Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав – государственный бюджет.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

1. Закрепленные, т.е. предписаны к тому или  иному уровню бюджета;

2. Регулирующие  или отчисления по регулирующим  доходным источникам.

Ежегодно расписывается  процентное соотношение распределения  тех или иных налогов по уровням  бюджетов.

3. Дополнительные  источники, устанавливаемые самостоятельно  территориальными органами власти, плюс дотации и субвенции (строго целевые дотации), которые поступают в нижестоящие бюджеты из вышестоящих.

Состав бюджетных  доходов, формы мобилизации денежных средств в

бюджет зависят  от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач.

Официальные трансферты. Официальные трансферты (в государственном  бюджете) — это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления (имеющие  нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репарации), полученные от других учреждений государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций. Поступления безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из негосударственных источников включаются в категорию доходов (например, средства частных организаций, направляемых на строительство больниц).

Расходы — это  все невозвратные платежи независимо оттого, являются ли они возмездными  или безвозмездными и для каких  целей осуществляются (текущие или  капитальные). Трансфертные платежи другим учреждениям государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может  быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.

Классификация и состав расходов.

Расходы в новой  бюджетной классификации распределяются в соответствии с международными рекомендациями по функциональному, экономическому и ведомственному принципам группировки бюджетных расходов. Традиционные и приоритетные для конкретного исторического этапа направления деятельности государства вытекают из его основных функций.  Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающей направления финансов на выполнение основных функции государства (государственное управление, обеспечение внутренней и внешней безопасности, международная деятельность, содействие научно-техническому прогрессу, социально-экономическое и культурное развитие).

1. Функциональная  классификация расходов бюджетов  Российской Федерации:

1) Государственное  управление и местное самоуправление;

2) Судебная власть;

3) Международная  деятельность;

4) Национальная  оборона;

5) Правоохранительная деятельность  и обеспечение безопасности;

6) Фундаментальные исследования  и содействие научно-техническому  прогрессу;

7) Промышленность, энергетика и строительная индустрия;

8) Сельское хозяйство  и рыболовство;

9) Охрана окружающей среды  и природных ресурсов, гидрометеорология,  картография и геодезия, стандартизация  и метрология;

10) Транспорт, дорожное  хозяйство, связь и информатика;

11) Развитие рыночной инфраструктуры;

12) Жилищно-коммунальное  хозяйство, градостроительство;

13) Предупреждение и ликвидация  последствий чрезвычайных ситуаций  и стихийных бедствий;

14) Образование;

15) Культура и искусство;

16) Средства массовой информации;

17) Здравоохранение и физическая культура;

18) Социальная политика;

19) Обслуживание и погашение  государственного долга;

20) Пополнение государственных  запасов и резервов;

21) Региональное развитие;

22) Утилизация и ликвидация  вооружении, включая выполнение  международных договоров;

23) Прочие расходы[3].

Для большей части государственных  расходов можно однозначно определить, к какой из функций государства  они относятся. Для некоторых  функций в связи с их обширностью  требуется конкретизация (особенно это относится к задаче развития экономики страны). Так, в настоящее время среди подобных функций государства наиболее актуальными являются обеспечение конверсии военного производства, содействие структурной перестройке промышленности, проведение аграрной реформы. Отдельные узкоспециализированные функциональные разделы неизбежно могут иметь временный характер и подлежат отмене, когда соответствующая функция государства перестает быть основной[16,c.439].

2.Функциональная классификация  дополняется экономической классификацией расходов бюджета. В ней выделены три группы расходов:

1)Текущие расходы (закупки  товаров и оплата услуг, выплаты  процентов,

субсидии и текущие  трансферты);

2) Капитальные расходы  (капитальные вложения в основные  фонды,

создание государственных  запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты);

3) Предоставление  кредитов за вычетом погашения  (платежи учреждений государственного  управления, в результате которых  у них появляются финансовые  требования по отношению к  другим экономическим единицам, либо, они приобретают долевое  участие в акционерном капитале предприятий, минус поступления, уменьшающие объем подобных требований или, долевого участия в акционерном капитале).

3. В ведомственной  классификации расходы бюджета  группируются по ведомственному  признаку. Первым уровнем ведомственной  классификации является перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Этот перечень содержит 168 адресов. Выделены все федеральные министерства и наиболее важные ведомства. Кроме того, как принято и в других странах, в качестве самостоятельных организационных компонентов показаны органы законодательной, судебной власти и исполнительный аппарат Президента и правительства. Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует второй уровень ведомственной классификации и отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Третий уровень ведомственной классификации расходов федерального бюджета детализирует направления финансирования по целевым статьям и по прямым получателям средств[3].

 

 

Глава 2. Современное состояние государственного бюджета РФ и дальнейшие перспективы развития

 

    1. Бюджетный дефицит РФ: причины и последствия

 

Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется "балансом дохода".

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает  доходную. Такое состояние бюджета  называется "бюджетным дефицитом". Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики. Особое значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, и, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь теневая экономика отличается от обычной ("легальной") лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в "тени". Отсюда и название - "теневая экономика".

Сам по себе дефицит  бюджета не может быть чем-то чрезвычайно  негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет (от 10 до 30%). Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания "финансовых дыр" субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов[13,c.63].

Для покрытия дефицита бюджета правительства, как правило, прибегают к кредитам Центрального банка, а также государственным займам, осуществляемым посредством выпуска ценных бумаг государственных облигаций. В результате появляется и растет государственный долг. Если покрытие дефицита таким способом производится постоянно, то рост государственного долга может привести к банкротству государства. Кроме того, рост государственного долга является ярким свидетельством безразличия правительства к судьбе будущих поколении, ведь им придется рассчитываться за нынешние долги правительства.

Государственный долг — неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед  другими секторами экономики  и остальным миром, которая образовалась в результате их операций в прошлом  и должна быть погашена посредством операции этих учреждений в будущем или переоформлена в бессрочный долг.

Бюджетный дефицит  и государственный долг тесно  связаны. Во-первых, государственные  займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита.

Во-вторых, определить насколько опасен то или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста дефицита.

Таким образом, постоянный бюджетный дефицит, вызывая рост государственного долга может иметь самые серьезные последствия для развития экономики. Поэтому правительство при наступлении очередного финансового года стремится "разгрузить" бюджет, т. е. уменьшить его дефицит. Практика принятия бюджетов показывает что "разгрузка" бюджета осуществляется за счет широких слоев населения страны. Обычно "урезаются" социальные ассигнования: на образование, здравоохранение, жилищное строительство, социальное обеспечение [15,c.326].

Мировая практика знает четыре основных способа решения проблемы бюджетного дефицита:

1. Сокращение  бюджетных расходов. Этот путь  преодоления бюджетного дефицита  самый простой и самый болезненный,  т.к. государство обычно финансирует  те нужды общества, которые не  могут быть охвачены рынком в силу их неприбыльности. Поэтому сокращение бюджетных расходов неизбежно резко ударяет по самым незащищенным слоям общества.

2. Изыскание  источников дополнительных доходов.  С ростом инфляции быстро растут  абсолютные суммы доходов фирм  и граждан, а значит и налоги с этих доходов. Но вследствие инфляции растут и расходы бюджета. Как показывает мировой опыт, расходы бюджета возрастают быстрее, чем суммы налоговых поступлений, и дефицит не сокращается, а даже возрастает. Причина простая: расходы надо осуществлять сегодня и по нынешним ценам, а налоги всегда берутся с доходов вчерашних, сложившихся при старом уровне цен.

3. Выпуск (эмиссия)  необеспеченных денег, используемых  для финансирования государственных  расходов. Самый легкий и самый  опасный способ затыкания дыр  в бюджете - эмиссия наличных  и безналичных денег сверх  реальных потребностей экономики.  Конечно, государству напечатать дополнительные деньги нетрудно и выплатить ими повышенную зарплату. Но общенациональный рынок сразу определит истинную цену этим деньгам, отреагировав на их появление скачком цен или исчезновением товаров с прилавков.

4. Одалживание  денег у граждан, банков, хозяйственных организаций, других государств и иностранных финансовых организаций. Подобно гражданину или хозяйственной организации государство при нехватке денег может их одолжить, прежде всего, у собственного государственного банка (этот путь сегодня и использует Россия), но возможности кредитования государства национальным банком обычно довольно ограничены. Кроме того, изымая деньги из Центрального Банка, государство теряет те доходы, которые оно как владелец этого банка могло бы получить от кредитования частных фирм и банков. Поэтому оказывается выгоднее одолжить деньги у граждан и хозяйственных организаций страны[14,c.57].

Для покрытия дефицита бюджета, помимо Резервного фонда, правительству  придется расконсервировать Фонд национального благосостояния (ФНБ), а также увеличить объем внутренних заимствований и впервые с 1998 года вернуться к внешним заимствованиям.

В целях сокращения дефицита бюджета Правительство  РФ нацелено на: сокращение неэффективных  расходов; существенное сокращение расходов на инвестпрограммы, в том числе на строительство объектов транспортной системы и культуры; отсутствие индексации зарплат бюджетников.

Информация о работе Государственный бюджет