Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 16:04, контрольная работа

Краткое описание

Государственный долг - такая же важная категория экономики, как налоговая система, банковская система, рынок ценных бумаг. Его назначение - не только в привлечении средств населения, институциональных инвесторов и банков для удовлетворения экстраординарных расходов государства, но с его помощью производится регулирование денежного обращения, поддержка курса национальной валюты, оказывается существенное влияние на формирование и исполнение государственного бюджета. Идея государственного долга, как некой общественной ноши возникает, потому что долги правительства, в конечном счете, являются долгами налогоплательщиков.

Содержание

Введение
Государственный долг.
Теоретические основы изучения государственного долга
Социально-экономические последствия государственного долга
1.3 Формы и виды государственного долга РФ
1.4 Методы регулирования государственного долга
2. Структура внешней задолженности РФ.
2.1 Состав и структура внешнего долга России
Заключение
Список источников

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Предельный  размер государственных внешних  заимствований не должен превышать  годовой объем платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга РФ. Правительство может превышать размер внешних заимствований, если это ведет к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга.

  Размер и структура внешнего долга России отражены в программе внешних заимствований РФ и предоставляемых Россией государственных кредитов. Эта программа входит в состав документов, предоставляемых одновременно с бюджетом на следующий финансовый год. В ней дается перечень внешних заимствований на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, объема заимствований. Программа отражает все займы и гарантии, величина которых превышает 10 млн. долл. на весь срок займа. Она утверждается Федеральным собрание РФ.

1.4 Методы регулирования государственного долга

  Основными методами регулирования государственного долга являются: реструктуризация, конверсия, пролонгация и уступка права требования, а также некоторые другие.

 Реструктуризация означает основанное на соглашении сторон прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. В процессе реструктуризации может быть осуществлено частичное списание суммы основного долга (ст. 105 Бюджетного кодекса РФ).

В условиях долгового  кризиса реструктуризация задолженности  становится одним из первичных механизмов управления государственным долгом, поскольку предоставляет должнику возможность отсрочки выплаты долга, изменения графика погашения или обслуживания эмитированных ценных бумаг. Промежуточным итогом реструктуризации является предоставление должнику льготного периода, в течение которого выплачиваются только проценты по долговым обязательствам. Предоставление льготного периода выгодно не только должнику, но и кредитору, поскольку за это время заемщик может мобилизовать дополнительные финансовые ресурсы для поднятия внутренней экономики и создания тем самым благоприятных условий погашения государственного долга. В частности, в 1996 г. внутренний долг Российской Федерации в иностранной валюте был переоформлен в государственные облигации.

Условия проведения реструктуризации внутреннего долга  определены БК РФ и заключаются в  погашении долговых обязательств путем выпуска новых долговых обязательств в объеме погашаемых с одновременным установлением новых условий обслуживания и сроков погашения размещаемого долга.

Реструктуризация  внешнего долга возможна, как правило, с согласия международных финансовых организаций - кредиторов при наличии условий, выработанных международной финансово-кредитной практикой.

Конверсия государственного долга означает совокупность финансово-правовых механизмов, направленных на сокращение долга. В результате конверсии происходит замена внешнего долга на другие виды обязательств, как финансово-правовые, так и гражданско-правовые. Так, возможен перевод государственного долга в инвестиции промышленности государства-кредитора, погашение долга товарными поставками, выкуп собственного долга на особых условиях, обмен долга на долговые обязательства государств, не являющихся первоначальными сторонами в кредитном договоре, и др.

В отличие от реструктуризации конверсия направлена не на отсрочку платежей, а на сокращение денежного  объема государственного долга.

Новация государственного долга означает прекращение обязательства соглашением сторон о замене первоначального кредитного договора другим обязательством. Новое обязательство предусматривает иной предмет или способ исполнения. Главным условием новации является сохранение субъектного состава обязательства.

Пролонгация государственного долга означает продление срока действия долгового обязательства.

Уступка права  требования представляет собой замену одного кредитора другим. Данный метод  регулирования государственного долга  может выражаться в продаже государством своей дебиторской задолженности третьим лицам.

Секьюритизация - переоформление нерыночных займов в  ценные бумаги, свободно обращающиеся на финансовых рынках.

Аннулирование - отказ от всех обязательств по ранее  выпущенным займам. Но применение этого  метода ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов.

Консолидация - государственного долга производится путем продления срока действия кратко и среднесрочных займов или  путем унификации ранее выпущенных кратко и среднесрочных займов в один долгосрочный заем. Так формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов. Это приводит к тому, что отодвигаются сроки выплат по долгу. Погашение старой государственной задолженности с помощью выпуска новых займов называется рефинансированием.

2.Структура внешней задолженности РФ.

2.1 Состав и структура внешнего долга России

Государственным внешним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в основном в евро и долларах США.

Внешние заимствования  осуществляются на основе международных  договоров Правительством РФ или  от имени российских юридических  лиц. Законом установлен предельный размер государственных внешних заимствований РФ, который не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате российского долга. Учет и регистрация заимствований и предоставляемых кредитов находится в ведении Минфина РФ, а их порядок определяется Правительством РФ.

Государственные долговые обязательства могут быть классифицированы по следующим параметрам:

срок действия - долговые обязательства РФ могут  носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет); все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет;

право эмиссии - эмитентом долговых обязательств РФ могут выступать центральное правительство, правительства национально-государственных и административно-территориальных образований, а также органы местного самоуправления;

признак субъектов - держателей ценных бумаг - долговые обязательства  РФ могут быть реализуемыми только среди населения, только среди юридических лиц, а также как среди юридических лиц, так и среди населения;

по форме  займы делятся на облигационные  и безоблигационные;

облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг;

безоблигационные  займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Займы также  классифицируются по форме выплаты  доходов и методам размещения.

Все условия  межправительственных займов фиксируются  в специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия. Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

Взятые взаймы денежные средства у населения, хозяйствующих  субъектов и других стран поступают  в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Как правило, государственные  займы в разных формах используются для покрытия бюджетного дефицита.

Источником  погашения государственных займов и выплаты процентов по ним  выступают средства бюджета, где  ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. В условиях нарастания бюджетного дефицита или  отсутствия средств для обслуживания долга государство может прибегнуть к реструктуризации своих долгов. Возможные схемы реструктуризации долговых обязательств включают

списание долга - если обязательства страны превышают  ее ожидаемую платежеспособность, то возможно частичное или полное списание задолженности;

выкуп долга - некоторые  страны-должники имеют в своем  активе значительные объемы золотовалютных резервов, в таком случае можно  разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке;

секьютеризация - основная идея секьютеризации состоит в том, что страна должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются; в случае продажи, вырученные средства направляются на выкуп старых обязательств;

обмен госдолга на акции национальных предприятий - Предоставление кредиторам права  продажи долгов с дисконтом за национальную валюту, на которую впоследствии можно приобрести акции национальных компаний.

Предельный  объем государственного долга на очередной финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой по формам обеспечения обязательств.

Предельный  объем государственных заимствований  Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ. Правительство РФ вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, если при этом осуществляется реструктуризация государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга (БК РФ,ст.106, п. 2).

Таблица 2. Структура  государственного внешнего долга Российской федерации, млрд. долларов США

Категория долга

01.01.2007

01.01.2008

01.01.2009

01.01.2010

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего  СССР, принятые Российской Федерацией )

52,0

44,9

40,6

37,6

Задолженность перед официальными кредиторами - членами  Парижского клуба,не являвшаяся предметом  реструктуризации

3,1

1,8

1,4

0,9

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

3,3

2,2

1,9

1,8

Задолженность перед официальнымикредиторами - бывшими странами СЭВ

1,9

1,5

1,4

1,3

Коммерческая  задолженность бывшего СССР***

0,8

0,7

1,2

0,8

Задолженность перед международными финансовыми  организациями

5,5

5,0

4,6

3,8

Задолженность по еврооблигационным займам

31,9

28,6

27,7

26,2

внешний облигационный  заем 2010 года

     

0,3

внешний облигационный  заем 2030 года

     

19,9

внешний облигационный  заем 2018 года

     

3,5

внешний облигационный  заем 2028 года

     

2,5

Задолженность по ОВГВЗ

4,9

4,5

1,8

1,8

в том числе:

       

ОВГВЗ VII серии

     

1,75

Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным  за счет средств Банка России

       

Задолженность по гарантиям Российской Федерации  в иностранной валюте

0,6

0,6

0,6

0,9

         

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ) складывается из:

1. задолженность  перед официальными кредиторами  - членами Парижского клуба;

2. задолженность  перед официальными кредиторами  - не членами Парижского клуба;

3. задолженность  перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ;

4. коммерческая  задолженность бывшего СССР;

5. задолженность  перед международными финансовыми  организациями;

6. задолженность  по еврооблигационным займам;

7. задолженность  по ОВГВЗ;

8. задолженность  по гарантиям РФ в иностранной валюте.

В общем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, основной объем долга составляют задолженность по еврооблигационным  займам. Еврооблигации - это ценные бумаги, эмитированные в валюте, отличной от национальной денежной единицы эмитента, имеющие средне- или долгосрочное обращение на территории иностранных государств, кроме страны эмитента. Данный вид долговых обязательств в структуре государственного внешнего долга Российской Федерации составлял по состоянию на 1 апреля 2010 года 25 487,0 млн. долл. США.

Задолженность перед международными финансовыми  организациями на 1 апреля 2010 составляет 3 588,9 млн. долл. Международные финансовые организации - это межгосударственные финансовые институты, специализирующиеся на кредитовании и других финансовых операциях в соответствии с уставами, утверждениями странами - членами. Внешняя задолженность Российской Федерации в части международных финансовых организаций включает в себя государственные долговые обязательства перед следующими организациями:

1. Международный  валютный фонд (МВФ);

2. Международный  банк реконструкции и развития (МБРР);

3. Европейский  банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Данные организации  относятся к специализированным учреждениям ООН так называемой Бреттон-Вудской группы. Они были созданы в 1944 году. Россия вступила в Международный валютный фонд и Всемирный банк в 1992 году.

По состоянию  на 1 апреля 2010 года задолженность перед  странами кредиторами - не членами Парижского клуба кредиторов составило 1 811,2 млн. долл. США. Постановлением Правительства "О порядке продолжения работы по реструктуризации внешней задолженности бывшего СССР" Министерству финансов Российской Федерации совместно с Внешэкономбанком было поручено представить в Правительственную комиссию по государственному внешнему долгу и активам бывшего СССР информацию о состоянии внешней задолженности бывшего СССР официальным кредиторам, не представленным в Парижском клубе кредиторов.

Информация о работе Государственный долг