Государственный долг и методы управления им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - проанализировать ситуацию в области государственного долга и дефицита бюджета в Российской Федерации и выявить пути преодоления дефицита бюджета и погашения государственного долга.
На основе цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
* изучить теоретические основы вопроса о государственном бюджете;
* рассмотреть ситуацию по проблеме государственного долга и дефицита бюджета в РФ;
* выявить методы управления государственным долгом.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
1. Понятие и сущность государственного долга……………………………….4
1.1 Государственный внешний долг ……………………………………………7
1.2 Государственный внутренний долг …………………………………….......11
2. Методы управление государственным долгом ………………………….......12
3. Перспективы погашения государственного долга Российской Федерации..23
Заключение……………………………………………………………………36
Список используемых источников…………………………………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

Государственный долг и методы управления им.rtf

— 385.34 Кб (Скачать файл)

Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи 

КГОУ  СПО «Алтайский колледж информационных технологий» 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ   РАБОТА

По дисциплине «Финансы и кредит»                                                                                                                           на тему : «Государственный долг и методы управления им » 
 
 
 
 
 
 

Выполнил студент 4 курса

  заочного отделения

4 ф группы

Карнаухов В.А.

Проверил преподаватель:

Михайлова Е.Г. 
 
 
 

Волчиха, 2010

Содержание

        Введение ………………………………………………………………………3                                                                                                

    1. Понятие и сущность государственного долга……………………………….4                                                                                                                                                                                                   

    1.1 Государственный внешний долг ……………………………………………7

       1.2 Государственный внутренний долг  …………………………………….......11                                                                            

    2. Методы управление государственным долгом ………………………….......12                                             

    3. Перспективы погашения государственного долга Российской Федерации..23

         Заключение……………………………………………………………………36                                                                                           

          Список используемых источников…………………………………………..38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   На современном этапе проблема бюджетного дефицита в России не является главной проблемой экономики Российской Федерации, но сохраняет свою актуальность, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней. И то, что сейчас по официальным данным дефицит госбюджета преодолен, не значит, что он остался в прошлом навсегда и не повторится в будущем. Уровень налогов и государственных расходов позволяет бюджету играть ведущую роль в обеспечении экономического роста и занятости работников. Бюджет является важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Бюджетный механизм представляет собой важный инструмент долгосрочной структурной политики. Он используется для проведения крупных структурных сдвигов: в интересах более быстрого развития наукоемких производств, прогрессивных  научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема  отстающих в экономическом отношении регионов. Возросшая регулирующая роль бюджета дала основание западным ученым рассматривать его в качестве плана финансового устройства, который служит средством достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного бюджетного стабилизатора. В соответствии с бюджетным кодексом принимается Федеральный закон о бюджете на текущий год, на основании которого страна живет в течение одного года, расходуя ресурсы на хозяйственную деятельность, проводя внешнюю и внутреннюю политику государства.

   Цель работы - проанализировать ситуацию в области государственного долга и дефицита бюджета в Российской Федерации и выявить пути преодоления дефицита бюджета и погашения государственного долга.

   На основе цели в курсовой работе  поставлены следующие задачи:

  • изучить  теоретические основы вопроса о государственном бюджете;
  • рассмотреть ситуацию по проблеме государственного долга и дефицита бюджета в РФ;
  • выявить методы управления государственным долгом.

1. Понятие и сущность государственного долга

    Государственный долг -- это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе дано юридическое определение этого понятия как долговых обязательств РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Государственные долговые обязательства могут существовать в различных формах:

  • кредитные соглашения и договоры РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредитов;
  • государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;
  • договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами;
  • переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе федеральных законов;
  • соглашения и договоры РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

    Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию он делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные -- к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга: совокупный долг нерезидентам, а внутреннего долга -- как совокупного долга резидентам.

    Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный долг -- это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг -- это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.

    По срокам государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать срок в 30 лет.

    По уровню управления государственный долг делится на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ.

    Размеры и структура государственного внутреннего долга приведены в Программе государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Программа входит в число документов, предоставляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.

    Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год (федеральным законом, законом субъекта РФ или местного органа власти). Предельный объем может быть превышен Правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня. Для субъекта РФ этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем году. Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, привлеченных в текущем году заемных средств. Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы больше 15%, то могут быть применены следующие санкции:

  • ревизия бюджета субъекта РФ;
  • передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль Министерства финансов РФ или местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта РФ;
  • иные меры.

    В РФ действует единая система учета и регистрации государственного долга. Субъекты РФ и муниципальные образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет Государственную долговую книгу РФ.

    Внутренние долговые обязательства можно разбить на две группы:

  • рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ и др.);
  • нерыночные, выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность перед ЦБ РФ и др.).

    Быстрый рост государственного внутреннего долга привел к тому, что расходы по обслуживанию долга стали превышать доходы от размещения государственных ценных бумаг. Поэтому были приняты меры, которые позволили снизить эти затраты, а именно: на российский рынок ценных бумаг были допущены нерезиденты; начался выпуск нерыночных займов и золотых сертификатов; начался выпуск еврооблигаций, который позволил перевести внутренний долг во внешний.

    Расходы по обслуживанию внешнего долга меньше, чем внутреннего, заимствования за рубежом в худшем случае обходятся в 25%  годовых. Однако обострение финансового кризиса внесло свои коррективы в эти планы.

    Классификация государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ -- это группировка долговых обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ. Классификация государственных внутренних долгов включает в себя 27 видов внутренних заимствований: целевые займы и вклады; государственные внутренние займы 1991 и 1992 гг.; государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР; казначейские обязательства; государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом;  и т.д.

    Классификация видов государственного внешнего долга РФ -- это группировка государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ. Классификация состоит из группы «Государственный внешний долг РФ», включающая следующие подгруппы: кредиты, полученные от правительств иностранных государств; от иностранных коммерческих банков и фирм;  от международных финансовых организаций.

                                      1.1 Государственный внешний долг

      Вне́шний долг -- суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Может взыматься:

  • правительством страны и субъектами федерации (руководством областей и городов)
  • кредитно-финансовыми организациями (банками, фондами и т.п.)
  • напрямую крупными предприятиями страны
  • у кредитно-финансовых организаций других стран

   В современной редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, под внешним долгом понимаются все долги в иностранной валюте. Однако следует особо отметить, что зачастую такие долги могут передаваться регионам, в том числе в виде государственных программ. В данном случае долг подсчитывается при первичной передаче, чтобы избежать учета одного заимствования повторно.

    Государственный внешний долг содержит:

    • Займы международных организаций;
    • Реструктуризированный долг бывшего СССР;
    • Кредиты и займы российских банков;
    • Кредиты и займы российских предприятий;
    • Валютные облигации внутреннего займа;
    • Еврооблигации и субфедеральные внешние займы и кредиты.

    Большую часть долга составляют долги, доставшиеся России от СССР,

    В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2009 года составил 40,6 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 2,4 % от объема ВВП страны. Для сравнения -- после кризиса 1998 года, внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП. По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008--2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит планируется покрывать за счёт новых кредитов. Таким образом, в ближайшие три года внешний долг России вырастет не менее, чем на $60 млрд. Общие выплаты в 2009 году должны составить $141,0 млрд (из них только $5 млрд -- приходится на органы государственного управления), 2010 -- $91,3 млрд ($4,6 млрд).

Информация о работе Государственный долг и методы управления им