Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 20:52, курсовая работа
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав – государственный бюджет.
1. Закрепленные, т.е. предписаны к тому или иному уровню бюджета;
2. Регулирующие
или отчисления по
Ежегодно расписывается процентное соотношение распределения тех или иных налогов по уровням бюджетов.
3. Дополнительные
источники, устанавливаемые
Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в
бюджет зависят
от системы и методов
Официальные трансферты. Официальные трансферты (в государственном бюджете) — это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления (имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репарации), полученные от других учреждений государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций. Поступления безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из негосударственных источников включаются в категорию доходов (например, средства частных организаций, направляемых на строительство больниц).
Расходы — это все невозвратные платежи независимо оттого, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущие или капитальные). Трансфертные платежи другим учреждениям государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.
Расходы государственного
бюджета - это экономические отношения,
возникающие в связи с
Категория расходов
бюджета проявляется через
Классификация и состав расходов.
Расходы в новой
бюджетной классификации
1. Функциональная
классификация расходов
1) Государственное управление и местное самоуправление;
2) Судебная власть;
3) Международная деятельность;
4) Национальная оборона;
5) Правоохранительная
6) Фундаментальные исследования
и содействие научно-
7) Промышленность, энергетика и строительная индустрия;
8) Сельское хозяйство и рыболовство;
9) Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия, стандартизация и метрология;
10) Транспорт, дорожное
хозяйство, связь и
11) Развитие рыночной инфраструктуры;
12) Жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство;
13) Предупреждение и ликвидация
последствий чрезвычайных
14) Образование;
15) Культура и искусство;
16) Средства массовой информации;
17) Здравоохранение и физическая культура;
18) Социальная политика;
19) Обслуживание и погашение государственного долга;
20) Пополнение государственных запасов и резервов;
21) Региональное развитие;
22) Утилизация и ликвидация вооружении, включая выполнение международных договоров;
23) Прочие расходы[3].
Для большей части государственных расходов можно однозначно определить, к какой из функций государства они относятся. Для некоторых функций в связи с их обширностью требуется конкретизация (особенно это относится к задаче развития экономики страны). Так, в настоящее время среди подобных функций государства наиболее актуальными являются обеспечение конверсии военного производства, содействие структурной перестройке промышленности, проведение аграрной реформы. Отдельные узкоспециализированные функциональные разделы неизбежно могут иметь временный характер и подлежат отмене, когда соответствующая функция государства перестает быть основной[16,c.439].
2.Функциональная
1)Текущие расходы (закупки
товаров и оплата услуг,
субсидии и текущие трансферты);
2) Капитальные расходы
(капитальные вложения в
создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты);
3) Предоставление
кредитов за вычетом погашения
(платежи учреждений
3. В ведомственной
классификации расходы бюджета
группируются по
Глава 2. Современное состояние государственного бюджета РФ и дальнейшие перспективы развития
Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется "балансом дохода".
В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется "бюджетным дефицитом". Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики. Особое значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, и, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь теневая экономика отличается от обычной ("легальной") лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в "тени". Отсюда и название - "теневая экономика".
Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет (от 10 до 30%). Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания "финансовых дыр" субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов[13,c.63].
Для покрытия дефицита бюджета правительства, как правило, прибегают к кредитам Центрального банка, а также государственным займам, осуществляемым посредством выпуска ценных бумаг государственных облигаций. В результате появляется и растет государственный долг. Если покрытие дефицита таким способом производится постоянно, то рост государственного долга может привести к банкротству государства. Кроме того, рост государственного долга является ярким свидетельством безразличия правительства к судьбе будущих поколении, ведь им придется рассчитываться за нынешние долги правительства.
Государственный долг — неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена посредством операции этих учреждений в будущем или переоформлена в бессрочный долг.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Во-первых, государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита.
Во-вторых, определить насколько опасен то или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста дефицита.
Таким образом, постоянный бюджетный дефицит, вызывая рост государственного долга может иметь самые серьезные последствия для развития экономики. Поэтому правительство при наступлении очередного финансового года стремится "разгрузить" бюджет, т. е. уменьшить его дефицит. Практика принятия бюджетов показывает что "разгрузка" бюджета осуществляется за счет широких слоев населения страны. Обычно "урезаются" социальные ассигнования: на образование, здравоохранение, жилищное строительство, социальное обеспечение [15,c.326].
Мировая практика знает четыре основных способа решения проблемы бюджетного дефицита:
1. Сокращение
бюджетных расходов. Этот путь
преодоления бюджетного
2. Изыскание
источников дополнительных
3. Выпуск (эмиссия)
необеспеченных денег,
4. Одалживание денег у граждан, банков, хозяйственных организаций, других государств и иностранных финансовых организаций. Подобно гражданину или хозяйственной организации государство при нехватке денег может их одолжить, прежде всего, у собственного государственного банка (этот путь сегодня и использует Россия), но возможности кредитования государства национальным банком обычно довольно ограничены. Кроме того, изымая деньги из Центрального Банка, государство теряет те доходы, которые оно как владелец этого банка могло бы получить от кредитования частных фирм и банков. Поэтому оказывается выгоднее одолжить деньги у граждан и хозяйственных организаций страны[14,c.57].
Для покрытия дефицита бюджета, помимо Резервного фонда, правительству придется расконсервировать Фонд национального благосостояния (ФНБ), а также увеличить объем внутренних заимствований и впервые с 1998 года вернуться к внешним заимствованиям.
В целях сокращения дефицита бюджета Правительство РФ нацелено на: сокращение неэффективных расходов; существенное сокращение расходов на инвестпрограммы, в том числе на строительство объектов транспортной системы и культуры; отсутствие индексации зарплат бюджетников.