Государственные внебюджетные фонды в финансовой системе Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.
В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить понятие, роль, структуры и причины возникновения современных внебюджетных фондов РФ;
2) изучить источники формирования и механизм работы основных внебюджетных фондов РФ;
3) проанализировать значение социальных внебюджетных фондов РФ на современном этапе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава I. Государственные внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ…………………………………………………………….5
1.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов, причины их возникновения…………………………………………………………………………5
1.2. Порядок образования и источники формирования ВБФ……………………...9
1.3. Страховой взнос как основной источник формирования ВБФ……………...11
Глава II. Характеристика основных внебюджетных социальных фондов в РФ..14
2.1. Пенсионный фонд РФ………………………………………………………….14
2.2. Фонд социального страхования……………………………………………….22
2.3. Фонд обязательного медицинского страхования…………………………….28
Заключение…………………………………………………………………………..35
Список литературы……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_finansi (1).docx

— 240.79 Кб (Скачать файл)



Проанализировав таблицу, можно увидеть, что утвержденные доходы бюджета Пенсионного фонда выросли на 1565,4 млрд. руб ,если сравнивать 2010 и 2012 год. Расходы 2010 года и 2011 увеличились на 410 миллионов рублей, причинами чего может служить пенсионная реформа. Данные этой таблицы отражены в диаграмме. [Приложение 1]

Не являются плательщиками страховых взносов: воинские формирования РФ, общественные организации инвалидов, а также  принадлежащие им на правах собственности  предприятия.

Статья 18. «Расходование средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации»

Средства бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации имеют  целевое назначение и направляются на:

  • выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии;
  • доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
  • финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);
  • иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного  фонда Российской Федерации на соответствующий  год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным  законом порядке.

2. Расходы  бюджета Пенсионного фонда Российской  Федерации в части, превышающей  средства от уплаты страховых  взносов, в том числе по причине  неуплаты страхователями начисленных  страховых взносов на обязательное  пенсионное страхование за застрахованных  лиц, компенсируются Пенсионному  фонду Российской Федерации за  счет бюджетных ассигнований  и учитываются в составе средств,  предназначенных на покрытие  дефицита бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период.

3. Ответственность  за нецелевое расходование денежных  средств Пенсионного фонда Российской  Федерации определяется в соответствии  с законодательством Российской  Федерации. [3]

Расходы Пенсионного Фонда РФ согласно таблице 3 составляют: в 2010 году 4410 млрд. руб., а в 2011 году 4820 млрд. руб. 

Руководство ПФ РФ осуществляет Правление и его  постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения  в республиках в составе РФ, отделения в национально-государственных  и административно-территориальных  образованьях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную  работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов  социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения  занимаются Министерство труда и  социального развития РФ (назначает  и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров  наличными деньгами).

Пенсионное  обеспечение - базовая и одна из самых  важных социальных гарантий, которая  непосредственно касается интересов  нетрудоспособного населения России, составляющего около трети жителей  страны.

Качественные  и количественные характеристики государственного пенсионного обеспечения свидетельствуют  об уровне социального, экономического, правового и культурного развития общества и государства. Вместе с  тем показатели структуры и функционирования государственной пенсионной системы  во многом определяют её устойчивость и динамику экономического и социального  развития.

В целях  государственного управления финансовыми  ресурсами пенсионного обеспечения  образован государственный внебюджетный Пенсионный фонд РФ. С точки зрения его экономического содержания –  это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов  РФ. Организационная структура Пенсионного  фонда РФ, его региональных и территориальных  органов характеризуется сложной  системой финансовых отношений. Движение финансовых ресурсов ПФРФ является центральным  звеном функционирования всей государственной  пенсионной системы.

Изменения в пенсионной реформе  в 2012 году

С 1 апреля 2012 года трудовые пенсии россиян дополнительно  проиндексированы с учетом индекса  роста доходов ПФР в расчете  на одного пенсионера. Также увеличился размер социальных пенсий.

Трудовые  пенсии 37 млн. российских пенсионеров  выросли на 3,41 процента; социальные пенсии почти 3 млн. российских пенсионеров  – на 14,1 процентов. Ежемесячные денежные выплаты с 1 апреля проиндексированы на 6 процентов, это увеличение коснулось 16,6 млн. россиян.

В результате индексации средний размер трудовой пенсии по старости на сегодня составляет 9,8 тыс. рублей.

При индексации размера социальных пенсий повышены и соответствующие пенсии по государственному пенсионному обеспечению, размеры  дополнительного ежемесячного материального  обеспечения и других выплат, суммы  которых определяются размером социальной пенсии. Средний размер социальной пенсии после повышения составляет 5,9 тыс. рублей. Средний размер пенсии по инвалидности военнослужащих, проходивших  военную службу по призыву, – 8,9 тыс. рублей; средний размер пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, – 7,5 тыс. рублей.

Средние размеры пенсий граждан из числа  инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной  войны, получающих две пенсии, составляют 23,3 тыс. рублей и 23,7 тыс. рублей соответственно.

При этом в течение года минимальный уровень  пенсионного обеспечения граждан  будет по-прежнему не ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе, где  он проживает. Если размер пенсии в  совокупности с другими причитающимися неработающему пенсионеру выплатами  будет ниже прожиточного минимума, то ему будет установлена социальная доплата к пенсии.

1 февраля  2012 года трудовые пенсии российских  пенсионеров были проиндексированы  на 7 процентов.

1 августа  2012 года будет проведена беззаявительная  корректировка трудовых пенсий  работающих пенсионеров. [14]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Фонд социального страхования

 

Фонд  социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых средств  государственным внебюджетным фондом.

С 1 января 1991 года на основании Постановления  Совета Министров РСФСР и Федерации  независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным  учреждением при Правительстве  Российской Федерации.

Ныне  Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.

Фонд  социального страхования Российской Федерации является одним из государственных  внебюджетных фондов, относящихся к  единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как  и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и  утверждается в форме самостоятельного федерального закона.

В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию  на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а  также исполнению возложенных на Фонд государственных функций.

С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения граждан  получателей социальных услуг путевками  на санаторно-курортное лечение, а  также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

В этом же году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации  от 12.12. 2004 года 771 "Об утверждении  Правил обеспечения в 2005 году инвалидов  техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан  из числа ветеранов протезами (кроме  зубных протезов), протезно-ортопедическими  изделиями за счет средств федерального бюджета"  на Фонд также возложена  задача по обеспечению инвалидов, отдельных  категорий граждан из числа ветеранов  техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими  изделиями за счет средств федерального бюджета.

Управление  Фондом социального страхования  РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений  профсоюзов. Председатель Фонда социального  страхования и его заместители  назначаются Правительством РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Основными задачами Фонда являются:

• обеспечение гарантированных государством пособий;

• участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

• осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числе создание резерва;

• частичное содержание санаториев-профилакториев, и различных санаторных и оздоровительных лагерей для детей;

• разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

 Согласно Федеральному закону от 30.11.2011 N 370-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», средства ФСС образуется за счет страховых взносов работодателей и граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию (примерно 92% от общей суммы доходов); доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период, а также ассигнований из республиканского бюджета РФ и добровольных взносов физических и юридических лиц. Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.[5]

Размер  страхового взноса в ФСС равен 2,9 %.,согласно таблице 1.

Доход в 2011 году составил 458,8 млрд рублей при расходах в 456, 9 млрд. Таким образом, профицит бюджета составил 1,94 млрд. Предполагается, что в дальнейшем профицит Фонда будет расти: в 2013 году он запланирован в 7, 5 млрд рублей. В отличие от формирования бюджетов двух других внебюджетных фондов - Пенсионного и медицинского страхования - тарифы страховых взносов в ФСС в 2011 году не увеличились и остаются на уровне 2,9 процента.

Поэтому для формирования профицитного бюджета  ФСС средства, в частности, предполагалось изыскать, повысив пороги рабочего стажа для установления размера больничных т.е. фактически сократить выплаты по больничным листам для граждан, имеющих небольшой трудовой стаж. Однако данная инициатива встретила резкую критику в том числе со стороны профсоюзов.

В связи  с этим комитетом Госдумы по труду  и социальной политике и правительством был достигнут компромисс - прежние  пороги стажа для расчета больничных выплат были сохранены, а в федеральном  бюджете предусмотрены почти 11,3 млрд рублей, которые будут компенсировать дефицит ФСС.

Бюджет Фонда  также предусматривает индексацию основных выплат, которые осуществляет ФСС /пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д./. Так, в 2011 году пособие при рождении ребенка  составит 11 703 руб., а в 2012 - 12 405 руб. Ежемесячные выплаты по уходу за ребенком до достижения полутора лет в 2011 году составят 2 195 руб., в 2012 году - 2 327 руб.

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды в финансовой системе Российской Федерации