Государственный долг Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 00:15, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является научное обоснование экономической природы государственного долга, выявления основных тенденций и специфических особенностей формирования государственного долга в Украине; обоснование методов управления государственным долгом и его обслуживание в условиях переходной экономики Украины.
Для достижения поставленной цели в работе предполагается решить ряд задач, главными из которых являются:
обоснование экономической сущности государственного долга как составной государственных финансов;
выявление основных тенденций формирования государственного долга Украины;
определение основных этапов формирования государственного внутреннего долга, анализ механизма управления им;
оценка размера и динамики задолженности Украины;

Содержание

Вступление 3
2. Причины возникновения государственных заимствований 9
3. Обслуживание государственного долга 15
4. Методы управления 24
Выводы 34
Список использованной литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая 3ий курс.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

5. Обмен облигаций  государственной ссуды по регрессионными  соотношениями. В этом случае  определенное количество ранее  выпущенных облигаций ссуды равняется  одной опять выпущенной облигации  государственной ссуды.

6. Аннулирование долговых обязательств государства - предопределено финансовой несостоятельностью государства оплатить свои обязательства из-за неблагоприятной экономической ситуации или из политических мотивов. Под аннулированием государственного долга понимаются мероприятия, в результате которых государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным ссудам. Аннулировать свои ценные бумаги государство может в случае банкротства или в результате прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущей власти.

7. Реструктуризация - это  метод управления долгом, используя  который можно значительно облегчить  долговой груз за счет пересмотра  условий и сроков уплаты общей стоимости кредита и процентных платежей. Важную роль в управлении долгом и его реструктуризации играет сотрудничество с Парижским клубом, который разработал стандартизированные формы, методы и условия переоформления долгов [4, c. 124-127].

Среди инструментов реструктуризации выделяют две основных группы:

1)План Парижского клуба

  • Для стран с низким уровнем дохода на душу населения (Неаполитанские условия, 1994): отсрочка выплаты основной части долга сроком до трех лет.
  • Для стран со средним уровнем дохода на душу населения (Хьюстонские, 1990, Лондонские, 1991, условия): конверсия соответствующих долгов на акции, предоставление кредиторам права продажи долгов с дисконтом за национальную валюту, на которую можно купить акции национальных компаний.

2)План Бреди предусматривает:

  • Избежание простого списания долгов.
  • Вмешательство во внутренние дела государства (вроде политики МВФ).
  • Разнообразные схемы предоставления новых ссуд странам, которые чувствуют нехватку ликвидных средств.
  • Удлинение сроков выплаты долгов и списания некоторой их части при условии, что страны-кредиторы извлекут двойную выгоду, выкуп страной-должником части своих обязательств (10-15%) по резко сниженному валютному курсу.
  • Прекращение оттока капитала и в некоторых случаях - возвращение его в страну.
  • Реструктуризация долгов которая предусматривает предоставление преимущества некоторым из них [2].

Важной есть сфера  управления государственным долгом, связанная с определением условий  и выпуском новых займов. При определении  условий эмиссии займов, основными с которых есть уровень доходности ценных бумаг для кредиторов, срок действия займов, государство обязано руководствоваться не только интересами достижения максимальной финансовой эффективности займов, но и учитывать реальную конъюнктуру финансового рынка. Успех новых займов может быть обеспечен только в том случае если правильно учтено состояние экономики, состояние денежного обращения, уровень доходности и сроки действующих займов, льготы, которые предоставляются кредиторам и другие факторы. Изготовление, сохранение и распространение облигаций государственного займа возложено на соответствующие подразделы Министерства финансов Украины; реализация ценных бумаг – на банковскую систему [12].

Управление государственным  внутренним долгом Украины осуществляет Министерство финансов Украины в порядке, согласованном с Национальным банком Украины. Размещение долговых обязательств правительства Украины и предоставления гарантий от его имени осуществляет по его поручению Министерство финансов Украины. Предельные размеры государственного внутреннего долга Украины, его структура, источники и сроки погашения устанавливает Верховная Рада Украины одновременно с утверждением Государственного бюджета Украины на следующий год [3, c.236].

Создание долгосрочных условий для стабильности финансовой системы Украины, обеспечение стойкости внешнеэкономической позиции государства, недопущение чрезмерного возрастания долговой нагрузки на экономику страны, расширение инвестиционного потенциала реального сектора и полноценная интеграция экономики в мирохозяйственный комплекс требуют разработки концептуальной основы управления внешним национальным долгом Украины.

В Украине, с учетом особенностей развития финансово-кредитной системы, стратегическими направлениями  долговой политики государства должны стать:

    1. Поддержание размера государственного долга Украины на экономически безопасном уровне.
    2. Оптимизация структуры государственного долга и снижение стоимости его обслуживания.
    3. Удержание стабильной долговой позиции правительства и предотвращение возникновения кризисов ликвидности и платежеспособности.
    4. Продуктивное использование заемных средств и усиление инвестиционной направленности государственных займов.

Эффективное управление долговыми обязательствами правительства  и соблюдение экономически неопасной долговой нагрузки будут создавать почву для укрепления финансовой системы Украины, обеспечения платежеспособности государства и усиления стимулирующего влияния государства на социально-экономическое развитие.

Уроки мирового опыта  создают почву для разработки научно обоснованных основ политики управления внешним государственным долгом Украины. Стратегическими ориентирами данной политики должны стать удержание умеренного размера государственного долга Украины, сбалансирование его структуры, оптимизация привлечения заемных средств для нужд государства и увеличения эффективности их использования.

  1. Уменьшение объемов размещения внешних государственных займов.
  2. Развитие внутреннего рынка заемных капиталов.
  3. Удержание умеренных объемов дефицита государственного бюджета.
  4. Снижение государственного долга в период масштабной приватизации государственного имущества [8, c. 255-258].

 

Под управлением государственным  долгом - понимается совокупность мероприятий государства по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий по выпуску новых государственных ценных бумаг. Управление государственным долгом подразделяется на два больших блока: управление внутренним и управление внешним государственным долгом. В целом государственный внутренний долг представляет собой сумму бюджетных дефицитов за предшествующие годы, увеличенную на сумму расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга. Основными методами финансирования государственного внутреннего долга являются денежно-кредитная эмиссия и выпуск государственных займов. Денежно-кредитная эмиссия - это наиболее простой способ финансирования государственного долга и дефицита государственного бюджета. В этом случае государственный долг не увеличивается, следовательно, не возникает издержек по его обслуживанию. Покупая государственные обязательства центральные банки создают “базу” для последующей депозитно-чековой эмиссии коммерческих банков, что непосредственно ведет к увеличению массы обращающихся денег. Финансирование бюджетного дефицита на основе денежно-кредитной эмиссии вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляции, которая имеет тяжелые социально-экономические последствия. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой, где финансовые рынки развиты недостаточно, налицо эмиссионный характер финансирования бюджетного дефицита. Выпуск государственных ценных бумаг является наиболее целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в Центральном банке и доходов от денежной эмиссии. Размещение государственных займов среди юридических лиц не сопровождается увеличением денег в обращении, то есть носит неинфляционный характер. В практике развитых стран Запада дефицит бюджета, как правило, финансируется за счет новых ценных бумаг, выпускаемых правительством в течение года. Финансовой базой погашения займов выступают налоги. В периоды экономического кризиса займы могут опережать налоговые поступления. Растущие государственные расходы, связанные с обслуживанием государственного долга, обусловливают повышение налоговых платежей за счет увеличения налогооблагаемой базы, или повышения ставок налогов. Существуют следующие меры в области управления государственным внутренним долгом: конверсия - изменение доходности займов. Государство чаще всего снижает процентные ставки по займам, в целях снижения расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга. Не исключается возможность повышения доходности государственных ценных бумаг. консолидация - изменение условий займа, связанных с их сроками. Как правило срок займа увеличивается, но может быть и уменьшен. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов ценных бумаг, обращающихся одновременно, что сокращает расходы государства по обслуживанию долга. В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, то есть несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией. рефинансирование предыдущих займов означает, что на ту сумму задолженности, которая должна быть погашена в данном году, осуществляется выпуск новых займов. аннулирование государственного долга - это мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним, или по всему государственному долгу).

Аннулирование государственных  ценных бумаг проводится по двум причинам: в случае финансовой несостоятельности  приход к власти новых политических сил, которые отказываются признать финансовые обязательства предыдущей власти. отсрочка погашения займа - мера, при которой отодвигаются сроки погашения займов и прекращается выплата доходов. Отсрочка погашения внешней задолженности может и не повлечь приостановку выплаты процентов. Отсрочка погашения займа принимается в таких случаях, когда большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплату процентов и погашение по ранее выпущенным займам. В настоящее время в мировой практике управления выпущенным долгом отчетливо проявляются две тенденции: направленность большинства стран на диверсификацию видов ценных бумаг и сроков погашения; стремление к пролонгированию государственной задолженности. В этих условиях доля долгосрочных долговых обязательств в обороте государственных ценных бумаг становится показателем устойчивости рынка. Комплекс мер по управлению государственным внешним долгом намного уже, чем по управлению внутренним долгом. В случае, если государство-заемщик не может платить долги и проценты по ним, а кредиторы не желают давать отсрочку и провести реструктуризацию задолженности, то кредиторы могут объявить страну банкротом. Тогда производится арест всех зарубежных активов этой страны, всех находящихся в зарубежных портах судов и грузов в уплату долгов кредиторам, парализуется импорт. Если государство признает угрозу банкротства, то по просьбе правительства под эгидой международных финансовых организаций в стране вводится контроль над экономикой и финансами. Создается управляющий орган - международный валютный совет, который уполномочен решать вопросы распределения и использования выделяемых правительству средств. При этом национальная валюта привязывается жестко к доллару и доллар запускается в обращение наряду с национальной валютой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

В курсовой работе научно обоснована экономическая природа  государственного долга, выявлены основные тенденции и специфические особенности  формирования государственного долга  в Украине, обоснованы концептуальные основы по совершенствованию механизма его управления и обслуживания в условиях переходной экономики Украины. В результате сформулированы следующие выводы:

  1. Дефицит государственного бюджета, привлечение значительного объема государственных заимствований как из внутренних, так и из внешних источников обусловили формирование государственного долга в условиях переходной экономики Украины. Государственный долг - это сумма финансовых обязательств государства по отношению к внешним кредиторам и сумма задолженности государства по выпущенным и не погашенных государственных внутренних займах. Государственный долг является структурным компонентом государственных финансов любой страны с развитыми рыночными отношениями. Также рассмотрены виды государственного долга.
  2. Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета в результате роста военных расходов, особенно в периоды экономических спадов, и политики сокращения налогов. Так же в качестве причины возникновения долга можно указать и недостаток политической воли - дефицит бюджета и растущий государственный долг есть не что иное, как результат отсутствия политической воли и решимости.
  3. Рассмотрено 2 точки зрения на проблему государственного долга: традиционная и рикардианская.
  4. Обосновано понятие «обслуживание государственного долга». Обслуживание государственного долга - это погашение займов, выплаты процентов по ним, уточнения и изменения условий погашения выпущенных займов.
  5. Обосновано содержание понятия "управление государственным долгом". Управление государственным долгом определяется как совокупность мероприятий государства связанных с выпуском и погашением государственных долговых обязательств, определением ставок процентов и выплатой дохода по государственным ценным бумагам, установление лимита долга, поддержанием курса государственных обязательств, определением условий выпуска новых государственных ценных бумаг . Методами управления государственным долгом являются конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование ссуды.
  6. Исследование динамики и структуры государственного долга Украины позволило систематизировать этапы его формирования.
  7. Рассмотрены внешний и внутренний долг Украины. Внутренний государственный долг Украины - это задолженность государства всем владельцам облигаций внутренне государственной ссуды и других государственных ценных бумаг, то есть гражданам и предприятиям своей страны, которые являются кредиторами государства. Государственный внешний долг Украины - это задолженность по непогашенным внешним ссудам и невыплаченным по ним процентами на определенную дату
  8. Нынешний уровень экономической безопасности в Украине, учитывая продолжающуюся тенденцию к быстрому росту объема внешней и внутренней задолженности, недостаточен. Размеры государственного долга в своих абсолютных значениях могут достигать довольно больших размеров, однако долг всегда должна находиться в определенной зависимости относительно величины ВВП. Превышение показателя государственного долга в соответствии размеров ВВП, а следовательно и других (скоординированных с ВВП) макроэкономических показателей, начинает представлять угрозу экономической безопасности страны.

Информация о работе Государственный долг Украины