Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 17:47, курсовая работа
Актуальность изучения темы государственных заимствований обусловлена тем, что на современном этапе проблема бюджетного дефицита в России не является главной проблемой экономики Российской Федерации, но сохраняет свою актуальность, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней. И то, что сейчас по официальным данным дефицит госбюджета преодолен, не значит, что он остался в прошлом навсегда и не повторится в будущем
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Государственные и муниципальные заимствования, их содержание и значение.
1.1. Экономическое содержание государственного кредита и общие понятия государственного долга. …………………………………………..……....4
1.2. Значение государственного долга. ……………………..............................8
2. Классификация и виды государственных займов.
2.1. Классификация займов, их формы и виды……………………………....11
2.2. Характеристика Государственного сберегательного займа Российской Федерации…………………………………………………………………21
3. Общая характеристика рынка государственных ценных бумаг….24
4. Управление государственным долгом.
4.1. Общая характеристика управления государственным догом………......30
4.2. Основные методы регулирования государственным долгом………......41
Заключение ……………………………………………………………………....45
Список использованной литературы ……………………………………….…..47
Иногда правительство может гарантировать безусловное погашение займа, выпущенного нижестоящим органом власти или управления, и даже выплаты процентов по нему. Здесь правительство несет гарантированную ответственность в случае неплатежеспособности плательщика. Однако для каждого случая эмиссии нижестоящими государственными органами или отдельными структурами каких-либо процентных или беспроцентных ценных бумаг вопрос их погашения должен согласовываться с Министерством финансов или Правительством РФ.
Если эмитентом является не государственная, а коммерческая структура, то за эмиссию впускаемых ею денежных обязательств независимо от их названия – ценные это бумаги или нет, государство ответственности не несет, даже если на деятельность этих коммерческих структур ЦБ РФ выдана лицензия. В этом случае лицензия только удостоверяет, что данная коммерческая финансовая или хозяйствующая структура получила разрешение на выпуск таких обязательств и государством проверены порядок ее образования, величина уставного капитала, наличие резервных фондов, что является гарантией выплат по ценным бумагам, но не более.
Отличие муниципальных займов от государственных состоит в том, что выпуск муниципальных облигаций обеспечивается муниципальным имуществом и средствами местного бюджета. Государство не несет ответственности по обязательствам муниципальных образований(МО), а муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам государства. Порядок выпуска муниципальных облигаций, размещения, обращения, и распространения их определяется законодательством РФ. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом ОМС о местном бюджете на текущий финансовый год.
Вступивший в силу с 1.01.00 г. Бюджетный кодекс РФ определяет муниципальные заимствования как займы и кредиты, привлекаемые от юридических и физических лиц, по которым возникают долговые обязательства МО как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств (статья 90).
Статьей 92 Бюджетного кодекса РФ установлен лимит на размер дефицита местного бюджета – не более 10% объема его доходов без учета финансовой помощи из вышестоящих бюджетов (некоторые исключения связаны с поступлениями от продажи имущества).
Классификация муниципальных займов:
a) Займы по целям заимствования делятся на:
целевые, ориентированные на инвестиционный сектор экономики;
нецелевые, ориентированные на финансовый (фиктивный) сектор;
b) По характеру решаемых задач эмитируемые в России займы подразделяются на три группы, и при принятии решения о выпуске ценных бумаг эмитенты ставят соответствующие следующие задачи:
инвестиционные – для финансирования инвестиционных проектов: жилищного строительства и развития местной промышленности, производства, транспортной и социальной сферы;
социальные – для финансирования мероприятий и программ в социальной сфере: защита сбережений населения от инфляции; финансирование социальных программ; создание новых рабочих мест; решение экологических проблем;
бюджетные – для текущего обслуживания местного бюджета: финансирование текущих расходов бюджета; сглаживание неравномерности поступления налоговых платежей в бюджет; погашение задолженности местного бюджета перед предприятиями; решение проблемы взаимозачетов; снижение задолженности перед бюджетом по налогам.
c) По сроку обращения:
краткосрочные (до 1 года);
среднесрочные (1–5 лет);
долгосрочные (5–30 лет).
d) В зависимости от модели займа выделяют:
жилищные займы;
телефонные займы;
арбитражные займы;
ГКО-подобные займы;
«сельские» облигации или агрооблигации;
инвестиционно-промышленные займы;
социально-экономические займы.
e) В зависимости от характера обеспечения займы делятся на следующие виды:
облигации общего покрытия (общего займа) – обеспечиваются средствами бюджета / отдельными его статьями и имуществом / частью имущества, находящегося в собственности эмитента;
доходные облигации – обеспечиваются доходами / имуществом от реализации конкретных инвестиционных проектов, профинансированных за счет средств от выпуска облигаций;
обеспечением по облигациям смешанного («двойного») покрытия выступают смешанные активы в комбинации с гарантиями третьих лиц.
f) По видам займы представляют собой:
облигации со сроком погашения более года;
краткосрочные долговые обязательства эмитируются на срок до года, не преследуют инвестиционных целей и предназначены для финансирования текущих расходов.
краткосрочные облигации по типу ГКО, до последнего времени их выпускали субъекты РФ. Они являются дисконтными именными ценными бумагами и выпускаются в безналичной форме отдельными траншами сроком от 2 до 24 месяцев через аукционную форму продажи. Целями выпуска данных обязательств является финансирование текущих расходов бюджета;
g) По источникам получения доходов и обслуживания долга займы подразделяются на:
имущественно-доходные, выпускаемые под конкретный самоокупаемый доходный проект и погашаемые доходами от его реализации;
финансовые (депозитно-арбитражные), основным источником дохода в этом случае являются доходы от размещения средств займа на банковских депозитах и от операций с другими высокодоходными финансовыми инструментами (арбитражные операции);
бюджетные (бюджетно-налоговые), обслуживаемые за счет налоговых поступлений в бюджет.
h) По форме выплате дохода (погашение облигации) выделяют:
займы с денежной формой погашения;
займы с натуральной (неденежной) формой погашения.
2.2. Характеристика Государственного сберегательного займа Российской Федерации.
На быстро развивающемся рынке ценных бумаг России появился новый вид долгового обязательства — облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), призванные стать дополнительным средством для покрытия растущего дефицита федерального бюджета. Введение «валютного коридора» и стабилизация курса рубля привели к тому, что в условиях роста потребительских цен интерес населения к вложениям в твердую валюту заметно снизился.
Эмитентом облигаций государственного сберегательного займа выступает Министерство финансов РФ. Облигации выпускаются сроком на один год с 27 сентября 1995 года (первая серия ОГСЗ) по 26 сентября 1996 года с номинальной стоимостью 100 и 500 тыс. рублей. Они являются государственными ценными бумагами на предъявителя. Объем выпуска составляет 1 трлн. руб. Каждая облигация имеет четыре купона, купонный период составляет четыре календарных месяца и определяется с даты начала выпуска. ОГСЗ дает их владельцам право на получение процентного дохода, который превышает уровень доходности по другим государственным ценным бумагам. Доходы по купонам выплачиваются ежеквартально в виде процента к номинальной стоимости. Первая серия ОГСЗ обеспечивала доход в размере 102,72% годовых.
Бумажная форма облигаций и их предъявительский характер обусловливают простоту обращения. При этом отсутствует необходимость регистрировать акт купли-продажи или передачи ценной бумаги. Эти условия являются более привлекательными для физических лиц, которые доверяют осязаемой бумажной форме облигации, а не ее компьютерному аналогу.
Срок размещения ОГСЗ среди юридических и физических лиц определен в 90 дней с даты приобретения облигаций у эмитента. При этом дилер в течение 60 дней с даты приобретения должен разместить не менее 90% купленных у эмитента ценных бумаг, из них не менее 50% должно быть реализовано за наличный расчет.
Условия выпуска предусматривают возможность размещения ОГСЗ коммерческими банками и финансовыми организациями, имеющими лицензию на право осуществления операций со средствами населения. При этом Министерству финансов должно быть уплачено не менее 10 млрд. руб. по номинальной стоимости облигаций с минимальной ценой покупки 98% этой стоимости. На практике при покупке ОГСЗ преимущество получили те банки и компании, которые могли предложить более высокую цену. Предвидя это, Министерство финансов ввело максимальный объем покупки облигаций в размере 200 млрд. руб. по номинальной стоимости.
Первая серия ОГСЗ была размещена успешно, почти весь объем в 1 трлн. рублей был выкуплен банками-дилерами по средневзвешенной цене, составившей 98,6% номинала. Первые торги по облигациям на биржах показали устойчивый рост спроса на эти ценные бумаги. Вместе с тем, несмотря на введенные ограничения с целью не допустить сосредоточения облигаций сберегательного займа в финансовых компаниях, ОГСЗ стали одним из инструментов, используемых профессионалами финансового рынка.
В начале ноября 1995 года выпущена в обращение вторая серия облигационного займа, для повышения привлекательности которой Министерство финансов установило премию к первоначальной доходности. В результате суммарная доходность первого купона составила 97,12% годовых. Такое решение эмитента можно объяснить двумя причинами. Во-первых, по условиям рынка ценных бумаг России ОГСЗ являются долгосрочными (срок обращения один год), поэтому требуются стимулы для повышения их привлекательности. Во-вторых, премиальная надбавка свидетельствует о том, что интерес к ОГСЗ не соответствует ожиданиям эмитента.
Из 52 заявок, поданных на распространение облигаций второго транша, была отклонена лишь одна. Облигации по номинальной стоимости распространены на сумму 768,7 млрд. рублей.
К началу января 1997 года Министерством финансов эмитировано 10 выпусков облигаций на общую сумму 11 трлн. рублей по номиналу. В результате реализации ОГСЗ сумма средств, поступивших на счета федерального бюджета, превысила 11,3 трлн. рублей. Были погашены три выпуска. Платежи по купонному доходу, в том числе плата за обслуживание (2,4%), составили около 5 трлн. рублей.
Структура заключаемых сделок свидетельствовала о том, что они носили краткосрочный спекулятивный характер, так как в 1996 году торговали в основном ближайшими к купонному погашению выпусками.
Спецификация и основные характеристики ОГСЗ представлены в
табл. 1.
табл. 1
Спецификация и основные характеристики ОГСЗ
Облигации государственного сберегательного займа ОГСЗ | |
Эмитент | Правительство РФ |
Форма эмиссии | документарная |
Вид облигаций | на предъявителя, купонная |
Валюта займа | рубль |
Номинал | 100 и 500 руб. |
Срок обращения | 1 год |
Частота выплат по купону | 4 раза в год |
Размещение и обращение | внебиржевой рынок, СПФБ и др. |
Информация о работе Государственные и муниципальные заимствования в системе финансовых отношений