Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение бюджета государства как основного звена экономики, а также систематизация, накопление и закрепление знаний о бюджете, и бюджетном устройстве страны.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
- охарактеризовать структуру финансовой системы и особенности ее звеньев;
- изучить понятие, сущность, функции бюджета государства, а также взаимосвязь бюджета с другими звеньями финансовой системы государства;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………4
1.Бюджет и его место в финансовой системе государства. …………………..5
1.1Структура финансовой системы. Особенности звеньев финансовой системы. ………………………………………………………………………….5
1.2 Понятие, сущность, функции бюджета государства. Взаимосвязь бюджета с другими звеньями финансовой системы государства………………………17
2. Практическая часть. Финансовый анализ ООО «Кредо - С»………………28
Заключение……………………………………………………………………….49
Список использованных источников…………………………………………...51

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая управление фин потоками.doc

— 401.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение …………………………………………………………………………4

1.Бюджет и его место в финансовой  системе государства. …………………..5

1.1Структура финансовой системы. Особенности звеньев финансовой системы. ………………………………………………………………………….5

1.2 Понятие, сущность, функции бюджета государства. Взаимосвязь бюджета с другими звеньями финансовой системы государства………………………17

2. Практическая часть. Финансовый анализ ООО «Кредо - С»………………28

Заключение……………………………………………………………………….49

Список использованных источников…………………………………………...51

Приложения 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Бюджет является одним  из важнейших звеньев финансовой системы страны. Посредством бюджета  производятся мобилизация централизованных финансовых ресурсов государства и их расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих органов государственной власти. Бюджет, концентрируя финансовые ресурсы на нужных участках и направлениях, позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной политики.

Актуальность данной темы заключается в том, что бюджет является мощным рычагом воздействия  на социально-экономическое развитие страны, а также формой образования  и расходования денежных средств  для обеспечения функций федеральных, региональных и местных органов. Бюджетная система государства, являясь частью инфраструктуры экономического базиса, подвержена его влиянию. Колебания и изменения базиса приводят к изменению бюджетной системы и к корректировке ее функций.

Целью данной работы является изучение бюджета государства как основного звена экономики, а также систематизация, накопление и закрепление знаний о бюджете, и бюджетном устройстве страны.

В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:

- охарактеризовать структуру финансовой системы и особенности ее звеньев;

- изучить понятие, сущность, функции бюджета государства, а также взаимосвязь бюджета с другими звеньями финансовой системы государства;

 

 

 

 

1.Бюджет и его место в финансовой системе государства

    1. Структура финансовой системы. Особенности звеньев финансовой системы.

В любом государстве  наблюдается разнообразие финансовых отношений, их совокупность образует финансовую систему. Финансовая система включает сферы и звенья финансовых отношений. Их выделение (классификация) зависит от функционального назначения каждого субъекта экономики, специальных форм и методов формирования и использования денежных фондов.

Таким образом, финансовая система — это совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями формирования и использования фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Система финансов в целом  — это совокупность различных  сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются

различные денежные фонды. Понятие «система финансов» является развитием общего понятия «финансы» в широком смысле.

Каждому звену системы финансов присущи специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов. Например, сфера финансов предприятий обслуживает материальное производство, создание ВВП, его распределение внутри предприятий и перераспределение части ВВП в бюджет, и внебюджетные фонды. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в централизованный фонд государства с дальнейшим перераспределением между экономическими регионами, отраслями, социальными группами населения.

В зарубежной литературе финансовая система определяется как  совокупность финансовых рынков и других инструментов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками (институциональный подход).

Романовский период рассматривает финансовую систему как инфраструктуру различных финансовых институтов, осуществляющих финансовые операции и одновременно являющиеся субъектами и объектами финансов с соответствующим набором финансовых инструментов.

Финансовые отношения  очень многообразны, и для дальнейшего  изучения необходимо классифицировать, разделив на отдельные группы, которые  будут иметь сходные свойства, отличаться однородностью, и систематизировать, выявив взаимосвязи между составными элементами.

Во всей своей совокупности это многообразие финансовых отношений  образует не простое слагаемое элементов, а систему, являющуюся органической совокупностью взаимодействующих между собой элементов, все структурные подразделения которой связаны между собой.

В процессе выделения  составных частей финансовых отношений  необходимо найти верный классификационный  признак их деления на структурные  группы, подгруппы, в соответствии с  научным критерием. Первым таким критерием является роль субъекта в общественном воспроизводстве, которая определяет способы организации финансов, наличие, порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов. Именно в соответствии с ролью в общественном воспроизводстве у субъектов финансовых отношений имеются различия в потребностях в необходимых им финансовых ресурсах.

Таким образом, первым классификационным  признаком, в соответствии с которым  все многообразие финансовых отношений  подразделяется на составные части, является роль субъекта в общественном воспроизводстве, в соответствии, с чем все финансовые отношения подразделяются на две большие группы, называемые сферами финансовой системы – финансы субъектов хозяйствования, а также государственные и муниципальные финансы.

Наличие именно этих сфер в составе финансовой системы  объективно обусловлено, поскольку  в любом обществе есть субъекты хозяйствования, обеспечивающие рынок товарами и  услугами, и любому государству нужны  финансовые ресурсы для осуществления своих функций.

Каждая сфера финансовой системы в свою очередь также  имеет структурные элементы и  подразделяется на звенья. Разделение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями задач каждого звена, а также методов формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств: общегосударственные централизованные фонды денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства; децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.

 Финансы субъектов  хозяйствования выступают исходной  сферой финансовой системы, именно  в этой сфере происходит формирование первичных финансовых ресурсов, и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. От состояния финансов хозяйствующих субъектов зависит обеспеченность органов власти денежными ресурсами и общее финансовое состояние страны. В то же время определенная часть бюджетных (финансовых) средств государства в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий направляется на финансирование деятельности предприятий, как текущей, так и инвестиционной. Финансы субъектов хозяйствования при всем своем многообразии  обеспечивают процесс производства товаров и оказания услуг, постоянного восполнения и увеличения производственных фондов и фондов непроизводственного назначения. В условиях рыночной экономики предприятия самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют различные денежные фонды, осуществляют расширение производства, привлекая при этом кредитные ресурсы и возможности финансового рынка.

Дальнейшая группировка  финансовых отношений внутри сферы  финансов субъектов хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, который оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов, порядок использования средств.

Часть организаций в  качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли, они являются коммерческими. Помимо коммерческих организаций, для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей населения в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах. Такие организации, как правило, не преследуют получение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками; финансовые ресурсы им необходимы для осуществления уставной деятельности, соответственно это оказывает влияние и на состав финансовых отношений, участником которых являются такие организации.

Кроме юридических лиц  участниками товарного производства могут выступать и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Таким образом, внутри сферы финансов субъектов хозяйствования выделяют группы финансовых отношений в соответствии с характером деятельность субъектов. Сфера финансов субъектов хозяйствования подразделяется на следующие звенья:

    1. финансы коммерческих организаций;
    2. финансы некоммерческих организаций;
    3. финансы индивидуальных предпринимателей.

 Субъекты  хозяйствования образуются и  действуют в определенных организационно-правовых  формах, закрепленных законодательством. Специфика организационно-правовой формы также будет накладывать отпечаток на порядок формирования и использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, образование тех или иных финансовых фондов. Так, в звене финансов коммерческих организаций организационно-правовая форма влияет на порядок формирования уставного капитала, на распределение прибыли между участниками, на степень финансовой ответственности перед другими субъектами.

Решающую роль среди  децентрализованных финансов играют финансы коммерческих предприятий, организаций, участвующие в создании всех денежных фондов страны. От их состояния зависит общее финансовое положение Российской Федерации и, следовательно, выполнение всех намеченных экономических и социальных программ. В условиях рыночной экономики финансовые отношения предприятий, организаций могут эффективно функционировать на основе ряда принципов (самостоятельности в принятии хозяйственных решений, самофинансированной предпринимательской деятельности и др.). Выполнение этих принципов определяет, стабильность всей финансовой системы. Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка — кредиты банков, эмиссию, облигации, депозитные сертификаты и прочие его инструменты. Финансовые ресурсы

коммерческих предприятий  через бюджетную систему обеспечивают средствами непроизводственную сферу.

Особое место в системе  децентрализованных финансов принадлежит финансам домашнего хозяйства. Они имеют исключительно большое значение в создании ВВП и НД и регулировании платежеспособного спроса страны. Определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятий.

В соответствии с организационно-правовой формой в составе финансов коммерческих организаций выделяются:

- финансы акционерных обществ (открытых и закрытых),

- финансы хозяйственных товариществ,

- финансы обществ с ограниченной ответственностью,

- финансы производственных кооперативов,

-финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Особое место среди  них занимают финансы государственных  и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации (благотворительные и религиозные, различные добровольные союзы, фонды и др.), создаваемые для достижения определенных конкретных целей, не ставят своей целью получение прибыли. Их финансовые средства формируются за счет добровольных взносов и пожертвований, поступлений от учредителей, бюджетных средств и др. Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием капитала и имущества, порядком их использования. Некоммерческую деятельность осуществляют организации и органы общественного управления, оказывающие нерыночные (нефинансовые и финансовые) услуги обществу в целом или коллективам.

В составе финансов некоммерческих организаций в соответствии с  организационно-правовой формой выделяют:

- финансы учреждений,

- финансы потребительских кооперативов,

- финансы общественных и религиозных организаций (объединений),

- финансы фондов и т.п.

Отдельное место в  звене финансов некоммерческих организаций  занимают финансы бюджетных учреждений, прежде всего потому, что именно бюджетные учреждения обеспечивают население необходимыми социальными услугами в сфере образования, здравоохранения и т.п. Специфика функционирования финансов бюджетных учреждений обусловлена тем, что одним из основных источников их финансовых ресурсов являются бюджетные средства, именно это обеспечивает тесную взаимосвязь финансов бюджетных учреждений со сферой государственных и муниципальных финансов; механизм функционирования их финансовых ресурсов дополнительно регламентируется бюджетным законодательством. Более того, поскольку именно бюджетные учреждения обеспечивают потребности населения в социальных услугах, в некоторых учебниках особенности организации финансов бюджетных учреждений, ввиду их специфики, рассматриваются вместе с общими вопросами функционирования государственных финансов и финансирования социальной политики государства. Тем не менее, финансы бюджетных учреждений входят в состав финансов субъектов хозяйствования, поскольку при их создании и функционировании по аналогии с унитарными предприятиями происходит обособление имущества и финансовых ресурсов, а также наделение бюджетного учреждения правом распоряжения этим имуществом (правом оперативного управления).

Информация о работе Государственный бюджет