.п.). Закон не содержит специальных требований относительно организационно-правовых форм субъектов естественных монополий. В Указе Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 220 «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации» прямо назывались коммерческие и некоммерческие организации как субъекты государственного регулирования. Таким образом, можно предположить, что субъектами естественных монополий могут быть и те, и другие [20].
К главным функциям органов регулирования деятельности субъектов естественных монополий относятся:
- формирование и ведение
реестра субъектов
- определение методов регулирования, предусмотренных настоящим Федеральным законом, применительно к конкретному субъекту естественной монополии;
- контроль в пределах
своей компетенции соблюдения
требований настоящего
- внесение в установленном
порядке предложений по
Органы регулирования естественных монополий вправе:
- принимать обязательные
для субъектов естественных
- принимать в соответствии
со своей компетенцией решения
по фактам нарушения
- направлять субъектам
естественных монополий
- принимать решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него;
- направлять органам
- принимать решения о наложении штрафа на субъект естественной монополии;
- привлекать к административной
ответственности в виде
- обращаться в суд с
иском, а также участвовать в
рассмотрении в суде дел, связанных
с применением или с
- осуществлять иные полномочия, установленные федеральными законами [20].
Таким образом, органы регулирования естественных монополий принимают решения о введении, изменении или о прекращении регулирования деятельности субъекта
1.4 Методы регулирования естественных монополий
Метод (согласно философскому словарю) (от греч. methodos - путь, способ исследования, обучения, изложения) - совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности; способ достижения определенных результатов в познании и практике.
В ситуации сильной монополизации экономики, государство вынуждено осуществлять контроль за деятельностью естественных монополий. Отрасли естественной монополии обладают высокой экономической эффективностью, что является главной причиной необходимости регулирования их деятельности.
Государственный контроль заключается во владении контрольным пакетом акций и в специальном антимонопольном законодательстве, определяющим методы регулирования и контроля отраслей естественных монополий, потребителей, подлежащих льготному или обязательному обслуживанию.
Государственное регулирование применяется, прежде всего, в отраслях общественного пользования: в связи, газо-, электро-, водоснабжении.
Существуют три способа регулирования естественных монополий:
Прямое государственное регулирование. Суть такого регулирования определяется, как правило, специальными законодательными актами. Например, Федеральный Закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года. Он определяет отрасли, которые относятся к естественным монополиям и положения по их регулированию;
Торги за возможность использования и эффективность в разных условиях. Этот способ регулирования естественной монополии связан с использованием механизма экономической организации. Это торги за франшизу, то есть торги на право ведения такой деятельности. В этом случае проявляются недостатки не экономической, а административной системы. При таком способе регулирования заключается контракт с производителем, который предлагает лучшие условия;
Ценовая дискриминация. Таким методом пользуются как сами естественные монополии, чтобы увеличить чистый доход, так и субъекты, регулирующие их, чтобы снизить негативный эффект от деятельности монополий. Это продажа товара по различным ценам разным покупателям. Главное условие ценовой дискриминации – это невозможность перепродажи блага.
При необходимости закон при помощи органов регулирования (федеральные комиссии) может отслеживать и корректировать деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:
Теперь по порядку рассмотрим каждый из методов регулирования.
Целью государственно-правового регулирования является – удерживать или установить равновесие между интересами потребителей и интересами субъектов естественных монополий, упорядочить их деятельность путем ввода правил поведения.
Государство осуществляет контроль над естественными монополиями посредством методов государственно-правового регулирования федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий, использованием которых Федеральные антимонопольные органы не наделены.
Специально созданные федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий устанавливают потолки цены на продукцию монополистов и выделяют группы потребителей, которым субъекты монополий обязаны поставлять свою продукцию.
На рисунке 1.1 изображены кривая отраслевого спроса, понижающаяся кривая средних издержек, кривая предельного дохода и кривая предельных издержек.
Рисунок 1.1 – Равновесие естественной монополии.
Кривая предельных издержек (МС) проходит так, что она все время ниже кривой средних издержек (AC) (иначе кривая АС начала бы повышаться после пересечения с кривой МС). Как и для любой другой фирмы, пересечение кривой МС и кривой MR показывает точку равновесия фирмы. Если монополия не регулируется государством, равновесная цена будет равна Рм. С точки зрения общества такой уровень цен является завышенным, и ведет к неэффективному распределению ресурсов и потере общественного богатства. Из этого видно, что государство будет пытаться регулировать цены на продукцию естественной монополии.
Первый вариант состоит в установлении цен на уровне предельных издержек производства. Такие цены будут низкими в силу особенностей предельных издержек естественной монополии, отмеченных выше. Низкие цены будут стимулировать производителей, потребляющих электроэнергию, газ, связь, воду. Будет одновременно расти и благосостояние индивидуальных потребителей этой продукции. Более того, цены на уровне предельных издержек означают аллокативную эффективность, что способствует нормальному функционированию экономики в целом и наилучшим образом отвечает потребностям общества.
Информация о работе Государственное финансовое регулирование деятельности естественных монополий