Государственный долг Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 00:15, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является научное обоснование экономической природы государственного долга, выявления основных тенденций и специфических особенностей формирования государственного долга в Украине; обоснование методов управления государственным долгом и его обслуживание в условиях переходной экономики Украины.
Для достижения поставленной цели в работе предполагается решить ряд задач, главными из которых являются:
обоснование экономической сущности государственного долга как составной государственных финансов;
выявление основных тенденций формирования государственного долга Украины;
определение основных этапов формирования государственного внутреннего долга, анализ механизма управления им;
оценка размера и динамики задолженности Украины;

Содержание

Вступление 3
2. Причины возникновения государственных заимствований 9
3. Обслуживание государственного долга 15
4. Методы управления 24
Выводы 34
Список использованной литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая 3ий курс.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)


Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина

Кафедра финансов и кредита

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

 

 

«Государственный долг Украины»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              Выполнил

Студент 3 курса группы ЭФ-31

Специальности: 6.030508 «Финансы и кредит»

Прокопчук С.А.

Научный руководитель:

проф. Глущенко А.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Харьков-2013

Оглавление

 

 

Вступление

В условиях интеграционных и глобализационных процессов развитие международной финансовой системы характеризуется значительным увеличением внешней задолженности ведущих стран мира.

Сегодня государственный  долг является существенной составляющей финансовой системы, действующим инструментом в механизме макроэкономического регулирования и способом реализации экономической стратегии государства.

Управление и обслуживание государственного долга является одной  из приоритетных задач экономической  политики страны, важным условием стабильности ее финансовой системы. В Украине этот процесс сопровождается рядом проблем, а именно: несовершенством законодательной базы, значительным объемом государственного долга и его постоянным увеличением, механизмом реструктуризации долга и его обслуживанием,  который не способствует реалистичному прогнозированию основных макроэкономических показателей социально-экономического развития страны [1, стр. 6].

Вопрос государственного долга является предметом изучения многих ученых. Важный вклад в исследование проблемы государственного долга сделали западные экономисты: Д. Рикардо, А. Смит, М. Браунриг, С. Вайнтрауб, Х. Джонсон, А. Екстайн, Дж. Кейнс, А. Лаффер, А. Лернер, Р. Масгрейв , М. Фридман и другие. Среди российских ученых следует отметить труды: М.Б. Богачевского, Б. Г. Болдырева, Л. А. Дробозина, Л. Н. Красавиной, И. М. Осадчей, Ю. М. Осипова, Г. П. Солюс, В. М. Усоскин и др. Теоретические основы государственного долга и вопросы его управления освещаются в работах таких украинских ученых, как: А. Д. Василик, А. С. Гальчинский, Г. В Кучер, В. В. Корнеев, А.В. Плотников, Т. Г. Бондарук, В. М. Сутормина, В. А. Степаненко, и др.

Основным методом исследования является системный метод, использование  которого обусловило анализ государственного долга, как взаимосвязь всех его элементов. Исследование сущности экономических отношений по поводу государственного долга, определение основных понятий, формулирование исходных принципов и выводы осуществляются на основе метода научной абстракции. Особенности тенденции развития долгового вопроса в Украине и за границей выявленные с помощью метода сравнительного анализа, метода объединения исторического и логического. Также используются методы анализа и синтеза, объединение количественного и качественного анализа, группирование.

Целью данной работы является научное обоснование экономической  природы государственного долга, выявления  основных тенденций и специфических  особенностей формирования государственного долга в Украине; обоснование  методов управления государственным  долгом и его обслуживание в условиях переходной экономики Украины.

Для достижения поставленной цели в работе предполагается решить ряд задач, главными из которых являются:

  • обоснование экономической сущности государственного долга как составной государственных финансов;
  • выявление основных тенденций формирования государственного долга Украины;
  • определение основных этапов формирования государственного внутреннего долга, анализ механизма управления им;
  • оценка размера и динамики задолженности Украины;
  • выявление социальных и экономических последствий государственного долга.

Объектом исследования в данной работе является государственный  долг, а предметом исследования - влияние государственного долга  на экономику страны. 
1. Содержание и структура государственного долга

Существование государственного кредита приводит к появлению государственного долга и четкой системы управления им.

Государственный долг - это  сумма задолженности государства  по выпущенным и непогашенным внутренним государственным заимствованиям, а  также сумма финансовых обязательств по отношению к иностранным кредиторам на определенную дату, включая выданные гарантии по кредитам, которые предоставляют местным органам власти, государственным предприятиям, иностранным поставщикам [2, стр. 50-53].

Проблема государственного долга стала актуальной во второй половине  20 века, когда государства стали несостоятельными аккумулировать в бюджете достаточные финансовые ресурсы для выполнения своих функций и начали применять долговую политику, одалживая на внешнем и внутреннем рынках. 

Развитие государственного кредита  и, соответственно, создание государственного долга характерно для всех стран, как с развитыми рыночными  отношениями, так и с переходной экономикой.

У большинства стран  с развитой экономикой есть государственный долг, но это не стало причиной дестабилизации их экономики.

Одним из способов определения уровня государственного долга страны является его сравнение с величиной  долга, накопленной другими странами. На протяжении  последних лет  величина государственного долга относительно ВВП составляла в Японии – 114%, Италии – 107%, Канаде – 69%, Германии – 62%, Франции – 59%, США – 53%, Англии – 43%.

В странах с рыночной экономикой фактор наличия государственного долга  является одним из главных факторов, который предоставляет специфики функционированию их финансовых отношений [3, стр. 227-228].

В зависимости от субъектов кредитных  отношений различают внутренний и внешний государственный долг.

Внутренний долг - это задолженность  государства всем владельцам облигаций  внутренне государственной ссуды и других государственных ценных бумаг, то есть гражданам и предприятиям своей страны, которые являются кредиторами государства.

Внешний долг перед иностранными странами в лице международных финансовых организаций, правительств иностранных государств и иностранных частных лиц и организаций.

В зависимости от структуры долговых обязательств выделяют:

  1. Монетизированный долг, который состоит из долгов государств коммерческим банкам как основным владельцам государственных ценных бумаг. Он фиксируется в балансах банков, и поэтому анализ его динамики находится под пристальным контролем. Сумма монетизированного долга состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (как внутренних, так и внешних), включая выданные гарантии по кредитам.
  2. Немонетизированный долг, который состоит:

                     1)из невыполненных государством  финансовых обязательств перед  населением по социальным выплатам, предусмотренными действующим законодательством  (задолженность по выплате пенсий, стипендий, помощи, заработной платы и др.);

                     2) задолженности по хозяйственным  отношениям с реальным сектором  экономики (задолженность по государственным  заказам, по предоставлению услуг  государственными учреждениями и др.) [4, стр. 634-635].

Различают также  капитальный  и текущий долги государства. Капитальный долг - это общая сумма  задолженности прошлых лет и  процента, который должен быть оплачен  по ссудам.

Текущий долг - это расходы  государства, связанные с погашением в текущем году долговых обязательств и надлежащих к уплате в этот период процентов по всем выпущенным на данный момент ссудам [5, стр.229].

Также государственный  долг подразделяется на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет)  и долгосрочный (свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов и привлеченных новых заемных средств [6, стр.504].

Для относительной характеристики величины государственного долга в  мировой практике используются специальные  показатели – относительные параметры  внешнего долга. Они включают отношение  долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг. По классификации Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности считается отношение меньше 18 %; умеренным – 18-30%. Другими показателями также являются:

- отношение валового  внешнего долга к ВВП (менее  48% - низкая; 48-80% - умеренная задолженность);

- отношение валового  внешнего долга к экспорту  товаров и нефакторных услуг  (менее 132% - низкая; 132-220% - умеренная);

- отношение платежей вознаграждения к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 12% - низкая; 12-20% - умеренная) [7].

Ведь когда мы говорим  о долге, мы всегда говорим о конкретном долге конкретного лица, в данном случае государства. В связи с  чем, для полноценного понимания термина “государственный долг” его нельзя рассматривать в отрыве от официального определения, данного в законодательстве страны, чей долг рассматривается.

При этом, хотелось бы отметить, что в любом определении всегда присутствуют центральные исполнительные органы власти.

Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения  денежных ресурсов для расширения воспроизводства  и удовлетворения общественных потребностей. Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета. При этом, наличие государственного долга не является исключением в экономике, скорее правилом: экономические развитые страны имеют значительный внутренний долг.

Однако существует значительная разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга в зависимости от страны. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые займы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков.

Государственный долг рассматривается как “заем нации самой себе” и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации.

В связи с вышеизложенным невозможно сказать однозначно, что  появление государственного долга  связано исключительно с ухудшением экономической ситуации в стране, более того грамотно распорядившись возможность привлечения заемных средств (и как следствие увеличив государственный долг) возможно не только улучшить экономическую ситуацию в стране и решить остро вставшие социальные проблемы, но и просто использовать его как источник финансирования в соответствии с принципами грамотного финансового менеджмента с большой пользой для своей страны.

 

2. Причины возникновения государственных заимствований

Государственные займы  – это кредитные отношения  между государством и физическими и юридическими лицами, в результате которых государство получает обусловленную сумму средств на обусловленный срок за установленную плату. С их помощью мобилизируются временно свободные средства юридических и физических лиц для финансирования потребностей государства [3, с.225].

Государственные заимствования  совершаются со стороны  какого-либо государства в институциональные  единицы других секторов экономики. Это основной способ получения государством свободных финансовых ресурсов. Если заимствование совершается внутри страны, государство выступает в роли заемщика, а население и предприятия  -  в роли кредиторов. Если - в сфере международных отношений, то государство выступает как заемщик, так и кредитор.

Существуют следующие  формы заимствований:

  1. Государственный облигационный заем, выпуск других ценных бумаг.
  2. Вращения части вкладов населения в государственные займы
  3. Казначейский заем
  4. Гарантированный заем [4, с.111-112]

Опыт развития мировой  экономики подтверждает, что государственный  долг – это сложное явление, обусловленное перечнем факторов, которое в условиях каждой страны может иметь свою специфику. Государственные заимствования не всегда приводят к банкротству государства, а само по себе наличие государственного долга не дает представления относительно реального состояния государственных финансов. Подтверждением тому есть опыт Англии, которая считается родиной государственного кредита и которая, несмотря на рост государственного долга, достигла расцвета экономики [8, с.250].

Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета в результате роста военных расходов, особенно в периоды экономических спадов, и политики сокращения налогов. Так же в качестве причины возникновения долга можно указать и недостаток политической воли - дефицит бюджета и растущий государственный долг есть не что иное, как результат отсутствия политической воли и решимости. Расходы зачастую приносят дополнительные голоса на выборах, а повышение налогов влечет за собой политическую опалу.

Информация о работе Государственный долг Украины