Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 17:47, курсовая работа
Актуальность изучения темы государственных заимствований обусловлена тем, что на современном этапе проблема бюджетного дефицита в России не является главной проблемой экономики Российской Федерации, но сохраняет свою актуальность, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней. И то, что сейчас по официальным данным дефицит госбюджета преодолен, не значит, что он остался в прошлом навсегда и не повторится в будущем
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Государственные и муниципальные заимствования, их содержание и значение.
1.1. Экономическое содержание государственного кредита и общие понятия государственного долга. …………………………………………..……....4
1.2. Значение государственного долга. ……………………..............................8
2. Классификация и виды государственных займов.
2.1. Классификация займов, их формы и виды……………………………....11
2.2. Характеристика Государственного сберегательного займа Российской Федерации…………………………………………………………………21
3. Общая характеристика рынка государственных ценных бумаг….24
4. Управление государственным долгом.
4.1. Общая характеристика управления государственным догом………......30
4.2. Основные методы регулирования государственным долгом………......41
Заключение ……………………………………………………………………....45
Список использованной литературы ……………………………………….…..47
Негативные аспекты влияния государственного долга на социально-экономические процессы, прежде всего, проявляются в том, что при чрезмерном развитии рынка государственного долга правительство ограничивает инвестиционные возможности народного хозяйства. Это происходит потому, что, привлекая заемные средства, государство отнимает у рынка часть финансовых ресурсов, которые могли бы быть направлены на инвестиции в реальный сектор экономики. Степень негативного влияния государственного долга усиливается при чрезмерно высокой доходности государственных бумаг. В этих условиях инвесторы отдают безусловное предпочтение вложению средств в государственные долговые обязательства по сравнению с проведением реальных инвестиций. Кроме того, высокая доходность государственных ценных бумаг (наряду с другими факторами) ведет к росту ставки банковского процента за кредитные ресурсы, что делает банковскую ссуду неэффективной для предпринимателей.
Активное использование государственных экспортных гарантий и кредитов может сопровождаться нежелательными последствиями для страны-гаранта или кредитора в развитии внешних экономических отношений, если процедура предоставления гарантий и кредитов не продумана до мельчайших деталей и не имеет прочной правовой основы. Любая техническая погрешность может обернуться в последствии серьезной проблемой в работе по возврату государственных внешних долговых активов.
Наконец, мобилизуемые с помощью государственных заимствований средства являются антиципированными взятыми наперед налогами. Рано или поздно долги надо погашать и платить по ним проценты. В части долгосрочной задолженности это перекладывается на будущие поколения, если речь не идет о строительстве долгосрочных объектов социального характера или производственных предприятий за счет заимствованных средств, то решение текущих проблем за счет займов и кредитов не вполне этично, поскольку за наше относительное благополучие будут расплачиваться будущие граждане страны. Живущие поколения не имеют права забывать об экономическом и морально-этическом аспектах антиципации налогов
2. Классификация и виды государственных займов.
2.1. Классификация займов, их формы и виды.
Государственные займы – это денежные средства, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключенных договоров.
Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то уменьшается денежная масса в обращении. Выступая заемщиком на финансовом рынке, государство способствует росту процентных ставок, уменьшению объемов инвестиций в производство. За счет займов, размещаемых за рубежом, развивается национальное производство.
Классификация государственных займов:
1) В зависимости от валюты заимствования: различают государственные внутренние и внешние заимствования.
2) В зависимости от субъектов заемных отношений:
· займы, размещаемые центральными органами управления (федеральные займы);
· займы, размещаемы правительствами национально-государственных и административно-
3) В зависимости от обращения на фондовом рынке:
рыночные – свободно обращаются на рынке, имеют рыночный курс. Реальная доходность таких бумаг определяется курсом продажи, которая зависит от величины номинального процента по ней, насыщенности рынка данным видом ценных бумаг и др.;
нерыночные – не подлежат обращению на фондовом рынке, выпускаются для привлечения крупных инвесторов, интересам которых и отвечают, например, страховых компаний, банков
4) В зависимости от обеспеченности долговых обязательств:
закладные – обеспечиваются определенными доходами или имуществом (муниципальные облигации), т.е. конкретным залогом (например, зданием администрации);
беззакладные – ничем определенным не обеспечиваются (государственные облигации).
5) В зависимости от срока привлечения средств:
· краткосрочные (до года) (векселя); Так на срок 3 месяца был выпущен государственный заем краткосрочных бескупонных облигаций на основании Постановления Совета Министров РФ от 09.02.92.
· среднесрочные (от 1 г. до 5 лет) (облигации);
· долгосрочные (свыше 5 лет, но не более 30 лет). На 10 лет был выпущен Государственный внутренний выигрышный заем 1992 года – с 1 октября 1992 года по 1 октября 2002 года.
Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.
6) В зависимости от вида ценной бумаги, обслуживающей займы: облигации, векселя, сертификаты, казначейские обязательства и др.
7) В зависимости от вида дохода по ценной бумаге:
▪ проценты (плавающие либо фиксированные);
▪ купонный доход (постоянный или переменный);
▪ доход в виде дисконта от номинальной стоимости;
▪ доход в виде выигрыша в лотерею и др.
8) В зависимости от обязательства заемщика строго соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске:
· обязательства с правом долгосрочного погашения;
· без права долгосрочного погашения.
9). В зависимости от метода определения дохода:
· долговые обязательства с твердым доходом:
· с плавающим доходом.
10). В зависимости от варианта погашения задолженности различают:
· погашение единовременным платежом;
· частями:
в том числе равными долями;
возрастающими;
снижающимися долями.
11). По признаку субъектов – держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на:
а) реализуемые только среди населения. Так, специально для населения был выпущен заём от 19 февраля 1992 года, который назывался «О государственном внутренним выигрышном займе 1982 года и выпуске российского выигрышного займа 1992 года»;
б) реализуемые только среди юридических лиц. Примером может служить внутренний государственный валютный облигационный заем;
в) реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения.
12) По форме выплаты доходов займы могут делиться на:
а) процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат.
б) выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигации, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не выпускаются;
в) беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.
13) Займы могут делиться по методам размещения. Они делятся на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Сейчас используются только добровольные займы.
Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются.
14) По форме займы могут быть облигационными и безоблигационнами. Облигационные займы предлагают эмиссию ценных бумаг.
Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашения, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.
Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.
Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковским консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.
Предельный объем государственных внешних заимствований РФ установлен на уровне годового объема платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга РФ. Правительство РФ осуществляет внешние заимствования в объеме сверх установленного законом о федеральном бюджете предельного объема, если оно проводит реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга.
От имени РФ право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов принадлежит Правительству РФ. От имени субъекта РФ такое право принадлежит исполнительному органу власти. От имени муниципального образования это право реализует уполномоченный орган местного самоуправления.
Государственные займы осуществляются путем выпуска ценных бумаг от имени РФ. Договор государственного займа заключается путем приобретения инвестором выпущенных государственных облигаций или других ценных бумаг, удовлетворяющих право инвестора на получение от заемщика, предоставленных ему взаймы денежных средств или другого имущества, установленных процентов в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.
Государственные внутренние и внешние займы осуществляются в соответствии с программами, утверждаемыми на очередной финансовый год.
Облигация – это государственное долговое обязательство, которое дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Реальная доходность облигаций эмитента определяется курсовой разницей, которая зависит от многих причин, в том числе от величины номинального процента по облигациям, насыщенности рынка ценными бумагами, от состояния хозяйственной конъюнктуры, степени доверия населения правительству.
Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать проценты в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении этого срока вернуть и сумму долга. Государство устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигаций. Она выражает денежную сумму, предоставленную держателем облигации государству во временное пользование. Именно эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения и на нее начисляются проценты. Однако, реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, отклоняющейся от нарицательной стоимости. Отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов. К их числу относятся: величина номинального процента по облигации, насыщенность рынка государственными ценными бумагами, состояние государственной конъюнктуры, степень доверия населения правительству.
Другим видом государственных ценных бумаг в нашей стране являются казначейские обязательства. Отличия от облигаций заключаются в целях выпуска, форме выплаты дохода и свободе обращения.
Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда, внебюджетные фонды или специально оговоренные цели.
Средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на пополнение бюджета.
По облигациям государственных займов доход может выплачиваться в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вовсе (по целевым займам). Условиями выпуска казначейских обязательств предусмотрена выплата дохода только в виде процентов.
Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную сроку.
Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов. В сферу государственно-кредитных отношений попадают временно свободные средства населения и хозяйствующих субъектов, но не предназначенные для текущего потребления. Конечно, при определенных условиях население может сознательно идти на ограничение потребления, как было в годы Великой отечественной войны. В условиях тоталитарного государства ограничение текущих расходов часто происходило принудительно, и население должно было подписываться на государственные займы в размере нескольких зарплат в ущерб себе.
В 1956 году поступления по займам составили около 33 млрд. рублей, которые в основном, были направлены на развитие тяжелой индустрии.
Следует отдельно рассмотреть Государственный 3%-ный внутренний выигрышный заем 1982 г. Это был свободно обращающийся заем. Он размещался в порядке индивидуальной покупки за наличный расчет. Продажа облигаций проводилась по установленному (несколько повышенному) курсу, а покупка – без ограничений по нарицательной стоимости облигаций.
К государственным займам могут быть отнесены и казначейские ссуды. Они выражаются в оказании финансовой помощи предприятиям и организациям, а также органам государственной власти и управления за счет бюджетных средств, которые в данном случае являются кредитным ресурсом, на условиях срочности, платности и возвратности.
В государственной экономической деятельности все время возникает необходимость оказывать финансовую помощь для налаживания стабильной деятельности тех предприятий и отраслей промышленности, в которых государство заинтересованно и по этому использование казначейской ссуды в дальнейшем не исключено. Казначейская ссуда отличается от банковской тем, что она выдается на льготных условиях, не имеет коммерческой цели, а является средством поддержки важных для государства экономических или властных структур.
Информация о работе Государственные и муниципальные заимствования в системе финансовых отношений