Государственные финансовые резервы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы. В последние годы бюджетный процесс в России реформируется, и изменения в нем очевидны и положительны. Наличие среди источников дохода бюджета страны в качестве значительной составляющей доходов от природных ресурсов, таких как нефть, газ, цветные металлы, ставит перед правительством РФ ряд острых вопросов. Во-первых, проблема сбережений для будущих поколений - долгосрочная задача создания механизма перераспределения существующих доходов от ресурсов между текущим моментом и будущим, когда ресурсы будут исчерпаны. Во-вторых, стабилизационный мотив - задача выравнивания в краткосрочном периоде государственных расходов и, в целом, экономического развития страны при резких колебаниях цен на мировых товарных рынках.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая финан.docx

— 78.70 Кб (Скачать файл)

4. По субъектам управления  государственные финансовые резервы (резервные фонды) подразделяются:

  • на резервы, управляемые министерством финансов или подобной правительственной структурой (как правило, резервные фонды всех разновидностей);
  • резервы, управляемые центральным банком страны (валютные и золотовалютные резервы).

5. По степени взаимосвязи  государственных финансов стратегией  и тактикой можно выделить  резервы стратегического и тактического  типа. К первым относятся стабилизационные  фонды, фонды будущих поколений, золотовалютные резервы, а ко вторым – резервные фонды плановый профицит бюджетов.

6. По характеру целей  и задач государственные финансовые  резервы можно условно разделить  на стабилизационные) обычно к  ним относятся стабилизационные  и резервные фонды) и сберегательные, или накопительные (например, фонды  будущих поколений, валютные и  золотовалютные резервы, плановый  профицит бюджетов). Нередко резервные  фонды функционируют одновременно  и как сберегающие (в долгосрочном, стратегическом плане), и как стабилизационные  фонды (в краткосрочном, тактическом  плане).

Повидовая классификация государственных финансовых резервов (резервных фондов), создаваемых в различных странах в разные периоды их развития, предполагает следующие их условное деление:

  1. стабилизационные фонды (Венесуэла, Колумбия, Кувейт, Нигерия, Норвегия, Россия до 2008г., штат США Аляска, Чили и др.);
  2. фонды будущих поколений (канадская провинция Британская Альберта, штат США Аляска, Кувейт, Оман и др.); российским аналогом является Фонд национального благосостояния (с 2008 г.);
  3. резервные фонды (Гонконг, Россия с 2008 г., Сингапур, Эстония, ЮАР и др.);
  4. валютные и золотовалютные резервы (большинство развитых стран);
  5. плановый профицит бюджетов органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов ( Россия и некоторые другие страны).

Названные виды государственных финансовых резервов (резервных фондов) формируется за счет “избыточных” (по отношению к определенному национальным законодательством уровню) доходов или дополнительных (в случае высоких на экспортные товары) доходов бюджета от экспорта природных ресурсов (сырья) и энергоносителей, доходов от приватизации государственного имущества и других чрезвычайных доходный поступлений, а также доходов от управления средствами резервов (фондов).

Фонды стабилизационного типа и будущих поколений обычно связаны с аккумулированием тем или иным способом доходов от экспорта полезных ископаемых или других невосполнимых ресурсов. Если стабилизационные фонды создаются, как правило, для сглаживания колебаний в бюджетных доходах и расходах, дополнительного финансирования государственных расходов на территориях, где ведется добыча полезных ископаемых, то фонды будущих поколений (или их аналоги) рассчитаны на использование этих средств, после того как месторождения полезных будут исчерпаны, для целей социальной защиты пенсионеров и молодежи, выплаты дополнительных (квазирентных)  платежей населению территорий, на которых ведется добыча полезных ископаемых, и т.п.

Резервные связаны с аккумуляцией доходов в годы профицита бюджета. Средства резервных фондов чаще всего используются для выравнивания, стабилизации государственных расходов и экономического развития в краткосрочном периоде в годы экономического спада.

Валютные (золотовалютные) резервы носят как правило долгосрочный, стратегический характер и представляет собой превышение резервных валютных активов (золотых запасов) центрального банка страны над его аналогичными обязательствами перед зарубежными контрагентами. Источниками валютных резервов могут быть часть государственных доходов от экспорта полезных ископаемых, доходов от внешнеэкономической деятельности государства и др.

История становления системы государственного финансового резервирования в современной России берет свое начало с решения о создании в 90-х гг. Финансового резерва Министерства финансов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Система государственных финансовых  резервов (резервных фондов), порядок  их формирования и использования.

Современная российская система государственных финансовых резервов (резервных фондов) включает следующие элементы (инструменты):

    1. Резервный фонд;
    2. Фонд национального благосостояния;
    3. Золотовалютные резервы Банка России, или международные (золотовалютные) резервы Российской Федерации.

Формирование первых двух фондов БК РФ связывает с использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета и с понятием “нефтегазовый трансферт” и “нефтегазовый дефицит федерального бюджета”.

К нефтегазовым доходам относятся: налог на добычу полезных ископаемых, вывозные таможенные пошлины на нефть, товары выработанные из нефти, природный газ. Эти доходы используются для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемую для финансирования нефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых  доходов и средств Резервного фонда.

Нефтегазовый дефицит федерального бюджета образуется как разница между объемом доходов федерального бюджета без учета его нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующим финансовом году.

Резервный фонд определяется БК РФ как часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта. Несмотря на достаточное полное правовое определение Резервного фонда, его экономическая характеристика как части средств федерального бюджета является спорной. Резервный фонд по сути не является частью средств (доходов и расходов) федерального бюджета, но выступает относительно самостоятельной частью отложенных государственных федеральных доходов и расходов. Аналогичное уточнение экономического содержания касается и Фонда национального благосостояния.

Размер Резервного фонда нормируется. В законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается его абсолютная сумма, определяемая исходя из 10% прогнозируемого объема ВВП.

Резервный фонд формируется за счет следующих источников:

    • Нефтегазовые доходы в сумме, превышающие утвержденную  на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта.
    • Доходы от управления средствами Резервного фонда.

Средства Резервного фонда используются по следующим направлениям:

    • Финансирование планового нефтегазового дефицита федерального бюджета;
    • Досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации;
    • Финансовое обеспечение нефтегазового трансферта.

Управление средствами Резервного фонда Минфина России в порядке, установленном Правительством РФ. Отдельные полномочия по управлению этими средствами могут осуществляться Банком России в соответствии с договором, заключаемым Минфином России.

Фонд национального благосостояния определяется БК РФ как часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан России, а также обеспечение сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета ПФР.

Формирование Фонда национального благосостояния осуществляет за счет следующих источников:

    • Нефтегазовый доход федерального бюджета;
    • Доходы от управления средствами этого фонда.

Управление средствами Фонда национального благосостояния осуществляется Минфином России. При этом  отдельные полномочия в этой области могут быть преданы Банку России и специализированным финансовым организациям (например, негосударственным пенсионным фондам) в соответствии с заключенными договорами. Так же как и в случаях с Резервным фондом, целями управления средствами Фонда национального благосостояния является обеспечение сохранности этих средств и стабильного уровня доходов от их размещения в инструменты финансового рынка в долгосрочной перспективе.

3. Золотовалютные резервы Банка России. Назначение и состав.

Золотовалютные резервы Банка России представляют собой величину, измеряемую в долларах США, рассчитываемую как разность между суммой резервных валютных активов Банка России, принадлежащих последнему монетарного золота и золота на счетах в зарубежных банках и обязательства Банка России перед зарубежными контрагентами:

  • В резервных иностранных валютах;
  • Долговых ценных бумагах зарубежных эмитентов, номинированных в резервных иностранных валютах;
  • Золоте.

Управление золотовалютными резервами осуществляет Банк России в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ  “О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)”. При этом управление активами в золоте обособляется от управления портфелем активов в резервных валютах. Последние составляют основную часть золотовалютных резервов Банка России.

Активы Банка России в резервных валютах предназначены для использования в целях финансирования отрицательного сальдо платежного баланса, реализация мер курсовой политики (совершение интервенций на внутреннем валютном рынке), осуществление платежей по поручению Федерального казначейства (например, платежей по погашению государственного внешнего долга России), формирования сбережений страны и запаса ликвидности, поддержания доверия к рублю и получение инвестиционного дохода. Общей целью управления резервами активами является одновременное обеспечение их сохранности, доходности и ликвидности.

Основными факторами, влияющие на изменение активов Банка России в резервных валютах, являются:

    • Приток валютной выручки в связи с высокими ценами на основные товары российского экспорта, в первую очередь на нефть, газ и другое природное сырье;
    • Поступления доходов от операций Банка России с активами в резервной валюте;
    • Изменение курсов резервных валют по отношению к доллару США;
    • Инфляционные процессы.

На изменение объема золотовалютных резервов Банка России влияют следующие факторы:

    • Рост запасов золота Банка России;
    • Потери от принятых на себя Банком России процентных и иных финансовых рисков по долговым ценным бумагам зарубежных эмитентов;
    • Срочное и досрочное погашение государственного долга Российской Федерации;
    • Иные факторы.

Золотовалютные резервы Банка России составляют наиболее значимую часть так называемых международных (золотовалютных) резервов Российской Федерации. Данные о величине международных резервов РФ публикуются Банком России.

Международные золотовалютные резервы РФ представляют собой высоколиквидные внешние финансовые активы (валютные резервы) и монетарное золото, принадлежащее Правительству РФ и Банку России. Поэлементное содержание и структура Международных резервов представлены в таблице № 1.

Таб. № 1

Элементы и структура международных (золотовалютных) резервов Российской Федерации по состоянию на 1 декабря 2012 года

Показатель

Сумма, млн дол.

Доля, %

Международные резервы РФ, всего

528 235,8

100,0

В том числе:

   

Внешние финансовые активы, всего их них:

461 077,2

87,3

финансовые иностранные активы

423 248,2

80,1

специальные права заимствования (СДР)

8 728,7

1,7

резервная позиция в МВФ

4 720,0

0,9

другие резервные активы

1 714,9

0,3

монетарное золото

51 995,0

9,8


 

Основное место в общем объеме не только внешних финансовых активов, но и международных (золотовалютных) резервов РФ в целом занимают финансовые иностранные активы – высоколиквидные финансовые требования Банка России, номинированные в резервных валютах, специальных правах заимствования (СДР) и в массе золота, размещенного на обезличенных “металлических” счетах и в депозитах, к контрагентам – нерезидентам Российской Федерации, имеющим высокие рейтинги долгосрочной кредитоспособности по определенным международным классификациям.

Информация о работе Государственные финансовые резервы