Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав – государственный бюджет.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

Пополнить бюджет планируется за счет дополнительных доходов путем введения квотирования этилового спирта для производства вино-водочной продукции.

Бюджетная политика государства регулирует финансовые потоки между секторами национальной экономики, формирует государственные  фонды денежных ресурсов и обеспечивает решения социально-экономических  задач по предоставлению коллективных и индивидуальных благ в виде товаров и услуг за счет ресурсов бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов. Регулирующим и контролирующим инструментом ее является бюджетный дефицит (профицит).

Основными причинами  дефицита бюджетов являются войны и спады, стагнация и периоды депрессии производства; неоправданный рост расходов и их неэффективность.

 

2.2  Цели бюджетной политики РФ

 

Бюджетная политика направлена, с одной стороны, на выход  экономики из кризиса и решение  важнейших социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности.

Основными целями бюджетной политики являются:

1. Использование  бюджета в качестве одного  из важнейших инструментов стимулирования  экономики в период выхода  из кризиса.

Наличие значительных золотовалютных резервов позволило стране значительного ослабить влияние мирового кризиса на российскую экономику, избежать существенных проблем в банковской системе и сгладить резкие колебания валютного курса. Накопленные в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния значительные средства позволяют финансировать бюджетные обязательства государства и осуществлять поддержку реального сектора экономики в текущем и последующих годах.

В рамках достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

1) Использование мер фискальной политики для стимулирования внутреннего спроса и решения острых социальных проблем.

Россия, как  и другие страны, сталкивается с  различными социальными проблемами в период мирового финансового кризиса. С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой — замедление развития отраслей социальной сферы. Эти проблемы придется решать и в посткризисном периоде. Бюджетная политика предполагает ряд мер по повышению обеспеченности незащищенных слоев населения. В частности, с 2010 года происходит существенное увеличение трудовых пенсий. Продолжится реализация национальных проектов социальной направленности.

2) Поддержка реального сектора экономики в условиях рецессии и посткризисного периода.

В 2010-м и последующих  годах объем такой поддержки  будет постепенно сокращаться, по мере выхода экономики из кризиса. В первую очередь это касается помощи, оказываемой  напрямую из бюджета. В ближайшее  время фискальная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление нормального функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новых внешних и внутренних условиях.

2. Обеспечение  средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости. В ближайшие годы потребуется адаптация бюджетных расходов к более низкому уровню доходов.

Ближайшие несколько  лет должны стать переходным периодом, когда правительству придется балансировать  между необходимостью проведения стимулирующей бюджетной политики и восстановлением макроэкономической стабильности. Компромисс между этими требованиями будет достигаться при постепенном сокращении бюджетного дефицита – до 7,5% ВВП в 2010 году, 4,3% ВВП в 2011 году и 3% ВВП в 2012 году.

3. Повышение  эффективности расходов бюджета.  В условиях вынужденного снижения  объемов расходов бюджета необходимо  обеспечить высокое качество  государственных услуг и эффективное  использование бюджетных средств.

Уровень эффективности  многих государственных расходов в нашей стране остается низким. Необходимо принять целенаправленные меры по повышению эффективности государственных расходов, чтобы сокращение расходов не затормозило развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг, по следующим направлениям:

1) Комплексная инвентаризация бюджетных обязательств, особенно - в социальной сфере.

2) Совершенствование программно-целевого принципа в бюджетном процессе.

3) Сокращение государственного сектора и одновременное повышение его эффективности.

4) Развитие государственно-частного партнерства в рамках целевых программ и отдельных проектов.

Ключевую роль в составлении и реализации программ по повышению эффективности бюджетных  расходов должны играть непосредственно  ведомства, отвечающие за расходы по тому или иному направлению.

4. Повышение  эффективности налоговой системы.

В период экономического кризиса соблюдение баланса между  интересами государства и предпринимателей и выбор оптимальной политики налоговых ставок становится для правительства первоочередной задачей.

Новой целью  налоговой политики должно стать  не простое снижение налоговой нагрузки, а ее оптимизация и такое распределение  по секторам экономики для стимулирования экономического роста и высокотехнологичных  производств. Одновременно с этим нужно оптимизировать налогообложение сырьевого сектора, а также производства и потребления товаров, наносящих вред здоровью, таких как табак и алкоголь.

5. Создание пенсионной  системы, обеспечивающей достойный  уровень жизни пенсионерам.

В 2010 году начался новый этап реформирования пенсионной системы. Он ставит задачу радикально повысить уровень пенсионного обеспечения и ликвидировать бедность среди пенсионеров.

Одним из источников дополнительного финансирования пенсий станет повышение страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, ставка которых с 2011 года повышена до 26%.

6. Разработка  и реализация совместно с Банком  России мер по поддержанию  стабильности банковской системы.

В ближайшее  время функционирование банковского сектора будет определяться динамикой объема просроченной задолженности в портфелях банков, а также существенным ограничением доступа к ресурсам с международных рынков капитала.

Одним из направлений деятельности Правительства Российской Федерации совместно с Банком России по-прежнему останется поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России будет уделять повышенное внимание вопросам развития банковского сектора.

 

                                            Заключение

 

В ходе написания  курсовой работы были сделаны следующие выводы:

1) Государственный  бюджет объединяет главные доходы  и расходы государства. Бюджет  – это форма образования и  расходования фонда денежных  средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, это единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т. е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

2) Функции государственного  бюджета осуществляются на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

3) Государственный  бюджет состоит из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих частей: доходной  и расходной. Доходная часть  показывает, откуда поступают денежные  средства для финансирования  деятельности государства, какие  слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

4) Такое состояние  бюджета, при котором расходная  часть превышает доходную, называется "бюджетным дефицитом". Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики.

В целях сокращения дефицита бюджета Правительство  РФ нацелено на: сокращение неэффективных  расходов; существенное сокращение расходов на инвестпрограммы, в том числе  на строительство объектов транспортной системы и культуры; отсутствие индексации зарплат бюджетников.

5) Бюджетная  политика РФ направлена, с одной  стороны, на выход экономики  из кризиса и решение важнейших  социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической  и бюджетной стабильности.

Основными целями бюджетной политики являются:

1. Использование  бюджета в качестве одного  из важнейших инструментов стимулирования  экономики в период выхода  из кризиса.

2. Обеспечение  средне- и долгосрочной макроэкономической  и бюджетной устойчивости. В ближайшие  годы потребуется адаптация бюджетных расходов к более низкому уровню доходов.

3. Повышение  эффективности расходов бюджета.  В условиях вынужденного снижения  объемов расходов бюджета необходимо  обеспечить высокое качество  государственных услуг и эффективное  использование бюджетных средств.

4. Повышение  эффективности налоговой системы.

5. Создание пенсионной  системы, обеспечивающей достойный  уровень жизни пенсионерам.

6. Разработка  и реализация совместно с Банком  России мер по поддержанию  стабильности банковской системы.

 

 

                           Список используемой литературы

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.98.
  2. Закон РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»
  3. Федеральный закон от 15.08.96 №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».
  4. ФЗ от 26.11.98 № 181-ФЗ «О бюджете развития Российской Федерации»
  5. Брайчева Т.В. Государственные финансы России. – СПб.: Питер, 2002.
  6. Виноградов В.В. «Экономика России» Учебное пособие. М. Юристъ, 2001
  7. Дементьев Д.В. Бюджетная система России.- Новосибирск, 2005. – 126 с.
  8. Живалов В.Н., Финансовая система России. - М.: «Экономика», 2000
  9. Кудрин А.Л. Федеральный бюджет - важнейший инструмент реализации государственной политики // Финансы. - 2007. -№1. – С. 16.
  10. Лушин С. Актуальные проблемы бюджета. // Экономист. - 2002. - 7. - С. 63.
  11. Любимцев Ю. Бюджетный дефицит как фактор экономической политики. // Экономист. - 2002. - 7. - С. 58.
  12. Немировский И.Б., Старожукова И.А. Бюджетирование. От стратегии до бюджета — пошаговое руководство. — М.: «Диалектика», 2006. — С. 512.
  13. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. – М.: Юнити, 2004.
  14. Романовский В.М., Врублевский О.В. Бюджетный процесс РФ. - Учебник. - М.: Юрайт, 2006. – 615 с.
  15. Ткачук М.И. Государственный бюджет. Учебное пособие – М.: Высшая школа, 2002. – 45 с.
  16. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник./Под ред. В.К.Сенчагова и А.И.Аронова.- М.:Проспект,2002, 496 с.
  17. http:// www.minfin.ru/

Информация о работе Государственный бюджет