Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 17:42, контрольная работа
Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения - государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами
ВВЕДЕНИЕ 2
СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА. 4
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16
Государственный кредит делится на виды, отражающие специфику отношений и влияния ряда факторов. Виды государственного кредита определяются: составом заемщиков и кредиторов; конкретными причинами появления потребности у государства мобилизации средств; местом получения кредита; формой его оформления; методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата; сроками погашения государством своих обязательств; степенью риска кредитора и заемщика.
В зависимости от характеристики заемщика государственный кредит бывает6:
- централизованный;
- децентрализованный.
В первом случае в качестве заемщика центральный финансовый орган, во втором - местные органы власти. Децентрализованные займы проводятся для частичного покрытия расходов местного бюджета, а целевые займы для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и невещественными активами, находящимися в коммунальной собственности.
По месту получения кредита, государственный кредит подразделяется на: внутренние и внешние займы. По срокам они делятся на:
- краткосрочные (до 1 года);
- долгосрочные (свыше года).
В каждом конкретном случае оговариваются условия, формы и сроки государственного кредита. В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различают:
- государственные облигационные займы;
- безоблигационные займы.
Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центральным банком государственного бюджета - это примеры безоблигационных займов.
Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг - облигациями и казначейскими обязательствами (векселями).
Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).
Облигация имеет номинальную стоимость - обозначенную сумму долга - и курсовую цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между курсовой ценою и номинальной стоимостью представляет собой курсовую разницу.
Казначейские обязательства (векселя), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются займы (иногда среднесрочные - казначейские ноты), облигациями - средне - и долгосрочные.
По характеру погашения задолженности разделяются два варианта: одноразовая выплата и выплата частями. При погашении частями может применяться три варианта. Первый займ погашается равными частями на протяжении нескольких лет. Второй займ погашается постоянно возрастающими суммами. Третий – сумма постоянно уменьшается. Второй вариант применяется тогда, когда предусматривается в перспективе ежегодное повышение доходов государства, третий – напротив, когда доходы будут уменьшаться либо увеличиваться государственные расходы.
В зависимости от обязательств государства по погашению долга различают займы с правом и без права долгосрочного погашения. Право долгосрочного погашения дает возможность государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.
Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений. Такой подход направлен на создание благоприятных условий для привлечения средств как для государства, так и для ее кредитов. Разнообразие форм позволяет максимально учитывать разносторонние интересы юридических и физических лиц.
Государственный кредит требует особенного контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение. Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.
Выпуск государственных займов основывается на следующих условиях7: наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства; доверие кредиторов государству; заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству; возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.
Источниками погашения государственных займов могут выступать: доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты; дополнительные поступления от налогов; экономия средств от сокращения расходов; эмиссия денег; привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).
В современных условиях становится очевидно, что государственный кредит и государственный долг такие же важные экономические категории, как налоги, бюджет, денежное обращение, и несут не меньшую нагрузку в создании сбалансированных государственных финансов и стабильного денежного обращения.
Как один из видов кредита государственный кредит должен обладать главными атрибутами кредита: срочностью, возвратностью и платностью.
Главная его особенность состоит в том, что потребность в нем возникает чаще всего из-за финансовых затруднений страны. Источником его погашения выступает бюджет государства, государственный кредит используется чаще всего для покрытия бюджетного дефицита.
Россия чувствует себя хорошо. Россия по сравнению с ее большой экономикой ($1479 млрд.) почти не имеет долгов – только 2,5% ВВП.
Российское правительство выигрывает от большого экспортного профицита, что позволяет оплачивать государственные расходы. Источник профицита – экспорт нефти и газа.
Таблица 1 – Выплаты процентов по государственным кредитам
Страна |
1. Выплаты процентов по |
2. Выплаты по госкредитам в 2012 году, в млрд. $ |
3. Госкредиты к выплате в |
4. Итого (1+2+3), в млрд. $ |
Россия |
9 |
13 |
23 |
45 |
Канада |
14 |
221 |
298,1 |
535,3 |
Бразилия |
31 |
169 |
873 |
1073 |
Китай |
41 |
141 |
907 |
1069 |
Индия |
39 |
57 |
1115 |
1211 |
Великобритания |
67 |
165 |
1379 |
1611 |
Франция |
54 |
367 |
1772 |
2193 |
Италия |
72 |
428 |
2000 |
2500 |
Германия |
45 |
285 |
2304 |
2634 |
США |
212 |
2783 |
12532 |
15527 |
Япония |
117 |
3000 |
9324 |
12441 |
В контрольной работе я рассмотрела понятие государственного кредита, его сущность и формы.
Выяснили, что государственный кредит – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов для финансирования бюджетных расходов и других государственных программ.
Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами.
В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Главным способом их получения является государственный кредит. Он выражает отношения между государством и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда, наряду с бюджетом, в руках государства.
Также я изучила основные формы государственного кредита.
Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит. Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.
Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту, если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Государственные займы являются основной формой государственного кредита и характеризуются тем, что временно свободные денежные средств, имеющиеся у физических и юридических лиц, привлекаются для финансирования общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций и других государственных бумаг.
Нужно сказать, что сейчас особое место занимает коммерческий кредит, лизинг, облигационные займы, при которых кредитодателями выступает не одно, а несколько лиц. Приоритетным методом финансирования экономики стал выпуск ценных бумаг. Крупные банки практикуют выдачу персональных кредитов, которые отличаются тем, что они не привязаны к торговой сделке, да и сама система кредитования населения является весьма гибкой. Важной особенностью современного периода является растущая интернационализация кредитных систем развитых стран.
Россия в современных условиях выступает, как впрочем и любое современное государство, одновременно и международным кредитором, и международным должником. Это является результатом многолетнего длительного процесса заимствований на уровне национальных рынков развитых стран с рыночной экономикой и одновременно с этим кредитование ряда стран.
1. Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Седова М.Л. Финансы: учеб. – 2-е изд., М. Инфра-м: 2010;
2. Деменцев В.В. "Внешний долг
России в системе
3. Иванова М. А. Государственные заимствования на современном этапе / М. А. Иванова / / Финансы и кредит. - 2008.
4. Карташов A. B. Обзор международной научно-практической конференции "Финансовое право в условиях рынка в XXI веке" (совместно с О.Н. Горбуновой, Н.М. Артемовым, Е.М. Ашмариной) // Государство и право. 2007. №4.1,6печ. л.
5. Карташов A. B. Государственный кредит как элемент финансовой системы // Сборник материалов 5-й Международной межвузовской конференции аспирантов и студентов "Традиции и новации в системе современного российского права" (1-3 апреля 2008 г). МГЮА.М., 2009 (в печати).0,31 печ. л.
6. Трошин А.Н., Фомкина В.И., "Финансы, денежное обращение и кредит", 2006 г.
7. Ярославова С. Б. Государственный ресурсный кредит: о проекте программы "Государственный ресурсный кредит" / С. Б. Ярославова / Национальные проекты. - 2008. - С. 28-30.
1 Савин А.Ю. Финансовое право. – СПб.: Лина, 2005. – С. 36.
2 Иванова М. А. Государственные заимствования на современном этапе / М. А. Иванова / / Финансы и кредит. - 2008. - N14. – С 28-30.
3 Лаврушин О.И. Взаимодействие денежно-кредитной политики и финансовой политики // Финансы и кредит. - 2006. - №1. - С. 3.
4 Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2003. – С. 36-37.
5 Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов и колледжей по спец. «Финансы и кредит» / Л.Г.Баранова, О.В. Врублевская, Т.Е.Косарева, Л.А.Юринова. – М.: Перспектива, 2006. – С. 48.
6 Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов и колледжей по спец. «Финансы и кредит» / Л.Г.Баранова, О.В. Врублевская, Т.Е.Косарева, Л.А.Юринова. – М.: Перспектива, 2006. – С. 49-50.
7 Иванова М.А. Государственные заимствования на современном этапе // Финансы и кредит. - 2006. - №14. - С. 29.
Информация о работе Государственный кредит в системе финансового права