Государственный кредит в системе финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 17:42, контрольная работа

Краткое описание

Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения - государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА. 4
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ+ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

Финансовое право.

 

ТЕМА: Государственный кредит в системе финансового права.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Выполнила: студентка 3-го

курса

Домашова Валерия Андреевна

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2014

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые  ресурсы. Уникальный способ их получения - государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда  (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком  средств, а население, предприятия  и организации -  кредиторами1.

В настоящее время огромное значение для нормального функционирования всей экономической системы в целом имеет государственный кредит. Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки. Его изучению посвящены произведения классиков марксизма, многочисленные работы советских и зарубежных экономистов. Однако эта тема не изучена полностью, нуждается в дополнительной доработке, поскольку кредитные отношения в современных условиях достигли наибольшего развития. "В настоящее время речь уже идет не о постоянном увеличении объемов денежных капиталов, предоставляемых в ссуду, но и о расширении субъектов кредитных отношений, а также растущем многообразии самих операций".

Наиболее характерные черты кредитной сферы - перенасыщение оборота платежных средств, утрата кредитом своего назначения. Произошли изменения в структуре кредитных вложений за последние годы. Доля кредитов, предоставляемых на восполнение недостатков бюджетных ресурсов, увеличилась. Все эти факты говорят о том, что необходимо уделять большое внимание проблеме кредита, так как экономическое состояние страны в значительной мере зависит от состояния кредитно-денежной системы. Поэтому необходимо учитывать опыт, накопленный развитыми странами в этой сфере. Необходимо проводить реформу всей кредитной системы (и не только), направленную на создание кредитных учреждений на акционерной основе. В нашей стране развились новые формы кредитов, таких как потребительский, коммерческий, различные формы аренды, в частности лизинг. Это ускорило развитие экономики нашей страны, сделало ее более эффективной.

Актуальность данной работы в том, что с помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы  для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета.

Целью контрольной работы является изучение государственного кредита, его сущности, форм и причин применения.

Исходя из цели исследования - изучения сущности и основных форм государственного кредита, поставлены следующие задачи:

- изучить краткую историю возникновения  понятия «государственный кредит»;

- определить сущность и существующие формы госкредита;

- сделать соответствующие выводы.

При написании контрольной работы использованы учебники по финансовому и бюджетному праву, а также публикации из периодических изданий последних лет.

 

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА.

 

 

Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.

Государственный кредит как экономическая категория является важнейшим существенным элементом финансов и проявлением системы финансовых отношений2.

Государственный кредит  - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный  заем ресурсов); возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях3.

На практике государственный кредит, как правило, характеризует кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на условиях возвратности для финансирования государственных расходов, и эта деятельность государства  в качестве заёмщика получила наибольшее развитие во всём мире. Как и любой другой заёмщик, государство привлекает средства на заранее определённый срок: до одного года, от одного до пяти лет, от пяти до тридцати лет. Так, Бюджетный кодекс РФ ( № -145 ФЗ от 31 июля 1998 г.) предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

Государственный кредит характеризует также отношения государства с экономическими субъектами, в ходе которых государство может выступать как кредитор или гарант. Как кредитор государство выступает в случае выдачи кредитов за счёт бюджетных средств. Кредиты предоставляются экономическим субъектам, региональным и местным органам власти, иностранным государствам, международным организациям. Предоставление государственных кредитов ведёт к формированию долга перед государством.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита -  и несёт признаки как тех, так и других. В качестве финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов, и является вторым по величине после доходов источником формирования финансовых ресурсов государства и местных органов самоуправления. В то же время процесс формирования и использования осуществляется в специфической форме - привлечение денежных средств на временной  и, как правило, на возмездной основе. Связь государственного кредита с финансами заключается также в том, что, во-первых, это распределительные отношения, отношения вторичного распределения части ВВП; во-вторых, одним из участников отношений неизменно является государство – субъект с особыми правами, которые, как правило, используются при заимствованиях; в-третьих, целью этих отношений является привлечение государством дополнительных финансовых ресурсов.

Как один из видов кредита, государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в  истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов. Если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в централизованные денежные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность. Платность означает, что через определённый период времени внесённая сумма возвращается с процентами.

Как один из видов кредита государственный (муниципальный) кредит имеет ряд специфических черт, к которым можно отнести:

- добровольный характер этих  отношений;

- возвратный и платный характер;

- в отличие от банковского  кредита, где в качестве его  обеспечения выступают материальные  ценности, при заимствовании средств  государством обеспечением кредита  служит все имущество, находящееся в его собственности;

- привлекаемые в результате  государственного (муниципального) кредита  средства имеют специфический  целевой характер — они направляются  на погашение бюджетного дефицита. В то же время на уровне  субъекта Российской Федерации или муниципального образования привлекаемые таким образом средства могут иметь четко выраженную целевую направленность;

- государственный кредит носит  срочный характер (в Бюджетном  кодексе оговорено, что государственные  и муниципальные обязательства не могут превышать соответственно 30 и 10 лет).

Государственный и муниципальный кредит как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную4.

Распределительная функция обеспечивает формирование централизованных денежных фондов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях или их использование на принципах срочности, платности, возвратности. В нашей стране поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. При неправильном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финансировании за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы.

Перераспределение осуществляется между:

- федеральным бюджетом и региональными  бюджетами;

- региональным бюджетом и бюджетами  муниципальных образований;

- международными финансово-кредитными  институтами и федеральным бюджетом;

- иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами;

- федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

Регулирующая функция государственного и муниципального кредита проявляется в том, что соответствующие институты, вступающие в кредитные отношения на федеральном, региональном и муниципальном уровне, прямо и опосредованно воздействуют на состояние денежного обращения, процесс производства, занятость населения, уровень процентных ставок и, в конечном счете, — на финансовую политику.

В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования выделенных средств на возвратной и платной основе выше, чем на безвозвратной и бесплатной. При этом кредитование создает мультипликативный эффект. У государства появляется дополнительная возможность для стимулирования развития отдельных отраслей и предприятий путем выделения им целевых бюджетных ссуд.

Регулирующая функция проявляется и при получении Россией внешних займов от Международного валютного фонда на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п.

С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.

Специфика контрольной функции в государственном и муниципальном кредите проявляется в том, что с ее помощью контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Формами контроля являются:

- контроль за движением денежных  потоков, осуществляемых через органы  федерального казначейства или  уполномоченные банки;

- контроль за соблюдением условий  кредитного договора; контроль за целевым использованием заемщиком выделенных средств;

- контроль за выполнением принятых  дополнительных обязательств субъектами  Российской Федерации и органами  местного самоуправления и др.

К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся:

- решение проблем финансирования  бюджетного дефицита;

- проведение региональной финансово-кредитной  политики, направленной на выравнивание  социально-экономических условий  жизни населения и функционирования  региональных экономик;

- поддержка муниципальных образований  в решении неотложных социально-экономических  задач;

- поддержка приоритетных для  экономики секторов и видов  деятельности.

 

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

 

 

Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит5.

Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.

Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту.

Государственные займы являются основной формой государственного кредита. По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.

Информация о работе Государственный кредит в системе финансового права