Информационным источником
для выполнения анализа сбалансированности
федерального бюджета на очередной финансовый
год является:
- ст.1 Федерального Закона «О
Федеральном Бюджете на 2013 год»
- Закон Хабаровского края от 10.12.2012
№ 245 «О краевом бюджете на 2013 год».
- Федеральный закон от 07.06.2013
N 133-ФЗ, приложение 43.
Сбалансированность бюджета
предлагает три возможных соотношения
между его доходами и расходами:
- Превышение доходов бюджета
над его расходами, что означает профицит
бюджета;
- Превышение расходов бюджета
над его доходами, что означает дефицит
бюджета;
- Равенство доходов и расходов
бюджета.
На основе этих данных составлена
таблица №3
Таблица №3
Основные характеристики
бюджета для оценки сбалансированности
на 2013 год
Показатель |
Федеральный бюджет |
Краевой бюджет |
- Доходы, млн. руб.
|
12865925,621 |
74699,506 |
- Расходы, млн. руб.
|
13 387 340,175 |
68135,215 |
- Дефицит, млн. руб.
|
521414,554 |
6564,291 |
- Дефицит, в % к расходам бюджета
|
3,895 |
9,634 |
- Дефицит, % к ВВП (ВРП)
|
0,784 |
0,0099 |
ВВП(ВРП) = 66515000 млн. руб.
Как видно из данных таблицы
№3 ФБ принят с дефицитом, который составляет
521414,554 млн. руб. Дефицит в % к расходам -
3,895, к ВВП - 0,784. В случае планирования с
дефицитом соответственно с ФЗ приложением
43 представлены источники финансирования
дефицита федерального бюджета.
В соответствии с БК РФ источники
финансирования дефицита бюджета делятся
на источники внутреннего финансирования
и источники внешнего финансирования.
К источникам внутреннего финансирования
относятся займы и кредиты в национальной
валюте, а к источникам внешнего финансирования
относятся кредиты и займы в иностранной
валюте. (Главным критерием является вид
валюты.)
Краевой бюджет также принят
с дефицитом, и он составляет 6564,291млн.
руб. Дефицит в % к расходам - 9,634, к ВРП -
0,0099.
Дефицит в % к расходам КБ почти
в 2,5 раза превышает Дефицит в % к расходам
ФБ.
Источники финансирования дефицита
бюджета ФБ и КБ представлены в таблице
№4.
Таблица №4
Состав и структура
источников финансирования дефицита бюджетов
на 2013 год
Источник финансирования
дефицита бюджета |
Федеральный бюджет |
Сумма, тыс.р. |
Уд. вес,
% |
1.Всего источников, в том
числе: |
521 414 553,7 |
100 |
Источники внутреннего
финансирования |
469 319 661,3 |
90 |
Разница между средствами, поступившими
от размещения государственных ценных
бумаг РФ, номинальная стоимость которых
указана в валюте РФ, и
средствами, направленными
на их погашение |
448 576 690,9 |
86 |
Изменение остатков средств
на счетах по учету средств ФБ в течение
соответствующего финансового года |
-296 043 631,6 |
-56,8 |
в том числе: |
|
|
изменение остатков средств
Резервного фонда |
-373 444 919,0 |
-72 |
изменение остатков средств
Фонда национального благосостояния |
5 923 342,5 |
1,1 |
изменение иных остатков средств
федерального бюджета |
71 477 944,9 |
13,7 |
Иные источники внутреннего
финансирования дефицита федерального
бюджета |
316 789 602 |
60,8 |
Источники внешнего
финансирования |
52 094 892,4 |
10 |
Разница между средствами, поступившими
от размещения государственных займов,
которые осуществляются путем выпуска
государственных бумаг от имени РФ и номинальная
стоимость которых указана в иностранной
валюте, и средствами, направленными на
их погашение |
181 489 110,3 |
34,8 |
Разница между полученными
и погашенными РФ в иностранной валюте
кредитами иностранных государств, включая
целевые иностранные кредиты (заимствования),
с учетом средств, перечисленных из ФБ
российским поставщикам товаров и (или)
услуг на экспорт в счет погашения государственного
внешнего долга РФ, международных финансовых
организаций, иных субъектов международного
права и иностранных юридических лиц
|
-24 485 696,6 |
-5 |
Иные источники внешнего финансирования
дефицита федерального бюджета
|
-104 908 521,3 |
-20,2 |
(продолжение Таблицы
4)
Источник финансирования
дефицита бюджета |
Краевой бюджет |
Сумма, тыс.р. |
Уд. вес,
% |
Источники внутреннего
финансирования |
5 609 907,58 |
100 |
Кредиты кредитных организаций
в валюте РФ |
4 685 593,11 |
83,5 |
Бюджетные кредиты от других
бюджетов бюджетной системы РФ |
-320 000,00 |
-5,7 |
Изменение остатков средств
на счетах по учету средств бюджета |
1 794 238,83 |
31,98 |
Иные источники внутреннего
финансирования дефицитов бюджетов |
-549 924,36 |
-9,8 |
Акции и иные формы участия
в капитале, находящиеся в государственной
и муниципальной собственности |
5 000,00 |
0,1 |
Исполнение государственных
и муниципальных гарантий в валюте РФ |
-355 092,81 |
-6,3 |
Бюджетные кредиты, предоставленные
внутри страны в валюте РФ |
-199 831,55 |
-3,6 |
В федеральном бюджете преобладают
внутренние источники финансирования.
Отрицательные значения говорят нам о
том, что происходит погашение долгов,
а положительные – поступления денежных
средств. В соответствии с бюджетным кодексом
РФ, основным источником финансирования
бюджетного дефицита разных уровней бюджетной
системы РФ являются государственные
займы в национальной валюте путем выпуска
государственных ценных бумаг или в виде
кредитов иностранных государств и международных
финансовых организаций.
Для покрытия дефицита КБ будут
использованы только источники внутреннего
финансирования дефицита бюджета.
Задание
4. Оценка соответствия бюджетного планирования
на федеральном и региональном уровнях
целям и приоритетам бюджетной политики
государства.
По результатам анализа федерального
бюджета и бюджета субъекта РФ на очередной
финансовый год можно сказать, что плановые показатели по доходам, расходам и сбалансированности
бюджетов соответствуют целям и приоритетам бюджетной
политики, заявленной Президентом РФ в
Бюджетном послании.
Исходя из Послания Президента
РФ, наиболее приоритетным направлением
бюджетных расходов является повышение
эффективности социальной защиты населения,
улучшения качества жизни населения страны
и края.
Прослеживается совпадение
целей и интересов Федерального правительства
и правительства региона в рамках проведения
бюджетной политики, заявленной Президентом
РФ в Бюджетном послании на данный трехлетний
период.
Приоритетным направлением
бюджетной политики в 2013 году стало решение
задач, направленных на повышение эффективности
расходов, проведение социально-экономических
преобразований.
Бюджетная политика государства
будет направлена, в частности, на решение
следующих наиболее важных задач:
- обеспечение долгосрочной
сбалансированности и устойчивости
бюджетной системы при безусловном
исполнении всех обязательств
государства и выполнении задач,
поставленных в указах Президента
РФ от 7 мая 2012 г.;
- оптимизация структуры
расходов федерального бюджета (выявление
резервов и перераспределение
в пользу приоритетных направлений
и проектов);
- развитие программно-целевых
методов управления (основой бюджетного
планирования должны стать государственные
программы);
- обеспечение сбалансированности
и прозрачности пенсионной системы;
- развитие налоговой системы
и повышение ее конкурентоспособности.
Важным инструментом обеспечения
экономической и финансовой стабильности
является продуманная и взвешенная долговая
политика в крае, которая ориентирована
на обеспечение сбалансированности и
минимизацию долговых обязательств бюджета
и расходов на обслуживание государственного
долга.
Можно сделать вывод, что бюджетное
планирование и на федеральном и на региональном
уровне соответствует приоритетам бюджетной
политики правительства, но, если сравнивать
Россию с зарубежными странами, то можно
увидеть, что нам еще очень много необходимо
сделать для достижения оптимального
уровня жизни и государственного благополучия
в целом.
Заключение.
Многие специалисты сходятся
во мнении, что накопленные в последние
годы золотовалютные резервы России существенно
превышают потребности экономики в страховых
запасах финансовых ресурсов по всем возможным
критериям, что чрезмерное наращивание
резервов воздействует на экономику скорее
негативно, чем позитивно.
Во-первых, российский опыт
показал, что в условиях достаточно
высокой инфляции политика управляемого
курса рубля, частью которых является
рост валютных резервов, не обеспечивает
неизменности курса рубля по отношению
к иностранным валютам и не предотвращает
укрепления национальной валюты, что отрицательно
сказывается на конкурентоспособности
отечественных производителей и защищенности
национального рынка.
Во-вторых, накопление чрезмерных
валютных резервов нагнетает, при прочих
равных условиях, инфляцию, что также провоцирует
удорожание рубля.
В-третьих, накопление валютных
резервов сверх объемов, необходимых для
решения возложенных на них задач, выводит
из экономики, включая ее общественный
сектор, значительные финансовые ресурсы,
которые могли бы быть направлены на развитие
социально-экономической инфраструктуры,
в приоритетные инвестиционные и национальные
проекты, на производство дополнительных
общественных благ (услуг).
В то же время
мировой финансовый кризис, начавшиеся
в 2008 г., показал, что без финансовой
“подушки безопасности” трудно бороться
последствиями его негативного влияния
на национальную экономику и финансы.
Соответственно требуют пересмотра и
общепринятые до мирового кризиса критерии
достаточности государственных финансов
в сторону их повышения.
Список используемой литературы.
1. Финансы : учебник / С.В. Барулин.
— М. : КНОРУС, 2011. — 640 с
2. Страховые банковские
резервы: Теория и методология формирования
и использования. Саратов : СГСЭУ, 2006.
3. Обзор деятельности
Банка России по управлению
резервными валютными активами.
2012.
4.Билютень Банковской
статистики 2012. №12.
5. Проблемы управления валютными
резервами государства / Е. А. Ермакова
// Финансы и кредит. - 2008. - №4
6. О содержании понятия «страховые
резервы» / И. Г. Туманов // Финансы и кредит.
– 2006. - № 30
7. Финансы: Учебное пособие. М.:
Издательский дом «Социальные отношения»,
2003
8. Бюджетный кодекс РФ от 31.03.1998№
145-ФЗ (ред. От 01.10.2013).
9. Бюджетное послание Президента
Российской Федерации о бюджетной политике
в 2013–2015 годах.
1
В этом заключается отличие государственных
финансовых резервов от частнохозяйственных
как запаса активов и запаса пассивов
(капитала).