Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 22:59, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотрение государственного бюджета, его роли в экономике и путей сокращения дефицита. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:
1) выявить сущность и функции государственного бюджета;
2) рассмотреть структуру и принципы построения государственного бюджета РФ;
3) проанализировать состав и структуру государственного бюджета в 2009-2011 гг. и запланированного бюджета на 2012-2014 гг.
Введение
Прежде, чем говорить о бюджетном устройстве Российской Федерации, выявлять его достоинства и недостатки, необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. Актуальность темы обусловлена тем, что государственный бюджет в любой стране - это ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Разработка проблем, связанных с бюджетной системой Российской Федерации представляет особый интерес, учитывая на современном этапе необходимость усиления регулирующей роли государства в системе бюджетных отношений между органами управления, ответственными за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов и пополнение доходов в бюджет. Необходимость исследования данной темы вытекает также из того, что именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидного и многоуровнего перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от различных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объёму его потребностей.
Таким образом, при правильном подходе объективно бюджет может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.
Цель данной работы - рассмотрение государственного бюджета, его роли в экономике и путей сокращения дефицита. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:
1) выявить сущность и функции государственного бюджета;
2) рассмотреть структуру и принципы построения государственного бюджета РФ;
3) проанализировать состав и структуру государственного бюджета в 2009-2011 гг. и запланированного бюджета на 2012-2014 гг.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав и заключения. В I главе рассматриваются общие сведения о государственном бюджете: принципы и концепции формирования, его структура и состояние. Во II главе анализируется федеральный бюджет 2009-2011 годов, а также планируемый бюджет на 2012-2014 годы. В заключении приведены основные выводы, полученные в результате проведенного исследования.
Таким образом, предметом курсовой работы является проблема формирования государственного бюджета Российской Федерации и бюджетной политики Российской Федерации, а объектом является сам государственный бюджет.
Глава 1. Теоретические основы государственного бюджета
1.1. Государственный бюджет, концепции и принципы его построения
Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций. Термин «бюджет» происходит от старинного нормандского слова bougette (возможно, от латинского bulga), означавшего карман, сумку, кожаный мешок. От него произошло budget, которым англичане называли кожаный мешок (затем портфель) для документов (счетов), касавшихся государственных доходов и расходов. Отсюда выражение «открыть бюджет», т.е. представить эти документы на утверждение парламента. Позднее словом «бюджет» стали обозначать речь канцлера казначейства, посвященную финансовым делам государства, с конца XVIII в. - уже сам документ, содержавший роспись доходов и расходов государства, впоследствии и как централизованный фонд денежных средств, и систему экономических отношений [4].
Государственный бюджет является ведущим звеном государственных финансов. С его помощью осуществляется распределение и перераспределение ВНП между территориями и отраслями [5].
Организация бюджета предполагает четкое бюджетное устройство и продуманный бюджетный процесс.
Бюджетное устройство - это организационные принципы и структура построения бюджетной системы. Государственная бюджетная система России включает федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 5 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов.
Бюджетный процесс - это деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней. В большинстве стран мира, в том числе и в России, он охватывает четыре основные стадии:
- составление проекта бюджета;
- рассмотрение и утверждение бюджета;
- исполнение бюджета;
- составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.
Участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются: Президент Российской Федерации; Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации; Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; Правительство Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации; Федеральное казначейство; Центральный банк Российской Федерации; Счетная палата Российской Федерации; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации; главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета; главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета; главные администраторы (администраторы) доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации [12].
Государственный бюджет следует рассматривать как средство реализации финансовых функций государства. Благодаря бюджетным отношениям происходит сосредоточение денежных средств в руках государства и их использование для выполнения государством своих функций. Распределительная функция государственного бюджета проявляется в результате использования сконцентрированных у государства денежных средств на удовлетворения общественных потребностей. Сфера действий этой функции достаточно многообразна - это и межотраслевое, межтерриториальное, городское перераспределение средств, обусловленное тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как складываются пропорции в распределении средств, как они используются. Бюджет отображает процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, благодаря чему становится видно, откуда и в каких размерах поступают средства. Регулятивная функция показывает, что государство использует бюджет для регулирования экономики посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными ресурсами. В процессе осуществления бюджетной политики государство имеет возможность применять самые разнообразные формы воздействия на экономику: субсидирование и финансирование предприятий, осуществление государственных инвестиций, финансирование конверсий оборонных отраслей промышленности. Результатом такого воздействия служит решение насущных социальных проблем, расширение или уменьшение совокупного спроса и предложения, создание инфраструктуры, рациональное расходование бюджетных средств [7].
Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных групп носителей различных социально-экономических интересов в стране. Это компромисс между собственниками и рабочими по найму по поводу налогообложения собственности, доходов и заработной платы, бюджетных расходов на социальные цели; между общегосударственными и местными и интересами, между промышленными и сельскохозяйственными районами - по поводу распределения налогов и бюджетных дотаций, ориентиров государственной территориальной структурной политики; между интересами отдельных отраслей и компаний - по поводу налогов и субсидий, льготных кредитов и государственных заказов, подрядов на строительство, инвестиционных премий. Каждый такой компромисс сопровождается политической борьбой, предвыборной и в стенах парламента, фракционной внутри партий и на страницах печати [10].
Ежегодно разрабатываются
Центральный бюджет
обсуждается и принимается
Рассмотрим несколько противоположных концептуальных подходов к бюджету.
Ежегодно балансируемый бюджет до 30-х годов общепризнанно считался желанной целью государственных финансов. Но ежегодно балансируемый баланс в основном исключает фискальную деятельность государства, а также может углублять колебания экономического цикла. Допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы и падающих доходов. При этих обстоятельствах налоговые поступления автоматически сократятся. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство должно либо увеличить ставки налога, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Проблема заключается в том, что все эти меры являются сдерживающими по своему характеру; каждая из них ещё больше сокращает, а вовсе не стимулирует совокупный спрос. Аналогично, ежегодно балансируемый бюджет будет вызывать ускорение инфляции. В процессе инфляции повышаются денежные доходы, сразу же автоматически возрастают налоговые поступления. Для того чтобы ликвидировать грядущие бюджетные излишки, правительство в этой ситуации должно либо снизить ставки налога, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание обоих подходов. Ясно, что использование любого из этих трёх подходов усилит инфляционное давление в экономике.
Бюджет, балансируемый на циклической основе предполагает, что правительство реализует антициклическую политику и в то же самое время балансирует бюджет. В этом случае, однако, бюджет не должен балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла. Для того чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, таким образом сознательно вызывая дефицит. В ходе последующего инфляционного подъёма необходимо повысить налоги и урезать правительственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие федерального долга, возникшего в период спада. Таким образом, правительственные фискальные действия должны создать позитивную антициклическую силу, и правительство даже при этом условии может сбалансировать бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Ключевая проблема данной концепции бюджета состоит в том, что подъёмы и спады в экономическом цикле могут быть неодинаковы по глубине и длительности, и, следовательно, задача стабилизации вступает в противоречие с задачей сбалансирования бюджета в ходе цикла. Например, длительный и глубокий спад, за которым последует короткий и скромный период процветания, будет означать появление большого дефицита в период спада, маленького или никакого положительного сальдо в период процветания и, следовательно, циклического дефицита бюджета.
Функциональные финансы. Этот подход предполагает балансирование бюджета на ежегодной и циклической основе. Первоначальной целью федеральных финансов является обеспечение не инфляционной полной занятности, т.е. балансирование экономики, а не бюджета. Федеральный бюджет является - во-первых, и прежде всего - инструментом достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Правительство не должно сомневаться, идя на введение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели.
Не один из приведённых здесь концептуальных подходов к бюджету в чистом виде в современном мире не применяется [13].
Совокупность бюджетов используемых в стране именуют бюджетной системой. Вся бюджетная система России построена с учётом определённых принципов. Бюджетным кодексом РФ в гл. 5 законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:
1) единства бюджетной системы Российской Федерации;
2) разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
3) самостоятельности бюджетов;
4) полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
5) сбалансированности бюджета;
6) эффективности и экономности использования бюджетных средств;
7) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
8) гласности;
9) достоверности бюджета;
10) адресности и целевого характера бюджетных средств [5].
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
1) право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
2) наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;
Информация о работе Государственный бюджет как экономическая категория