Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 16:22, реферат
Государственный финансовый контроль является неотъемлемой частью системы государственного управления.
В настоящее время в России большое внимание уделяется вопросам организации действенного механизма государственного финансового контроля. Это объясняется в первую очередь тем, что рыночная форма хозяйственных отношений, федеративный тип государственного устройства создают дополнительные проблемы, связанные с управляемостью и контролируемостью на федеральном, региональном и местном уровне.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИИ: ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Государственный финансовый контроль является неотъемлемой частью системы государственного управления.
В настоящее время в России большое внимание уделяется вопросам организации действенного механизма государственного финансового контроля. Это объясняется в первую очередь тем, что рыночная форма хозяйственных отношений, федеративный тип государственного устройства создают дополнительные проблемы, связанные с управляемостью и контролируемостью на федеральном, региональном и местном уровне.
Ключевыми задачами государственного финансового контроля на современном этапе являются:
_ выявление фактического
_ сопоставление конечного
_ оценка ситуации и выбор в случае необходимости корректирующих мер.
Целью государственного финансового контроля является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на максимально возможной ранней стадии, что позволило бы принять корректирующие меры, а в отдельных случаях, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.
Стоит отметить тот факт, что современная контрольная функция системы государственного управления финансами в Российской Федерации требует серьезного совершенствования. Отсутствие отлаженного механизма государственного финансового контроля оказывает негативное влияние на эффективность функционирования всей структуры государственной власти, создает благоприятные условия для процветания коррупции – основной болевой точки российского государства; препятствует достижению стратегических целей, стоящих перед страной.
О необходимости построения действенной системы государственного финансового контроля в Российской Федерации речь идет уже давно.
Существует огромное количество научных трудов, публикаций, посвященных данной проблеме. Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, вопрос выстраивания целостной и эффективно действующей системы государственного финансового контроля и ее совершенствования до сих пор стоит не перестает быть актуальным.
Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению проблемы совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации обратимся к теоретическому аспекту данного понятия.
Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляется в рамках бюджетного законодательства. Эта управленческая деятельность регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами "О бюджетной классификации Российской Федерации", "О бухгалтерском учете", о федеральном бюджете на соответствующий год и другими федеральными законами. Бюджетный кодекс Российской Федерации играет определяющую роль в регулировании правоотношений, возникающих в процессе финансового контроля и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Однако нельзя не отметить, что в Бюджетном Кодексе Российской Федерации отсутствует содержательное определение государственного контроля. Кроме того, интересы государства в области финансов не ограничиваются лишь бюджетом, контрольная деятельность касается также налоговой, таможенной, банковской сферы. Рассматривая государственный финансовый контроль как функцию государственного управления финансовыми потоками, следует отметить, что эта функция в определенной степени осуществляется всеми органами власти, более того, носит общественный характер.
В общем виде структура органов государственного финансового контроля выглядит следующим образом [1,стр.122-123]:
ОРГАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РФ
Органы законодательной власти Контрольные органы Президента РФ
Счетная палата РФ
Контрольно - счетные палаты субъектов РФ
Контрольно - счетные палаты муниципальных образований
Контрольное управление Президента РФ
Федеральная служба по финансовому мониторингу
Центральный банк РФ (Банк России)
Контрольные органы Правительства РФ
Федеральная таможенная служба Министерство финансов РФ
Федеральное казначейство
Федеральная служба финансово - бюджетного надзора
Федеральная налоговая служба
Контрольные органы главных распорядителей бюджетных средств
Контрольные органы министерств и ведомств Контрольные органы финансового контроля субъектов РФ
Контрольные органы структурных подразделений субъекта РФ
Контрольные органы финансового контроля муниципальных образований
Контрольные органы структурных подразделений муниципальных образований
Законодательные (представительные) органы публичной власти осуществляют финансовый контроль как непосредственно (в процессе их законотворческой и управленческой деятельности), так и через создаваемые ими контролирующие органы: Счетную палату Российской Федерации, контрольные палаты и другие специализированные органы.
Счетной палате РФ в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит особое место.
Счетная палата РФ — это не зависимый от Правительства РФ постоянно действующий орган финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ. Его деятельность регулируется Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г.
В соответствии с п. 5 ст. 101 Конституции РФ «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату». [2]
Объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность.
К субъектам, на которых распространяются контрольные полномочия Счетной палаты, относятся [3]:
1) все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения, федеральные внебюджетные фонды;
2) органы местного
3) общественные объединения, негосударственные
фонды и иные
Таким образом, область действия контрольных полномочий Счетной палаты в отношении указанных субъектов связана с федеральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и федеральной собственностью.
В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Деятельность Счетной палаты направлена на проведение ряда мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов.
К основным задачам Счетной палаты РФ относятся:
— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
— оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативно-правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
— анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово - кредитных учреждениях Российской Федерации;
— регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий;
— контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.
Особо выделены полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов, а именно за:
— управлением и обслуживанием государственного долга;
— законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций;
— эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;
— представлением государственных кредитов, а также представлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ создают свои региональные контрольно-счетные органы. Они осуществляют контроль исполнения региональных бюджетов, в том числе контроль законного и эффективного использования средств, использования региональных имущества и собственности и т.д.
Контрольное управление Президента РФ (создано соответствующим Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729) выполняет функции контроля (включая проверки) исполнения федеральными органами исполнительной власти и организациями федеральных законов, касающихся полномочий Президента РФ, его указов и распоряжений, а также контроля реализации бюджетных посланий Президента РФ Федеральному Собранию.
Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает и утверждает методологию и методическое обеспечение государственного финансового контроля, включая порядок его организации, осуществления контроля исполнения федерального бюджета, применения мер ответственности за правонарушения в финансово-бюджетной сфере, финансового мониторинга денежных доходов населения и т.д. Минфин России осуществляет общее руководство, координацию и контроль входящих в его структуру Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федерального казначейства.
Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее территориальные подразделения осуществляют контроль соблюдения налогового законодательства, учет налогоплательщиков и объектов облагаемого имущества, камеральные и выездные проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. [4,стр.127-133] ФНС разрабатывает и контролирует реализацию налоговой политики, а также осуществляет контроль выполнения плановых налоговых назначений (плана сбора налоговых платежей) и собираемости налогов по стране в целом и через свои территориальные управления.
При осуществлении контрольной деятельности налоговые органы ФНС взаимодействуют таможенными органами по налоговым платежам, взимаемым на таможенной границе, и с Федеральной службой по экономическим и налоговым преступлениям МВД России. Последняя осуществляет финансовые и налоговые расследования, а также совместно с налоговыми органами (по их запросу) участвует в проведении налоговых проверок. Основы организации и проведения налогового контроля органами ФНС, а также перечень налоговых правонарушений, налоговых санкций и порядок их применения налоговыми органами установлены в первой части НК РФ. Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям руководствуется нормами уголовного права.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора выполняет функции по надзору и контролю в финансово-бюджетной сфере и в области валютных отношений. Контрольные полномочия этой службы достаточно широки. Она осуществляет проверки и ревизии законности и эффективности использования средств федеральных бюджета, внебюджетных фондов и имущества, надзор за соблюдением законодательства о финансово - бюджетном контроле и надзоре органов публичной власти, проводит контроль валютных операций (за исключением операций, проводимых кредитными организациями и валютными биржами) и соблюдения норм валютного регулирования и контроля, формирует единую информационную систему контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, решает другие контрольные задачи.
Для наглядности хотелось бы привести конкретные результаты деятельности Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ростовской области за 9 месяцев 2013 года. Так, по результатам контрольно-надзорной работы в финансово - бюджетной сфере ТУ Росфиннадзора в Ростовской области за 9 месяцев 2013 года проведено 290 проверок, что на 13 проверок больше, чем за 9 месяцев 2013 года. При этом количество результативных ревизий (проверок) уменьшилось, так в 2012 году - 54%, в 2013 году только 39%. Снижение показателя связано с тем, что в 2013 году в рамках проверки консолидированного бюджета Ростовской области проведена 81 проверка, из которых 63 оказались нерезультативными.
Выявлено нарушений при проведении контрольных мероприятий за 9 месяцев 2013 года более чем на 140 млрд. рублей, что превышает показатели за аналогичный период 2012 года в 20 раз (за 9 месяцев 2012 года – 7 млрд. рублей). Столь высокий показатель в 2013 год достигнут в том числе за счет результатов по проверке: ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ – 138 млрд.
рублей (не учтена по учету стоимость земельных участков).
За 9 месяцев 2013 года выявлено нарушений в использовании средств, выделенных из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов, в сумме 763 442,4 тыс. рублей, что в 3,6 раза превышает показатель за аналогичный период 2012 года (208 483,4 тыс. рублей).
Информация о работе Государственный финансовый контроль в России