Государственный финансовый контроль в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 16:22, реферат

Краткое описание

Государственный финансовый контроль является неотъемлемой частью системы государственного управления.
В настоящее время в России большое внимание уделяется вопросам организации действенного механизма государственного финансового контроля. Это объясняется в первую очередь тем, что рыночная форма хозяйственных отношений, федеративный тип государственного устройства создают дополнительные проблемы, связанные с управляемостью и контролируемостью на федеральном, региональном и местном уровне.

Вложенные файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИИ.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

Важным органом государственного финансового контроля выступает также Федеральное казначейство. Оно осуществляет учет бюджетных средств на единых счетах, контроль операций по счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, а также коммерческих банков, производящие операции с бюджетными средствами, и других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. В случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств и других нарушений Федеральной казначейство вправе приостановить расходные операции по единым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, требовать соблюдения бюджетного законодательства непосредственно или при взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, включая силовые. Федеральное казначейство производит операции и осуществляет контроль средств не только федерального, но и региональных бюджетов.

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств выступают не только контролируемым, но и контролирующим субъектом по отношению к получателям бюджетных средств. В БК РФ установлено, что главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют контроль целевого использования средств, своевременного возврата бюджетных кредитов и предоставления отчетности об использовании бюджетных средств бюджетополучателями. Главные распорядители бюджетных средств выступают инициаторами проведения финансовых проверок подведомственных бюджетных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые непосредственно осуществляются специализированными органами государственного финансового контроля.

Банк России осуществляет контроль денежной массы в обращении и банковский надзор. Банк России осуществляет жесткий контроль наличных денег в обращении, а также валютных операций коммерческих банков и валютной биржи. Надзорная деятельность Банка России в отношении коммерческих банков заключается в их государственной регистрации, в выдаче и отзыве лицензий банкам и небанковским кредитным организациям, в контроле соблюдения ими банковского и кредитного законодательства, установленных правил, норм и нормативов, в мониторинге финансовой устойчивости и платежеспособности банков, а также их возможности участия в системе страхования вкладов населения, в контроле незаконной легализации банками денежных доходов юридических и физических лиц, полученных преступным путем, и в других контрольно - надзорных действиях. В случае выявленных нарушений Банк России имеет право лишать коммерческие банки лицензий или приостанавливать их действие.

Кроме того, с 1 сентября 2013 года Центральный банк России стал мегарегулятором финансового рынка. Согласно закону о созданиимегарегулятора,[5] отныне Центробанк будет заниматься также наблюдением за некредитными финансовыми организациями, в число которых входят микрофинансовые структуры, управляющие компании паевых инвестиционных фондов и кредитные кооперативы.

Федеральная служба по финансовому мониторингу занимается надзором за выполнением организациями и физическими лицами законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также отслеживанием крупных единовременных расходов населения с целью противодействия коррупции и терроризму. Мониторингу подлежат крупные банковские операции и покупки граждан, их операции с недвижимостью и другим ценным имуществом на сумму более 600 тыс. руб. Коммерческие банки, риэлторские компании, магазины, ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны сообщать и Федеральную службу по финансовому мониторингу данные о названных операциях и сделках.

Накопленная службой информация подлежит обработке и анализу. В случае выявления подозрительных сделок материалы по ним могут быть направлены в Федеральную налоговую службу, Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям и в другие государственные силовые структуры.

Федеральная таможенная служба наделена функциями проведения таможенного контроля. Последний включает в себя контроль исполнения таможенного законодательства, контроль перемещения товаров, транспортных средств и валюты через таможенную границу РФ, контроль полноты и своевременности уплаты таможенных пошлину налогов и сборов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ (НДС и акцизов). В случае выявления таможенными органами нарушений таможенного и налогового законодательства они правомочны применять таможенные и налоговые санкции, установленные Таможенным и Налоговым кодексами РФ.

Летом 2013 года в Бюджетный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях были внесены дополнения и изменения, направленные на развитие системы государственного и муниципального финансового контроля.

Так, в новой редакции Бюджетного Кодекса РФ появилось деление государственного (муниципального) финансового контроля на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внешний контроль для правительства будет осуществлять Счетная палата (СП), контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Второй вид контроля – внутренний – будет под ответственностью главных распорядителей бюджетных средств, Федерального казначейства и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

В кодексе также разграничены полномочия между органами финансового контроля, уточнены бюджетные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению финансового контроля. Законодательно закреплены положения об осуществлении внутреннего финансового аудита.

Стоит отметить, что в мировой практике деление финансового контроля на внешний и внутренний существует примерно с 70-х годов 20 века. Остается надеяться, что в самой ближайшей перспективе в Российской Федерации, как в большинстве развитых стран, органы внутреннего контроля возьмут на себя основную нагрузку по проведению финансового аудита, а внешние - будут прежде всего оценивать работу служб внутреннего аудита.

В настоящее время многие эксперты отмечают, что разделение государственного контроля на внутренний и внешний способствует, в частности, укреплению взаимодействия Счетной с Росфиннадзором и его территориальными органами, намечается новый конструктивный этап, подготовлен проект нового соглашения о сотрудничестве.

Однако часть полномочий в сфере соблюдения бюджетного законодательства, схожих для органов внешнего и внутреннего контроля, так и не получила четкого разделения в российском законодательстве. На практике это может привести к конфликту интересов, снижению эффективности контрольно-ревизионной деятельности, не исключено дублирование проверок и ревизий в отношении одних и тех же объектов контроля и проверяемого периода.

До внесения изменений в Бюджетный Кодекс в Российской Федерации финансовый контроль в зависимости от времени проведения делился на [6,стр.31-41]:

• предварительный - осуществлялся до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Имел важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины;

• текущий (оперативный) - контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т. д.).

• последующий - это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т. п.).

С учетом последних изменений текущий (оперативный) контроль был исключен из Бюджетного Кодекса.

Кроме того, в Бюджетном Кодексе появилось определение объектов государственного (муниципального) финансового контроля. К ним относятся:

финансовые органы (главные распорядители и получатели бюджета);

госкорпорации и госкомпании;

хозяйственные товарищества и общества с участием публично - правовых образований в их уставных капиталах;

коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных капиталах.

До недавнего времени в стране действовало более 200 нормативных правовых актов федерального уровня (федеральных законов, указов президента страны, постановлений правительства), затрагивающих в той или иной степени вопросы контроля и надзора. Нормативно-правовая база не содержала единых определений базовых понятий, вопросов методологии.

В рамках совершенствования системы государственного (муниципального) финансового контроля в новой редакции Бюджетного Кодекса содержится перечисление основных методов осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, сформулированы их определения:

проверка;

ревизия;

обследование;

санкционирование операций.

Если обратиться к Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации, то мы увидим новые статьи, содержащие составы административных правонарушений, которые предусматривают привлечение к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Так, возможно наложение штрафа до 50 тыс. рублей и отстранение чиновников от должности на 3 года. Для юридических лиц – нарушителей закона административные штрафы установлены в процентном отношении к сумме бюджетных средств, использованных с нарушением законодательства (до 25% от суммы нецелевого использования).

Однако нельзя не отметить, что ряд наказаний за нарушение бюджетного законодательства для чиновников и юридических лиц достаточно мягкие. Дисквалификация чиновников за несоблюдение бюджетного законодательства или штраф – меры, на мой взгляд, неспособные привести нашу страну к состоянию идеальной работы госсектора и скорейшему улучшению делового климата в регионах.

Если оценивать последние изменения в системе государственного (муниципального) контроля в целом, то можно сказать, что, несмотря на ряд недостатков, данные меры нацелены на повышение прозрачности и увеличения эффективности бюджетного контроля в нашей стране.

Проблемы финансового контроля определяются как внутренними, так и внешними факторами. В числе внутренних факторов можно выделить такие факторы, как стиль работы руководителей всех уровней власти, определение и документальное закрепление процедур контроля, налаженность системы информационного обеспечения.

К внешним факторам, определяющим проблемы финансового контроля в Российской Федерации, относятся уровень развития экономики, уровень развития законодательной базы, налоговая политика государства, соблюдение действующего законодательства и ряд других факторов. [7,стр.69-72]

В заключение можно сделать вывод, что необходима качественная переработка действующих правовых норм в сфере регулирования финансового контроля, устранение несогласованностей и противоречий правового регулирования системы органов государственного финансового контроля, восполнение пробелов и отмена устаревших норм.

Существующую сейчас в стране систему органов государственного финансового контроля трудно назвать эффективной.

В целях эффективного функционирования система финансового контроля должна основываться на следующих постулатах:

Проверяемость финансовой отчетности и показателей

Неизбежность конфликта между проверяющим и проверяемой организацией

Отсутствие искаженной информации в финансовой отчетности

постоянное следование стандартам учёта лежит в основе объективности работы

деятельность контролера регламентируется исключительно его полномочиями

профессиональные обязанности контролера должны отвечать его должностному статусу

 

Рис.2 Постулаты эффективного функционирования системы финансового контроля

 

Список используемой литературы:

 

1. Конституция Российской Федерации //Справочно-правовая система КонсультантПлюс [2]

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ (действующая редакция от 03.11.2013) //Справочно - правовая система КонсультантПлюс

3. Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 9.08.2013) //Справочно-правовая система КонсультантПлюс

4. Федеральный закон РФ от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О Счетной палате Российской Федерации",[3]

5. Федеральный закон РФ от 23 июля 2013г. N251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей Центральному банку РФ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков",[5]

6. Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля 2000 г., 18 июля 2001 г.)

7. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 г. № 278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора»

8. Клейменов Я.С. Проблемы организации  государственного финансового контроля в Российской Федерации [Текст] / Я.С. Клейменов //Административное и муниципальное право. – 2010. – № 6. –[7,стр.29-31]

9. Иванов М.Ю. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации: скрытый потенциал великой страны.// Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".-2013.-№4.- С.58-64

10. Романовский М.В., Врублевская  О.В. . Финансы: Учебник для вузов. //М: Перспектива, Юрайт.-, 2010 г. [1,стр.122-123], [4,стр.127-133]

11. Шевченко А.А., Аюбов И.А. Актуальные  проблемы государственного финансового контроля/Журнал Финансовые исследования.- 2008 №.-01//, [6,стр.31-41]

12. http://r61.rosfinnadzor.ru- сайт ТУ Росфиннадзора в Ростовской области


Информация о работе Государственный финансовый контроль в России